Специальная оценка условий труда: новые положения
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 3
С 1 января 2014 г. вступили в силу два новых Закона, регулирующих специальную оценку условий труда (СОУТ). Зачем нужна такая оценка? Кто и когда ее должен проводить? Ответы на эти и другие вопросы - в предложенном материале.
Предпосылки принятия нового Закона
В самом конце 2013 г. были приняты новые Законы: Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ). Они вступили в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений.
Необходимость принятия новых Законов связана со следующими причинами.
До 2014 г. законодательством РФ фактически были установлены три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда:
- аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании ст. 209 ТК РФ с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций;
- специальная оценка условий труда, которая согласно ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ <1> должна осуществляться на основании отдельного федерального закона в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам;
- государственная экспертиза условий труда, проводимая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда на основании ст. 216.1 ТК РФ в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Целесообразно было объединить и унифицировать данные процедуры, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могли использоваться и для уплаты страховых взносов в ПФР, и для предоставления иных гарантий и компенсаций работникам. Это и стало основной целью принятия нового Закона о СОУТ.
К сведению. В течение 11 месяцев 2013 г. Рострудом было проведено 42 500 проверок по вопросам охраны труда, в ходе которых выявлено свыше 425 000 нарушений <2>. Основные причины нарушений условий труда:
- допуск к работе работников, не обученных по охране труда;
- необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- непроведение оценки условий труда на рабочих местах.
Наибольшая численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве за 10 месяцев 2013 г. в расчете на 1000 работающих, в том числе со смертельным исходом, наблюдается в организациях следующих видов экономической деятельности:
- строительство - погибло 488 человек;
- обрабатывающие производства - погибло 363 человека;
- сельское хозяйство - погибло 254 человека;
- добыча полезных ископаемых - погибло 160 человек.
Новый порядок СОУТ призван решить еще одну проблему - формальное проведение аттестации рабочих мест или непроведение данного мероприятия совсем. Новый Закон предлагает дифференцированный подход: для большой части рабочих мест работодатель сможет провести СОУТ в упрощенном порядке, задекларировав рабочее место как безопасное. Указанная норма особенно актуальна для малых предприятий: она должна удешевить проведение СОУТ.
К сведению. По экспертным оценкам, насчитывается примерно 48 - 49 млн рабочих мест и 74 млн человек экономически активного населения, так как на одном рабочем месте могут одновременно работать несколько сотрудников в несколько смен. На конец 2013 г. обследовано около 6,4 млн рабочих мест.
Федеральным законом N 421-ФЗ были приняты поправки в целый ряд законов в связи с необходимостью приведения законодательства РФ в соответствие положениям Федерального закона N 426-ФЗ.
Данный пакет поправок направлен на формирование и закрепление механизма экономического стимулирования работодателей к реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, основным инструментом которого будет проведение СОУТ.
Специальная оценка условий труда: основные положения
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В отношении кого проводится СОУТ? Такая оценка проводится в отношении условий труда всех работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Какими правами наделен работник в связи с проведением СОУТ? Работник вправе:
- присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
- обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, за получением разъяснений по вопросам ее проведения на его рабочем месте;
- обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте.
При этом работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки.
Каковы обязанности работодателя в связи с проведением СОУТ? Работодатель должен:
- обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой в установленных случаях;
- предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию для ее проведения;
- не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;
- ознакомить работника с результатами проведения СОУТ на его рабочем месте в письменной форме;
- давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
- реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ.
Обратите внимание! Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).
Работодатель с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и о государственной и об иной охраняемой законом тайне должен разместить на своем официальном сайте (при его наличии) сводные данные о результатах проведения СОУТ и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета.
Для чего могут применяться результаты проведения СОУТ? Такие результаты могут применяться для:
- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
- осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- организации в установленных случаях обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда;
- решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- определения в установленных случаях и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- оценки уровней профессиональных рисков;
- иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Таким образом, результаты проведенной СОУТ будут применяться для самых разных целей. Как видим, перечень открытый, то есть данные результаты могут быть использованы не только для заявленных целей, но и для решения других задач.
