Мудрый Экономист

Оздоровление банковской системы: политика кнута или пряника?

"Внутренний контроль в кредитной организации", 2014, N 1

В статье проанализированы действия регулятора по оздоровлению банковской системы. Автор рассматривает отдельные положения Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" и высказывает свое мнение об оценке величины средневзвешенной полной стоимости потребительского кредита и формировании списка системно значимых кредитных организаций. Также вынесены предложения по финансовому и управленческому оздоровлению банков. Отдельное внимание в статье уделено методам борьбы с завышенной процентной ставкой.

Для банковской системы 2013 г. был особым: утвержден графический символ рубля, Банк России получил статус мегарегулятора, возглавляемого новым руководителем. Ужесточен надзор за качеством банковских активов и услуг, принят Закон о потребительском кредите. С нарастающей тревогой банки приступили к разработке мер по адаптации к резко изменившимся условиям - спаду экономики и дефициту финансовых ресурсов.

Со сменой руководства Банка России в экспертной среде ожидали смягчения денежно-кредитной политики, одним из направлений которой могли быть снижение учетной ставки и удешевление кредита, что должно его сделать более доступным ресурсом для замены устаревшего оборудования, финансовой поддержки импортозамещения <1> (как антиинфляционного фактора) и других приоритетных точек экономического роста. Но этого не случилось. Банк России твердо придерживается достаточно спорной позиции, что стартовым условием для ускорения роста ВВП является низкая инфляция, достижение которой якобы несовместимо с дополнительным вбросом в экономику кредитных денег.

<1> Импортозамещение - замещение импорта товарами, произведенными отечественными производителями, то есть внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование производств внутри страны.

Не соглашаясь с таким доводом, автор разделяет мнение ряда экономистов, что снижение роста цен в России до уровня промышленно-развитых стран маловероятно, поскольку наша высокая инфляция (в прошедшем году - 6,5%) капитально "встроена" в не имеющую перспективы сырьевую экономику.

В настоящее время первоочередными задачами Банка России считает активную чистку рынка и избавление от проблемных банков.

Так, во втором полугодии 2013 г. и за два месяца текущего года лицензии отозваны у 43 кредитных организаций (из 956 действующих на территории Российской Федерации в начале прошлого года). Этот процесс будет продолжаться, поскольку Совет Федерации одобрил Федеральный закон от 02.12.2013 N 335-ФЗ <1>, предоставляющий Агентству по страхованию вкладов (далее - Агентство, АСВ) возможность получить у Банка России без обеспечения кредит на срок до пяти лет.

<1> Федеральный закон от 02.12.2013 N 335-03 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Документ вступает в силу с 3 апреля 2014 г.

Готовность оказания такой помощи может характеризовать попытку властей укрепить в будущем финансовую базу Агентства для выплаты средств вкладчикам банков с отозванной лицензией.

Размышления о коррекции негативных процессов: санирование или отзыв лицензии?

Безусловно, в банковской системе накопилось немало негативных процессов, которые требуют устранения. Но удивляет, что регулятор весьма активно взялся за работу без предварительной и достаточной оценки последствий. Поспешный групповой отзыв банковских лицензий скрытно тянет за собой раздражение населения и другие негативные явления, в частности:

<1> Переток вкладов, наблюдавшийся в ноябре - декабре 2013 г. после серии отзывов лицензий у банков, помог Сбербанку увеличить в пассивах средства физических лиц до 8,04 трлн руб. (Коммерсант. 16.01.2014).

Агрессивный курс на избавление рынка от проблемных банков вызвал в дискуссионной среде неоднозначную оценку. Некоторые эксперты считают, что такая компания должна была начаться (как в странах Евросоюза) сразу же после кризиса 2008 - 2009 гг., когда балансы и внутренний учет банков более наглядно отражали характер и законность операций, источники прибыли и капитала, умение менеджмента держать удар в нестандартных условиях.

Альтернативой отзыва лицензии у банка является его санирование - финансовое и управленческое оздоровление, проводимое в различных формах, включая назначение в банк временной администрации. Осуществление комплексных санационных мер с участием акционеров может с успехом для вкладчиков и обслуживающегося бизнеса вернуть банк к нормальной деятельности, сохраняя при этом Фонд страхования вкладов.

