Мудрый Экономист

Можно ли учесть расходы без доходов?

"Арсенал предпринимателя", 2014, N 3

Совсем скоро (не позднее 30 апреля 2014 г.) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны отчитаться о результатах своей хозяйственной деятельности за прошлый год, представив в налоговую инспекцию соответствующую декларацию. Ситуация, когда коммерсант в отчетном периоде произвел расходы, но не получил доходов, не редкость, особенно в начале коммерческой деятельности. Тем не менее налоговики уделяют повышенное внимание декларациям по УСН, в которых показаны убытки, и при камеральных проверках зачастую требуют объяснений. Разберемся, насколько это правомерно и как правильно учесть расходы при отсутствии доходов.

В первую очередь отметим, что в Налоговом кодексе нет нормы, ставящей признание расходов в зависимость от факта получения доходов.

Для признания расходов необходимо только, чтобы понесенные затраты были обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). При этом важно, чтобы понесенные расходы были в перечне ст. 346.16 НК РФ (этот перечень является закрытым). Еще один важный момент, на который коммерсанту стоит обратить внимание, - затраты можно включить в расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если все перечисленные условия выполнены, можно смело указывать расходы в декларации, даже если доходов в текущем отчетном периоде не было.

Пример 1. Индивидуальный предприниматель Иванов А.И. применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы". Основной вид деятельности коммерсанта - сдача внаем собственного недвижимого имущества. До начала осуществления своей предпринимательской деятельности, в конце 2013 г., Иванов решил произвести ремонт недвижимого имущества, не имея при этом доходов. Цель ремонта - сделать помещение более привлекательным и комфортным для арендаторов, для получения более высокой арендной платы. Все произведенные расходы подтверждены оправдательными документами.

Доходов у предпринимателя в отчетном году не было, несмотря на это, он может учесть произведенные расходы при формировании декларации по УСН за 2013 г. Они образуют убыток, который можно будет зачесть в уменьшение доходов 2014 г.

Аналогичную точку зрения по данному вопросу высказывало и финансовое ведомство (Письмо Минфина России от 06.09.2012 N 03-11-11/272).

Фрагмент документа. Письмо Минфина России от 06.09.2012 N 03-11-11/272

...если расходы на ремонт помещения (в случае использования данного помещения в целях осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода) обоснованны и документально подтверждены, а также оплачены, то независимо от факта получения дохода в налоговом периоде налогоплательщик вправе учесть указанные расходы при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Какие затраты нельзя включить в расходы

В "бездоходный" период нельзя указать в налоговой декларации расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Дело в том, что их относят к расходам только по мере реализации указанных товаров (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

То есть, если коммерсант занимается торговлей, стоимость купленных товаров можно учесть в расходах только после отгрузки товара покупателю.

Пример 2. Коммерсант Борисов А.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ноябре 2013 г. До конца 2013 г. он понес следующие расходы:

До конца года Борисов А.М. не смог отгрузить товар покупателям, в результате доход за 2013 г. не был получен.

Расходы на арендные платежи, заработную плату и страховые взносы Борисов А.М. учтет в декларации 2013 г. Они образуют убыток, который можно будет зачесть в уменьшение доходов 2014 г. А вот расходы на приобретение товаров коммерсант сможет учесть только в следующих периодах по мере реализации товаров.

Почему важно показать расходы

Часто предприниматели боятся вступать в споры с налоговыми органами и вместо "убыточных" деклараций сдают нулевые. А зря, ведь понесенные затраты можно учесть в качестве расходов только в том периоде, в котором они оплачены (за некоторыми исключениями, которые мы рассмотрим далее). То есть, если в текущем отчетном периоде коммерсант сдаст нулевую декларацию, в следующем периоде он уже будет не вправе указать в расходах затраты предыдущего "бездоходного" периода. Кроме того, если показать убыток в декларации, то в последующие 10 лет его можно списать в уменьшение налоговой базы по "упрощенному" налогу (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

К сведению. Сумма расходов с учетом убытков не может превышать величину налоговой базы:

Предупрежден - значит вооружен

Зная, что во многих налоговых инспекциях негативно относятся к убыточным декларациям, к возможным претензиям лучше подготовиться заранее. Чтобы обезопасить себя и опередить налоговых контролеров с их расспросами, лучше к декларации приложить сопроводительное письмо, поясняющее ситуацию с расходами без доходов.

Пример 3.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Руководителю ИФНС России N 46 по г. Москве¦
¦ А.С. Сидорову¦
¦ ¦
¦ Сопроводительное письмо ¦
¦ ¦
¦ Вместе с декларацией по упрощенной системе налогообложения за 2013 г.¦
¦направляю в Ваш адрес сопроводительное письмо, в котором хочу уточнить¦
¦некоторые показатели представленной мною декларации. ¦
¦ В 2013 г., в связи с началом ведения предпринимательской¦
¦деятельности, доходы отсутствовали. Расходная часть в сумме 180 000 (Сто¦
¦восемьдесят тысяч) руб. 00 коп. сформировалась за счет собственных¦
¦средств. Указанные расходы произведены с целью получения дохода.¦
¦Планируемый объем выручки в 2014 г. - 500 000 (Пятьсот тысяч) руб. 00¦
¦коп. Объем планируемых налоговых платежей составляет 30 000 (Тридцать¦
¦тысяч) руб. 00 коп. ¦
¦ ¦
¦21.04.2014 ¦
¦ ¦
¦Индивидуальный предприниматель Иванов И.А. Иванов¦
L--------------------------------------------------------------------------

Однако, если налоговые органы все же захотят проверить сложившуюся ситуацию и запросить подтверждающие документы, нужно, чтобы с ними был полный порядок.

Как подтвердить расходы

Как мы указали выше, чтобы учесть затраты в расходах для УСН, их нужно подтвердить документально. Это могут быть платежные документы, товарный и кассовый чеки, накладная и/или счет-фактура, оформленный акт выполненных работ, авансовые отчеты, путевые листы, заключенные договоры и прочие первичные учетные документы.

А как быть, если товары были приобретены у индивидуальных предпринимателей или организаций, применяющих ЕНВД? Ведь в качестве подтверждения получения оплаты за товар они вправе выдать только товарный чек либо квитанцию (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"). Проблем с контролерами возникнуть не должно при надлежащем оформлении данных документов. Не возражают против таких первичных документов и финансисты (Письмо Минфина России от 06.09.2012 N 03-11-11/272).

Как видно, не стоит бояться показывать расходы в декларации, если доходы за данный отчетный период отсутствуют. Это абсолютно законно и, что немаловажно, выгодно для предпринимателя.

Комментарий. Высказать свою точку зрения по вопросу учета расходов при отсутствии доходов мы попросили заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрия Подпорина.

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе при исчислении налоговой базы учесть только те расходы, которые предусмотрены в п. 1 названной статьи НК РФ и которые соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Кроме того, расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Также возможно оформление документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Учитывая изложенное, если произведенные налогоплательщиком расходы связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, обоснованны и документально подтверждены, а также оплачены, то независимо от факта получения дохода в налоговом периоде налогоплательщик вправе учесть данные расходы при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Об этом, в частности, указано в Письме Минфина России от 31.05.2010 N 03-11-06/2/82.

В.Цветаева

Юрист,

консультант по налоговому учету

консалтинговой компании "Советникъ"