Кто проводит СОУТ? Организовывать и финансировать проведение спецоценки обязан работодатель. Непосредственно она проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей установленным Федеральным законом N 426-ФЗ требованиям.
Организация, проводящая СОУТ, должна быть зарегистрирована в специальном реестре, который будет вестись Рострудом. Федеральным законом N 426-ФЗ предусмотрены следующие переходные положения:
- организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до 01.01.2014, в качестве оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно;
- организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до 01.01.2014, в качестве оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., вправе проводить СОУТ до 31 декабря 2014 г. включительно;
- обязанности экспертов данных организаций вправе выполнять лица, работающие в них по трудовому договору и допущенные к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на 01.01.2014, но не позднее сроков, установленных для этих организаций выше.
Итогом работы организации, проводящей СОУТ, является отчет о ее проведении, который передается работодателю. Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведенной оценки на их рабочих местах под подпись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.
Отметим, что при проведении СОУТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии обязательно включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Как часто проводится СОУТ? В общем порядке спецоценка проводится не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Это плановая СОУТ, но бывает еще и внеплановая.
Внеплановая СОУТ должна проводиться в следующих случаях:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда в связи с выявленными в ходе проведения проверок нарушениями требований Федерального закона N 426-ФЗ;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ.
Внеплановая СОУТ проводится в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.
Обратите внимание! Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств для проведения внеплановой СОУТ. При этом работодатель вправе провести спецоценку в порядке, установленном Федеральным законом N 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест.
Полностью СОУТ должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.
Что такое декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда? В отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодатель подает в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - декларация). Она действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
В случае если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого она принята, произошел несчастный случай на производстве (за исключением произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие этой декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ.
Решение о прекращении действия декларации принимается Рострудом.
По истечении срока действия декларации в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний работников, занятых на этом рабочем месте, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
Роструд формирует и ведет реестр деклараций в установленном порядке.
Как классифицируются условия труда? Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:
- оптимальные (1-й класс);
- допустимые (2-й класс);
- вредные (3-й класс). Они делятся на подклассы: 3.1 (вредные условия труда 1-й степени), 3.2 (вредные условия труда 2-й степени), 3.3 (вредные условия труда 3-й степени), 3.4 (вредные условия труда 4-й степени);
- опасные (4-й класс).
Как будут учитываться результаты проведения СОУТ? Результаты проведения такой оценки, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета). Обязанность по передаче результатов возлагается на организацию, проводящую СОУТ. В информационной системе учета объектами учета являются сведения в отношении работодателя, рабочего места, организации, проводившей СОУТ.
Сведения должны быть переданы в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
В случае невыполнения данной обязанности организацией, проводящей СОУТ, это вправе сделать работодатель.
Оператором информационной системы учета является Роструд.
Начало промышленной эксплуатации указанной информационной системы планируется с 1 января 2016 г. До этого периода сведения передаются в соответствии с временным порядком, который будет принят Рострудом.
Кто будет контролировать проведение СОУТ? Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона N 426-ФЗ осуществляется Рострудом и его территориальными органами в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Возникающие при проведении СОУТ разногласия рассматриваются также Рострудом и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения СОУТ в судебном порядке.
Документы, разработанные для реализации новых положений
В настоящее время в Минюсте находятся на регистрации следующие Приказы Минтруда, подготовленные для реализации новшеств, введенных в действие в соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ:
- от 24.01.2014 N 32н "Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, Инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда";
- от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению";
- от 07.02.2014 N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
В заключение отметим, что введение СОУТ связано с унификацией процедуры исследования рабочего места, при котором полученные результаты можно будет использовать и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.
Обязанность по проведению СОУТ лежит на работодателе. Спецоценка условий труда проводится в отношении всех имеющихся рабочих мест на предприятии. Плановая спецоценка должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, внеплановая - при наступлении конкретных обстоятельств, определенных Федеральным законом N 426-ФЗ. При этом предусмотрены переходные положения и полная СОУТ должна быть завершена до 2019 г.
Н.А.Петрова
Эксперт журнала
"Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"