Улучшение результатов санирования банка зависит от выявления его слабости и нарушений на более ранней стадии. Проверяющие работу кредитной организации должны быть "асами" банковского дела, знать технологии искусно скрываемых "серых схем" и подрисовок отчетности, владеть методами логического анализа для того, чтобы "дыры" в балансах и нестыковку сопредельных показателей распознать своевременно, а не спустя месяцы и годы, когда банк спасать уже поздно.

Повышение качества банковского надзора

Повышению качества банковского надзора, на наш взгляд, могла бы способствовать организация при Банке России (или профильных вузах) долгосрочных курсов по банковской диагностике, на которых могли бы проходить обучение прошедшие конкурс банкиры-практики с высшим специальным образованием. Ключевая задача обучения могла бы состоять в овладении совокупных знаний по банковскому учету и отчетности, анализу притока финансовых ресурсов и их размещения в увязке с выполнением регулирующих банковскую деятельность экономических нормативов.

Профессионализм обучающегося может выражаться и в умелой оценке разрабатываемых банками стресс-тестов и санационных планов, и в способности накапливать и применять информацию о характерных и вновь выявляемых зонах финансовых рисков. В учебный процесс целесообразно дополнительно включать разработку методик, которые помогут банкирам своевременно распознавать в своих кредитных организациях сомнительные операции клиентов, их изощренные способы повышения собственной платежеспособности. Выпускники курсов по банковской диагностике могли бы быть очень востребованы для использования не в дистанционном, а контактном надзоре на местах.

Злоупотребления при потребительском кредитовании

Проблемы в банковском секторе резко обострились с расширением агрессивного потребительского кредитования, где возникло много вопросов и злоупотреблений со стороны как банков, так и самих заемщиков. Сложившийся в отдельные месяцы 2013 г. аномальный (более 40%) рост кредитов заставил искать этому причины. Стремление людей залезать в долги некоторые маркетологи видят в известной им закономерности стремления низших слоев общества к престижному потреблению в ущерб другим, казалось бы, более значимым, потребностям. Приобретение престижных товаров якобы позволяет их владельцу демонстрировать как себе, так и окружающим, что он еще не "конченый человек".

Отсылая этот постулат на рассмотрение специалистов экономической психологии, главной причиной массовой тяги к потребительскому кредиту, по нашему мнению, является предельная легкость его получения в банке. Как убеждают рекламные материалы и динамика необеспеченных ссуд, многие кредитные организации практически отошли от традиционной (сакральной) проверки платежеспособности заемщика. Массовая реклама в средствах массовой информации и уличной рекламе зазывает граждан получить без залога и поручительства кредит до 300 тыс. руб. и более <1>.

<1> Некоторые наиболее предприимчивые заемщики берут кредиты по украденным паспортам, гримируясь под фотографию документа.

Длительное время многие банки, пользуясь медлительностью регулятора в принятии контрольных мер, буквально штамповали договоры по выдаче сверхдорогих кредитов. Полученная же от потребительского кредитования совокупная маржа позволяла банкам с высоким остатком прибыли покрыть не только крупные затраты по привлечению вкладов, но и потерю части кредитов, выданных без достаточной оценки обязательств их возврата.

Нельзя забывать и о том, что избыточное потребительское кредитование в разы повышает спрос на импортные товары, ослабляя мотивацию роста отечественного производства.

Закон о потребкредите призван устранить конфликт

Переломить негативные тенденции на данном участке деятельности банков призван Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредитовании, Закон). Родившийся в острых многолетних дискуссиях Закон строго регламентирует экономические и социальные отношения всех участников кредитного процесса, включая микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, коллекторские фирмы. При этом большая ответственность за устранение конфликтов, накопившихся в кредитовании, ложится на банк. Стоит отметить, что к заемщикам, обязательства которых обеспечены ипотекой, новые правила не применяются.

В целом, позитивно оценивая Закон о потребительском кредитовании, хотелось бы высказать отдельные замечания и предложения.

Закон о потребительском кредитовании: замечания и предложения Искажение величины средневзвешенной полной стоимости потребительского кредита

В соответствии с п. 11 ст. 6 Закона о потребительском кредитовании полная стоимость потребительского кредита (в процентах годовых) на момент заключения договора не может превышать среднерыночное значение полной стоимости кредита более чем на одну треть. Причем среднерыночная величина полной стоимости потребительского кредита, применяемая в текущем квартале, рассчитывается Банком России на основе данных предыдущего квартала не менее чем по ста крупнейшим кредиторам по соответствующим категориям потребительского кредита либо не менее чем по одной трети общего количества кредиторов, представляющих соответствующую категорию потребительского кредита.

