Мудрый Экономист

Применение бюджетной классификации

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 10

Классификация расходов бюджетов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных государственных функций, решение социально-экономических задач. В свою очередь, КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Особенности применения бюджетной классификации в целях бюджетного учета определяются в нормативных актах Минфина. Приведем письма данного ведомства, разъясняющие отражение конкретного вида расходов на статьях и подстатьях КОСГУ, а также рассмотрим правила применения видов расходов в 2014 г.

Разъяснения по применению КОСГУ

Гербицидная обработка тропы наряда. Минфин в Письме от 10.07.2014 N 02-05-10/33744 рассмотрел вопрос о применении КОСГУ в отношении расходов на оплату услуг по гербицидной обработке тропы наряда на складах вооружения, учитываемой на балансе учреждения заказчика в составе нефинансовых активов, и сообщил следующее.

Согласно требованиям Указаний N 65н <1> расходы на оплату договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием объектов нефинансовых активов, находящихся у учреждения на праве оперативного управления (в том числе работ и услуг, осуществляемых с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), нужно отражать по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Значит, расходы на оплату услуг по гербицидной обработке тропы наряда, учитываемой на балансе учреждения, необходимо отразить по названной статье.

Оказание услуг связи и обслуживание оборудования связи. По мнению финансового ведомства, выраженному в Письме от 08.07.2014 N 02-05-11/33099, расходы на оплату договоров:

Установка системы видеонаблюдения. Минфин в Письме от 06.06.2014 N 02-05-10/27545 сообщил, что согласно требованиям Указаний N 65н расходы государственных учреждений на оплату договоров на установку единых функционирующих систем (включая приведение их в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как, например, система видеонаблюдения, нужно отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Экспертиза результатов, представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) согласно государственному (муниципальному) контракту. Пунктом 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ <2> установлено, что для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, к проведению которой могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных согласно Закону N 44-ФЗ.

<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В Письмах от 06.06.2014 N 02-05-10/27547, от 04.06.2014 N 02-05-10/26792 специалисты Минфина высказали мнение, что расходы на оказание услуг по проведению такой экспертизы следует отражать по соответствующим элементам видов расходов, по которым приняты и исполняются обязательства по государственному (муниципальному) контракту, в отношении результатов которого осуществляется экспертиза, и подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в увязке с соответствующими разделом, подразделом и целевой статьей, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период предусмотрены бюджетные ассигнования на указанные цели.

Затем, уже в Письме от 27.06.2014 N 02-05-11/31346, Минфин уточнил, что по данным расходам следует применять:

Экспертиза возможности использования заявленных радиоэлектронных средств с действующими. По этой ситуации Минфин в Письме от 06.06.2014 N 02-05-11/27541 сообщил: расходы на оплату услуг по проведению экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, при условии что ее проведение является необходимым условием возможности эксплуатации радиоэлектронных средств, должны быть отражены по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. В противном случае расходы на оплату услуг по проведению экспертизы должны быть отражены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Возмещение транспортным организациям расходов, связанных с проездом военнослужащих и сотрудников. Постановлениями Правительства РФ от 20.04.2000 N 354 <3> и от 30.09.2002 N 716 <4> установлено, что транспортным организациям производится возмещение расходов, связанных с проездом военнослужащих, сотрудников, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), а также перевозом их личного имущества по проездным и перевозочным документам, выданным в обмен на воинские перевозочные документы.

<3> "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества".
<4> "Об утверждении Положения о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества".

По мнению Минфина, данные расходы следует отражать по (Письмо от 04.06.2014 N 02-05-10/26848):

Материальное стимулирование граждан, участвующих в деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка, и социальное обеспечение добровольных пожарных. Согласно Письму Минфина России от 03.06.2014 N 02-05-11/26567 расходы бюджета муниципального образования:

Правила единообразного применения видов расходов

В целях обеспечения единообразия применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов классификации расходов бюджетов Минфин в Письме от 27.06.2014 N 02-05-11/31346 разъяснил следующие требования Указаний N 65н, которые необходимо учитывать при санкционировании расходов.

