Мудрый Экономист

Обзор проекта изменений в инструкцию № 162н

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 12

Вслед за внесенными в Инструкцию N 157н <1> изменениями, которые были рассмотрены в предыдущем номере журнала, специалисты финансового ведомства планируют ввести поправки и в Инструкцию N 162н <2>. Проект соответствующего приказа размещен на официальном сайте Минфина. Приведем обзор положений этого документа. Более подробно об изменениях в Инструкции N 162н напишем уже после окончательного утверждения приказа.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

План счетов

В Приложение 1 к Инструкции N 162н, в котором приведен План счетов бюджетного учета, планируется внести следующие изменения:

- добавить счета:

Номер счета

Наименование счета

107 10 000

Недвижимое имущество учреждения в пути

107 11 000

Основные средства - недвижимое имущество учреждения в пути

107 11 310

Увеличение стоимости основных средств - недвижимого имущества учреждения в пути

107 11 410

Уменьшение стоимости основных средств - недвижимого имущества учреждения в пути

109 60 200

Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг

205 82 000

Расчеты по невыясненным поступлениям

205 82 560

Увеличение дебиторской задолженности по невыясненным поступлениям

205 82 660

Уменьшение дебиторской задолженности по невыясненным поступлениям

209 30 000

Расчеты по компенсации затрат

209 30 560

Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат

209 30 660

Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат

209 40 000

Расчеты по суммам принудительного изъятия

209 40 560

Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия

209 40 660

Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия

209 83 000

Расчеты по иным доходам

209 83 560

Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам

209 83 660

Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам

210 10 000

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

210 11 000

Расчеты по НДС по авансам полученным

210 11 560

Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам полученным

210 11 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам полученным

210 12 000

Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам

210 12 560

Увеличение дебиторской задолженности по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам

210 12 660

Уменьшение дебиторской задолженности по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам

401 40 130

Доходы будущих периодов от оказания платных услуг

401 40 172

Доходы будущих периодов от операций с активами

401 40 180

Прочие доходы будущих периодов

401 60 000

Резервы предстоящих расходов

502 07 000

Принимаемые обязательства

502 09 000

Отложенные обязательства

504 00 000

Сметные (плановые, прогнозные) назначения

Забалансовый счет 27

Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)

Забалансовый счет 30

Расчеты по исполнению обязательств через третьих лиц

- изменить наименования счетов:

Номер счета

Старое наименование

Новое наименование

109 60 271

Амортизация основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, выполнение работ, услуг

Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, выполнение работ, услуг

109 60 272

Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг

Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг

201 20 000

Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации

Денежные средства учреждения в кредитной организации

209 00 000



Расчеты по ущербу имуществу

Расчеты по ущербу и иным доходам

209 80 000

Расчеты по прочему ущербу

Расчеты по иным доходам

304 06 730

Увеличение дебиторской задолженности прочих кредиторов



Увеличение кредиторской задолженности прочих кредиторов

304 06 830

Уменьшение дебиторской задолженности прочих кредиторов

Уменьшение кредиторской задолженности прочих кредиторов

Общие положения учета

Напомним: п. 2 Инструкции N 162н установлено, что при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

Проектом планируется ввести в этот пункт следующие положения об исходящих остатках по счетам:

Бухгалтерские операции по переводу остатков по счетам осуществляются в межотчетный период в корреспонденции со счетами с использованием счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" или 0 402 30 000 "Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета".



При внесении изменений в классификацию доходов бюджетов, классификацию расходов бюджетов и классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов в течение финансового года обороты по счетам, содержащим изменяемые коды бюджетной классификации РФ, подлежат уточнению методом "Красное сторно" с последующим отражением по вновь применяемым кодам бюджетной классификации.

Нефинансовые активы

В этот раздел Инструкции N 162н планируется ввести ряд новых проводок для учета основных средств, материальных запасов, нематериальных и непроизведенных активов.

В частности, особое внимание следует уделить учету земельных участков в составе непроизведенных активов. Напомним, что согласно изменениям, внесенным в Инструкцию N 157н, земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), должны теперь учитываться в составе нефинансовых активов на балансовом счете 103 00 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком (совсем недавно законодатели обязывали учитывать такие участки на забалансовом счете). Земельные участки учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ).

В связи с этим проектом планируется дополнить Инструкцию N 162н проводкой, которая отражает получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования:

Дебет счета 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"

Кредит счета 0 401 10 180 "Прочие доходы".

Финансовые активы



Данный раздел планируется дополнить бухгалтерскими проводками для отражения в учете некоторых хозяйственных операций на счетах, например:

Обязательства

Указанный раздел дополнен бухгалтерскими проводками по отражению операций по счетам 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты", 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".

Финансовый результат

В данном разделе изменения коснулись следующих счетов для учета финансового результата: 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года", 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года", 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов", 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов", 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов". Их также планируется дополнить новыми бухгалтерскими записями.

Кроме того, будет введен пункт, разъясняющий отражение операций на новом счете 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов". Напомним, что применение названного счета регламентировано новым п. 302.1 Инструкции N 157н. В частности, установлено, что обозначенный счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, и перечислены случаи, когда необходимо такое резервирование.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке или в карточке учета средств и расчетов - по видам создаваемых резервов.

В свою очередь, проектом изменений в Инструкцию N 162н предложено ввести п. 124.1, в котором будут приведены бухгалтерские записи по формированию сумм резервов казенными учреждениями.

Санкционирование расходов бюджетов



Как видно из приведенной в начале статьи таблицы, планируется введение новых счетов для санкционирования расходов. В связи с этим в Инструкцию N 162н будут добавлены и положения об их применении. Разъяснено, какие суммы бюджетных обязательств на них учитываются и в корреспонденции с какими счетами санкционирования.

Счет 502 07 000 "Принимаемые обязательства" предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм бюджетных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств, принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений).

На счете 0 502 09 000 "Отложенные обязательства" получатели бюджетных средств будут учитывать суммы отложенных бюджетных обязательств, возникающих вследствие принятия других обязательств (например, по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т.д.), расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек).

Счет 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" будет применяться администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета для обобщения информации о прогнозируемых (планируемых) доходах (поступлениях) в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции.

Проектом предусмотрен еще один счет санкционирования - 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения". Он необходим для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям), которая отражается согласно объекту учета и экономическому содержанию хозяйственной операции (доходов, привлечений) на соответствующих счетах аналитического учета данного счета.

Следует заметить, что названный счет не приведен в Плане счетов бюджетного учета Инструкции N 162н в действующей редакции, не указан он и в проекте как вновь введенный, но он предусмотрен в Едином плане счетов, утвержденном Приказом N 157н.

Заключение

Как видим, корректировка положений Инструкции N 162н обусловлена изменениями в Инструкции N 157н и она затронула все ее разделы.

Говорить о том, когда именно надо будет применять Инструкцию N 162н в новой редакции, рационально уже после окончательного утверждения приказа о внесении изменений, так как на стадии обсуждения проекта могут быть введены существенные поправки. В этой же статье лишь обозначены направления, по которым Минфин планирует внести изменения в бюджетный учет.

О.Заболонкова

Редактор журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"