Мудрый Экономист

Расходные операции по "замороженному" счету

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 17-18

У налогового органа есть довольно серьезный метод "воспитания" налогоплательщиков, которые, к примеру, "забыли" своевременно представить декларацию или рассчитаться с бюджетом по налогам. В таких случаях инспекторы имеют возможность приостановить операции налогоплательщика по его расчетным счетам. А это означает практически "заморозку" деятельности предприятия. Конечно, в таких ситуациях необходимо как можно скорее сдать отчетность или погасить долг, чтобы восстановить хозяйственную деятельность. Однако нелишним будет знать, какие операции можно провести и по "замороженному" счету. Тем более что инспекторы зачастую блокируют расчетные счета по ошибке.

Перечень оснований, по которым налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также переводов электронных денежных средств, установлен ст. 76 Налогового кодекса. Так, расходные операции по счетам налогоплательщика могут быть заблокированы в следующих случаях:

  1. неисполнение требования об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК). В этом случае банк прекращает расходные операции, влекущие уменьшение остатка денег на счете, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа;
  2. непредставление налоговой декларации в течение 10 дней после установленного для ее подачи срока (п. 3 ст. 76 НК). В такой ситуации блокируется вся сумма денежных средств на счетах в банках.

Отметим, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, вынесенное налоговым органом, подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК). Поэтому в любом случае все вопросы, связанные с правомерностью такого решения и т.п., необходимо выяснять непосредственно с налоговиками.

Очевидно, что в подобных ситуациях налогоплательщикам следует как можно быстрее устранить причину, по которой инспекция "заморозила" их счета. В случае если речь идет о непредставлении декларации, то для снятия "ареста" нужно просто ее представить в налоговый орган. При получении декларации инспекция не позднее следующего рабочего дня должна вынести решение об отмене приостановления операций по банковским счетам. Ну а если основанием для блокировки счетов являлось неисполнение в срок требования об уплате налогов, пеней, штрафов, то и эту "недоимку" необходимо погасить. Инспекция должна принять решение об отмене приостановления операций по счетам ИФНС не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки банка, подтверждающей уплату долга. Поскольку "разблокировочные" решения инспекция направляет в банк в электронной форме, то в принципе счета могут быть "реанимированы" довольно оперативно. Более того, не в интересах налоговых органов затягивать этот процесс. Ведь в силу п. 9.2 ст. 76 Кодекса в случае вынесения решения о "разморозке" счета с опозданием либо о несвоевременном его направлении в банк на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Кстати говоря, эти же проценты должны быть уплачены налогоплательщику и в том случае, если инспекция заблокировала его расчетные счета по ошибке. В этом случае для "разморозки" счета нужно представить в налоговый орган копию декларации с отметкой о ее принятии инспекцией (квитанцию о приеме декларации в электронном виде и протокол входного контроля налогового органа при отправке отчетности по ТКС, почтовую квитанцию о направлении письма по почте с описью вложения) либо банковскую выписку, подтверждающую, что налоговый долг был своевременно погашен.

Очередность списания средств

В любом случае с момента вынесения решения налоговым органом о приостановке операций по счетам налогоплательщика до его "разморозки" пройдет какое-то время. Соответственно, в такой ситуации возникает вопрос, какие платежи все же могут быть произведены с такого счета.

Начнем с того, что приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. То есть на поступлении денежных средств на счет такая "заморозка" никак не скажется.

Плюс ко всему приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством РФ, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Обратите внимание! Согласно п. 12 ст. 76 Кодекса при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банки не вправе открывать ей новые счета.

Если на счете у налогоплательщика достаточно денежных средств для удовлетворения всех предъявляемых к нему требований, то банк производит списание средств по мере поступления распоряжений клиента и других документов на списание, то есть в порядке календарной очередности платежей (п. 1 ст. 855 ГК). А вот при недостаточности денег на счетах в соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

Как видим, платежи первой и второй очереди однозначно предшествуют уплате налогов и сборов. А стало быть, "заморозка" счета на них не распространяется.

В свою очередь налоговые платежи предусмотрены в третьей и четвертой очереди. Как разъяснил Минфин России в Письме от 20 января 2014 г. N 02-03-11/1603, в третью очередь осуществляется списание денежных средств по поручениям налоговых органов, носящим бесспорный характер. При этом налоговые платежи, которые налогоплательщик осуществляет добровольно, относятся к пятой очереди.

Таким образом, к третьей очереди отнесены как платежи по поручениям налоговых органов на списание налогов и штрафов, так и заработная плата. В то же время ст. 855 ГК определено, что списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. То есть в том случае, если "зарплатная" платежка поступит в кредитную организации раньше, чем поручение налогового органа, банк должен списать со счета деньги на зарплату, а уже потом налоги. Данный факт признал и Минфин России в Письме от 26 ноября 2013 г. N 03-02-07/1/51137.

Иные основания

Надо сказать, что в настоящее время имеется еще как минимум одно основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика. Согласно пп. 2 п. 10 ст. 101 Налогового кодекса налоговая инспекция может "заморозить" расчетные счета в качестве обеспечительной меры для исполнения решений, вынесенных по результатам налоговой проверки. Разумеется, налоговый орган "на всякий пожарный" такой возможности не упускает. Однако стоит иметь в виду, что блокировка счета по указанному основанию возможна только после наложения запрета на отчуждение имущества и если совокупная стоимость такого имущества по данным бухучета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения по проверке. "Разблокировать" счет в такой ситуации гораздо сложнее, нежели в ранее описанных нами случаях. В качестве альтернативы налоговикам можно предложить заменить "заморозку" счета на банковскую гарантию, залог обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, залог иного имущества, поручительство третьего лица (п. 11 ст. 101 НК).

Также необходимо отметить, что с 1 января 2015 г. п. 3 ст. 76 Налогового кодекса будет действовать в редакции Закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ. В результате этой "редактуры" с начала следующего года, во-первых, будет уточнено, что в случае непредставления декларации в течение 10 дней по истечении установленного на то срока налоговики вправе заблокировать счета в течение трех лет. Во-вторых, у инспекторов появится новое основание для "заморозки" счетов налогоплательщиков, которые должны отчитываться перед налоговой в электронном виде. Операции по банковским счетам будут приостановлены в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган в течение 10 дней с момента истечения установленного на то срока. В свою очередь на представление этой квитанции Кодекс отводит шесть дней с момента отправки налоговым органом соответствующих документов (п. 5.1 ст. 23 НК в ред. Закона N 134-ФЗ).

Д.Ковалев