При таком порядке величина средневзвешенной полной стоимости потребительского кредита искажается из-за включения в расчет показателей финансового гиганта - Сбербанка России. Государственный Сбербанк выходит из ряда типичных кредитных организаций: имея "охранную грамоту", он обладает облегченным доступом к централизованным ресурсам для пополнения базового капитала и текущей ликвидности в отличие от деловых банков, работающих в режиме самообеспечения с повышенными рисками. Используя преференции, Сбербанк имеет возможность смягчать процентную политику и, занимая ведущую долю на рынке розничного кредитования, способен оказывать решающее влияние на динамику процентных ставок, разрушая конкурентную среду.

Для повышения объективности оценок, на наш взгляд, следует пересмотреть право участия Сбербанка в расчетах среднерыночных процентных ставок. Избежать влияния "веса" Сбербанка в измерении среднерыночной ставки по определенной категории потребительского кредита можно также с использованием следующей формулы:

    Средняя процентная ставка Сбербанка + Средневзвешенная
ставка по остальной контрольной группе банков
------------------------------------------------------.
2

Этот вариант расчета считаем более корректным.

Методы борьбы с завышенной процентной ставкой

Контроль за соблюдением требований Закона о потребительском кредитовании, вступающего в силу с 1 июля 2014 г., возложен на Банк России. Остается открытым вопрос о методах борьбы с завышенной процентной ставкой. Мировой опыт свидетельствует, что наказания за превышение рыночных ставок, установленных законом, чрезвычайно суровы. Например, во Франции служащего, выдавшего ростовщический кредит, могут наказать двумя годами тюремного заключения и штрафом в размере 45 тыс. евро. Согласно законодательству штата Нью-Йорк за выдачу кредита под 25% годовых нарушителю грозит наказание до четырех лет тюремного заключения. Примеры ограничений банков завышенных (ростовщических) ставок по кредитам в отдельных странах изложены в таблице.

Таблица

Методы "подавления" завышенных (ростовщических) ставок по кредитам в отдельных странах

Страна

Санкция

Германия

Нарушением закона считается двукратное превышение рыночных ставок для аналогичных кредитов. Ростовщический договор признается недействительным; за противозаконные ставки предусматривается наказание в виде штрафа или тюремного заключения до трех лет

Польша

Проценты по всем кредитам ограничиваются четырехкратной ставкой рефинансирования Национального банка. Наказанием за ростовщические сделки может быть штраф или тюремное заключение до двух лет

Франция

Ростовщическим является кредит с процентной ставкой, которая более чем на треть превышает среднерыночную ставку по однородным кредитам, предоставленным банками в течение предыдущего квартала. Среднерыночные ставки определяются ежеквартально Национальным банком. Служащему, заключающему ростовщические договоры, могут грозить до двух лет тюремного заключения и штраф в 45 тыс. евро

Великобритания

Суд по иску заемщика может признать кредитный договор несправедливым и изменить условия сделки, обязав банк вернуть истцу часть уплаченных средств или снизить сумму долга. Конкретные оценки "несправедливости" рассматриваются в индивидуальном порядке

США

В каждом штате установлен свой закон о максимальных процентных ставках. Размах ограничений по стране - от 5 до 25% годовых. В случае признания кредитного договора ростовщическим предусматриваются штраф, возврат заемщику процентов и комиссий (иногда в двойном или тройном размере), а также утрата банком права на возврат части кредита. В штате Нью-Йорк максимальная ставка по кредитам для физлиц не может превышать 16%, а при ставке 25% и более нарушение может обернуться тюремным заключением до четырех лет

Мы согласны с тем, что российские способы подавления ростовщических ставок по кредитам не должны копировать зарубежный опыт. Но одним из факторов, сдерживающих превышение среднерыночной стоимости потребительского кредита, могло бы быть наказание лиц, подписывающих договоры с грабительскими процентами, в виде общественных работ или крупного штрафа.

Список системно значимых кредитных организаций

В настоящее время Банк России, опасаясь краха крупного банка, способного негативно повлиять на банковский сектор и динамику Фонда страхования вкладов, разрабатывает список системно значимых кредитных организаций с учетом размера их активов, частных вкладов и роли на межбанковском рынке в качестве кредитора и заемщика. Эта группа банков, подвергаемая особому анализу и надзору, может рассчитывать в кризисной ситуации на твердую поддержку государства.