Выплаты физическим лицам. В Указаниях N 65н разграничены выплаты физическим лицам по форме выплат (денежной или "натуральной"), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан). Например:

Ситуация

Код вида расхода

Оплата договоров на медицинское обеспечение государственных гражданских (муниципальных) служащих, а также граждан, уволенных со службы (при наличии надлежащим образом оформленного соответствующего расходного обязательства)

Возмещение служащему расходов на оплату медицинских услуг (помощи) организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения

122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда"

Заключение государственным (муниципальным) органом (учреждением) с организацией государственной (муниципальной) системы здравоохранения государственного (муниципального) контракта на оказание служащим медицинской помощи и (или) иных медицинских услуг

244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд"

Возмещение бывшему служащему расходов на оплату медицинских услуг (помощи) организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения

321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств"

Заключение органом (учреждением) со специализированной организацией государственного (муниципального) контракта на оказание медицинских услуг бывшим работникам (служащим)

323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения"

Оплата подведомственными казенными учреждениями стоимости проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно работникам (служащим), успешно обучающимся на заочной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Возмещение работникам стоимости проезда

112 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда";

122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда";

142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда"

Приобретение проездных документов организацией, с которой работники состоят в трудовых отношениях

244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд"

Выплаты уволенным служащим (работникам) среднего месячного заработка на период трудоустройства в случае их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации, осуществляемые на основании ст. ст. 178 и 318 ТК РФ, следует отражать по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств", увязанному с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.

Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд. Группа 200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд" и детализирующие ее подгруппы и элементы применяются для отражения операций по закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, осуществляемых в рамках гражданско-правовых отношений, оформленных соответствующими договорами (государственными (муниципальными) контрактами).

Отражение выплат физическим лицам за совершение ими определенных полномочий согласно законодательству РФ, не предусматривающим заключения с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера (в том числе выплат свидетелям, адвокатам, переводчикам, специалистам и т.п.), в рамках подгрупп и элементов данной группы Указаниями N 65 не предусмотрено.

Для отражения выплат вышеуказанной категории физических лиц предусмотрены элементы видов расходов 113 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда казенных учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий" и 123 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий".

Выплаты вознаграждений физическим лицам (адвокатам, переводчикам, экспертам, и иным специалистам), привлекаемым к выполнению работ (оказанию услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера, нужно относить к виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

В части применения подгруппы видов расходов 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" Минфин отмечает особенности применения детализирующих ее элементов по следующим направлениям:

Направление расходов

Код вида расхода

Обязательные платежи и (или) взносы собственников помещений многоквартирного дома управляющей организации, осуществляемые на основании соответствующего договора, в целях оплаты ею работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома

244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" с увязкой с подстатьей 225 "Работы, услуги по содержанию имущества"

Приобретение проездных документов в целях обеспечения (в соответствии с законодательством) должностных лиц государственных (муниципальных) органов проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта

244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд"

Оплата по договорам на пересылку (доставку) получателям выплат, относящихся к публичным нормативным (публичным) обязательствам

244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", в рамках направлений расходов, предназначенных для их отражения на исполнение соответствующих обязательств

Выплаты физическим лицам (авторам) вознаграждений за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.06.2014 N 512 "Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы"

244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд"

Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности. В части бюджетных ассигнований, отражаемых по группе видов расходов 400 "Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности", Минфин обращает внимание на то, что в рамках указанной группы предусмотрена следующая структура подгрупп видов расходов, представленная тремя направлениями:

С видом расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" данной группы (400) соотносится обеспечение обязательств казенных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов (договоров) на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства.

Так, например, по указанному виду расходов отражаются предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства объекта:

Заключение

В заключение следует сказать, что правильное присвоение расходам кодов бюджетной классификации РФ необходимо для достоверного составления и исполнения бюджетов, смет, отчетности. Оно также обеспечивает сопоставимость показателей бюджета РФ.

А.Павлова

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"