Мудрый Экономист

Арбитражная практика от 25.03.2014

"Вмененка", 2014, N 4

За осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя предусмотрена ответственность

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2014 N А28-4714/2013

По результатам выездной проверки территориальное отделение ФСС РФ привлекло индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной абз. 4 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ). Основанием для этого послужило ненадлежащее исполнение коммерсантом обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно не зарегистрировался в качестве страхователя. Индивидуальный предприниматель с таким решением территориального отделения ФСС РФ не согласился и обратился в суд.

В свою очередь арбитры отметили, что в соответствии со ст. 3, а также п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ страхователем является в том числе физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статьей 6 Закона N 125-ФЗ установлена обязанность регистрации в органах страховщика страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.

На основании абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 000 руб.

Арбитры выяснили, что индивидуальным предпринимателем был заключен трудовой договор, однако на учет в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний он не встал.

Таким образом, судьи пришли к выводу, что решение территориального отделения ФСС РФ о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, правомерно.

Суммы частичного возмещения работникам стоимости путевок на базу отдыха страховыми взносами не облагаются

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.02.2014 N А43-29070/2012

В ходе выездной проверки территориальное отделение Пенсионного фонда РФ выявило факт занижения организацией базы для начисления страховых взносов на сумму частичного возмещения работникам стоимости путевок на базу отдыха. На этом основании отделение ПФР доначислило организации страховые взносы. Компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд.

Арбитры отметили, что согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

На основании ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

То есть основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.

Вместе с тем сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Выплаты, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, относятся к выплатам социального характера и не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Арбитры выяснили, что путевки приобретались компанией с целью оздоровительного отдыха работников, которые возмещали ей часть стоимости путевок. Частичная оплата стоимости путевок для работников компанией осуществлялась из чистой прибыли. То есть, по мнению судей, указанные выплаты являются единовременными, носят социальный характер и не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются вознаграждением или элементами оплаты труда.

Таким образом, судьи пришли к выводу, что суммы частичной оплаты работникам стоимости путевок не являются объектом для начисления страховых взносов. Соответственно, решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ о доначислении компании страховых взносов является неправомерным.

Строительство таунхаусов не "вмененный" вид деятельности

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.02.2014 N А03-5093/2012

В ходе выездной проверки налоговая инспекция установила факт неправомерного применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по строительству жилых домов блокированной застройки (таунхаусов). На этом основании она доначислила организации налоги по общей системе налогообложения. Компания с таким решением налоговой инспекции не согласилась и обратилась в суд.

В свою очередь арбитры указали, что согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход переводится деятельность, связанная с оказанием бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОКУН.

На основании ст. 346.27 НК РФ в целях гл. 26.3 Налогового кодекса РФ бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов), предусмотренные ОКУН.

Согласно ОКУН, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, в состав бытовых услуг включены услуги по строительству индивидуальных жилых домов населению.

Понятие объекта индивидуального жилищного строительства, жилых домов блокированной застройки в Налоговом кодексе РФ не дано. Следовательно, в силу ст. 11 НК РФ можно использовать понятия других отраслей законодательства Российской Федерации.

Так, на основании п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ объекты индивидуального жилищного строительства и жилые дома блокированной застройки выделены в отдельные категории.

При этом строительство жилых домов блокированной застройки не указано в ОКУН в качестве бытовой услуги по строительству жилья населению в отличие от бытовой услуги по строительству индивидуальных жилых домов населению.

Таким образом, арбитры пришли к выводу, что спорные объекты не являются индивидуальными жилыми домами. Соответственно, деятельность организации, связанная со строительством жилых домов блокированной застройки (таунхаусов), не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.

При расчете ЕНВД нужно учитывать площади, фактически используемые для осуществления торговли

Постановление ФАС Московского округа от 21.02.2014 N Ф05-535/2014

По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила организации единый налог на вмененный доход и привлекла к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ. Основанием для доначисления послужил вывод налоговиков о необоснованном исчислении компанией единого налога исходя из площади торговых залов и залов для обслуживания посетителей значительно меньше той, которая определена в инвентаризационных и правоустанавливающих документах. Организация с таким решением налоговой инспекции не согласилась и обратилась в суд.

В свою очередь арбитры отметили, что согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м, и услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.

В соответствии со ст. 346.29 Налогового кодекса РФ при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, магазины, павильоны начисление единого налога на вмененный доход производится с использованием физического показателя "площадь торгового зала (в квадратных метрах)", а через другие торговые объекты - "торговое место".

На основании ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

То есть обязательным признаком для учета площадей при определении физического показателя "площадь торгового зала" и "площадь зала обслуживания посетителей" является фактическое использование этих площадей при осуществлении торговли.

Арбитры выяснили, что организация на основании договоров аренды использует ряд нежилых помещений для организации торговли и общественного питания и уплачивает в отношении этой деятельности единый налог на вмененный доход. В материалы дела организация представила доказательства того, что фактически используемые ею в качестве торговых залов и залов для обслуживания посетителей площади соответствуют физическому показателю, учтенному для целей налогообложения. Так, компанией были представлены схемы использования помещений, приказы о выделении торгового зала (зала обслуживания посетителей).

Кроме того, в ходе судебного заседания были проведены допросы лиц, подтвердивших фактическое использование организацией под торговый зал только части спорных помещений.

Довод налоговой инспекции о том, что представленные компанией договоры и технические паспорта БТИ не содержат изменений в площади торговых залов и залов обслуживания посетителей, судьи отклонили. Связано это с тем, что изменения в указанные документы с учетом выделения торговой площади путем выставления стеллажей и иных временных конструкций, препятствующих проходу посетителей и отделению их от торговой зоны, в соответствии с действующим законодательством, не вносятся.

Таким образом, судьи пришли к выводу, что решение налоговой инспекции о доначислении организации единого налога на вмененный доход неправомерно.

Когда налоговики могут отказать в выдаче патента

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2014 N А38-1163/2013

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель подал в налоговую инспекцию заявление на получение патента, в котором указал следующий вид деятельности - "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли". Однако налоговая инспекция отказала в выдаче патента. Основанием для этого послужил вывод налоговиков о несоответствии объекта, в котором предприниматель осуществляет розничную торговлю, перечню, приведенному в ст. 346.43 НК РФ. Индивидуальный предприниматель с таким решением налоговой инспекции не согласился и обратился в суд.

Арбитры выяснили, что индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю обувью. Для этих целей им арендовано помещение площадью 34 кв. м. Указанное помещение расположено в нежилом здании, которое является торговым комплексом.

Вместе с тем согласно пп. 45 и 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.

Термины "стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы" и "стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов" для целей применения патентной системы налогообложения раскрываются в п. 3 ст. 346.43 НК РФ.

Так, стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - это торговая сеть, которая расположена в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы.

То есть перечень объектов стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, в которых может быть организована розничная торговля, для целей применения патентной системы налогообложения является закрытым и не включает в себя торговые комплексы.

Таким образом, судьи пришли к выводу, что решение налоговой инспекции, выразившееся в отказе выдачи индивидуальному предпринимателю патента на осуществление розничной торговли, правомерно.