Такое решение регулятора вызывает вопросы. Ведь разделение банков на "непотопляемые" и остальные, попадающие, по сути, в "черный список", может дать негативный эффект. Он проявится в перенаправлении потока вкладов и средств корпоративных клиентов в ресурсы обхаживаемых государством банков, приобретаемых таким путем гарантию качества и надежности. Это создает условия для несправедливой конкуренции, которая приведет к искусственному ослаблению малых и средних банков, обслуживающих значительную часть промышленного и торгового бизнеса. Считаем, что созданием нерыночных преимуществ банкам, входящим в топ-группу, должна заинтересоваться Федеральная антимонопольная служба.

Банковская система и экономика

Банковская система, оказывая фундаментальное влияние на экономику, сама испытывает обратное позитивное или негативное воздействие в зависимости от состояния народного хозяйства государства, которое на фоне даже высоких нефтяных цен кризисное. Прошедший в январе текущего года Гайдаровский форум признал Россию попавшей разом во все ловушки, главные из которых - зависимость бюджета и социальных программ от сырьевых цен, расхождение обязательств с возможностями. По материалам СМИ можно видеть, что на форуме при оценке экономики звучали слова: рецессия, девальвация, инфляция, стагнация. Пессимистическим было выступление первого зампреда Банка России Ксении Юдаевой, которая уверила, что "Россия уже переживает стагфляцию - сочетание медленного роста ВВП с относительно высокой инфляцией..." <1>. Но о том, какую политику будет проводить Банк России для борьбы с этим злом, Юдаева не пояснила. Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на форуме, признал, что "у России вообще полно всяких разных внутренних проблем, структура экономики плохая и правительство ничего не делает" <2>.

<1> Профиль. 2014. N 2. С. 24 - 25.
<2> Деньги. 2014. N 3. С. 15.

Нарастание рисков в экономике отражается и в "мечущемся" в бивалютном коридоре курсе рубля. Его ослабление, протекающее сегодня под воздействием внутренних и внешних факторов, может не только помочь бюджету через возрастающую рублевую выручку экспортеров сырья <3>, но и вызвать резкий рост цен на импортные товары, которые в обмен на дорожающую валюту поступают на внутренний рынок в больших объемах. По словам заместителя главы Минэкономразвития России Андрея Клепача, в стране сложилась ситуация, когда экономика больше ориентирована на низкий курс рубля, чем на его укрепление. При такой оценке с достаточной вероятностью можно предположить, что Банк России, следя за курсом рубля, будет стараться ограничивать валютные интервенции, сохраняя золотовалютные резервы на особо неблагоприятные периоды, когда девальвация рубля придаст росту инфляции и процентным ставкам существенное ускорение.

<3> По данным экспертов, снижение курса национальной валюты к доллару на каждый рубль прибавляет бюджету около 180 млрд руб. в расчете за год.

В условиях ослабления экономики и высочайшего инфляционного ожидания представляется целесообразным, чтобы Правительство РФ и Банк России взяли бы на себя немалую часть вины за накопление проблем и проявили сдержанность в отзыве лицензий у банков. Контроль за ними, полагаем, должен больше содержать не карающие, а профилактические, наполненные креативностью меры, которые в совокупности с намечаемыми реформами в экономике помогут ее оздоровлению.

Рекомендации для служб внутреннего контроля и внутреннего аудита

Подводя итоги сказанному, подчеркнем, что поддержание экономической стабильности банков тесно связано с налаживанием ими эффективного внутреннего контроля - надзора, ведущегося банком и обращенного им на самого себя. Рационально организованный процесс внутреннего контроля должен обеспечивать независимость данной службы и ее руководителя от исполнительного органа банка, нацеливать на упреждение и оперативное выявление действий, которые могут способствовать злоупотреблению ресурсами или замалчиванию неудовлетворительных результатов работы отдельных подразделений и банка в целом. Высшее руководство кредитной организации обязано хорошо знать аналитические и моральные качества сотрудников внутреннего аудита, для того чтобы их деятельность несла с собой приверженность к корпоративным интересам и обеспечивала своевременные идентификацию и измерение рисков с целью предотвратить крупные потери и уход банка с рынка.

А.М.Проскурин

К. э. н.,

банковский эксперт