Мудрый Экономист

Контроль за осуществлением государственными (муниципальными) учреждениями воинского учета

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2014, N 11

В соответствии с п. 33 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления ВС РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны. Напомним, что государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны <1> вести воинский учет своих работников. Порядок осуществления контроля установлен в Приложении 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 N 500 (далее - Порядок контроля).

<1> Подпункт 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", п. п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности), п. 9 Положения о воинском учете.

Предмет контроля

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в государственных (муниципальных) учреждениях, - это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

К основным задачам воинского учета относятся:

Согласно п. 9 Положения о воинском учете воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, данным Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны. В частности, действуют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом ВС РФ (далее - Методические рекомендации).

При контроле ведения воинского учета проверяется и определяется:

Срок проведения проверок

В силу п. 3 Порядка контроля военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в учреждениях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.

Порядок проведения проверок

Контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) и Порядка контроля.

Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. Напомним, что основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  2. поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц;
  3. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О плановой проверке учреждение должно быть уведомлено проверяющими не менее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае внеплановой выездной проверки уведомление должно быть осуществлено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц).

В соответствии со ст. 14 Закона о защите прав юридических лиц проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя (его заместителя) контрольного органа, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В ходе проверки контролеры обращают внимание на следующие вопросы.

Полнота охвата граждан воинским учетом. В соответствии с п. 14 Положения о воинском учете и п. 12 Методических рекомендаций воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):

Напомним, что не подлежат воинскому учету граждане:

Качество осуществления воинского учета граждан. В соответствии с п. 27 Положения о воинском учете воинский учет граждан осуществляется по личным карточкам работников (ф. Т-2, разд. II) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (ф. Т-2ГС(МС), разд. II), утвержденным в установленном порядке (далее - личные карточки).

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются вышеуказанные документы, являются:

Согласно п. 31 Положения о воинском учете в целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, учреждения и их должностные лица:

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений в личных карточках и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений в документах воинского учета военных комиссариатов работники, осуществляющие воинский учет (п. 32 Положения о воинском учете):

Достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету. Напомним, что каждое государственное (муниципальное) учреждение с момента своего образования и перед началом очередного календарного года разрабатывает (ведет):

Выполнение должностными лицами организаций требований Закона о воинской обязанности и Положения о воинском учете. Согласно п. 9 Положения о воинском учете за состояние воинского учета, осуществляемого государственными (муниципальными) учреждениями, отвечают руководители этих учреждений. Они должны назначить работников учреждения, ответственных за ведение воинского учета. Число этих работников определяется с учетом следующих норм (п. 12 Положения о воинском учете):

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет:

Оценка качества осуществления воинского учета

В соответствии с п. 4 Порядка контроля качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается по следующим показателям.

  1. Организация воинского учета. Она оценивается:
  1. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (ф. Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (ф. Т-2ГС(МС)) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе. Данный показатель оценивается:

Качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается на:

Результаты контрольных мероприятий доводятся до руководителей проверяемых учреждений и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, которые ведутся в военных комиссариатах, в органах местного самоуправления и в учреждениях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и в вышестоящий орган, которому подведомственно проверяемое учреждение.

В заключение отметим, что должностные лица государственных (муниципальных) учреждений, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут административную ответственность, установленную гл. 21 КоАП РФ.

А.Репин

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"