Мудрый Экономист

Командировочные расходы: изменения в порядке возмещения и обложения страховыми взносами

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 12

Согласно изменениям, внесенным в ст. 168 ТК РФ и Положение N 749 <1>, порядок и размеры возмещения командировочных расходов работникам государственных (муниципальных) учреждений определяются по-новому. Кроме того, также вносятся изменения в порядок обложения страховыми взносами командировочных расходов с 1 января 2015 г. Об этих и других новшествах, связанных с выплатой командировочных расходов, расскажем в данной статье.

<1> Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.

Изменения в общем порядке возмещения командировочных расходов

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. На сегодняшний день такие особенности установлены Положением N 749.

Помимо правил оформления направления командируемого сотрудника, установления срока командировки, предоставления авансового отчета и отчета о выполненной работе в командировке, данным Положением предусмотрены особенности предоставления работнику гарантий и компенсаций, связанных со служебной командировкой.

В частности, согласно п. 11 Положения N 749 в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

Ранее п. 11 Положения N 749 было установлено, что размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Согласно изменениям, внесенным в данный пункт Постановлением Правительства РФ от 16.10.2014 N 1060, порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются в соответствии с положениями ст. 168 ТК РФ.

Стоит отметить, что положения ст. 168 ТК РФ также претерпели изменения. Согласно поправкам, внесенным в данную статью Федеральным законом от 02.04.2014 N 55-ФЗ, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, устанавливаются:

Учитывая введенные новшества, можно сделать вывод, что теперь государственные (муниципальные) учреждения не вправе самостоятельно устанавливать в коллективном договоре и локальном нормативном акте порядок и размеры возмещения командировочных расходов в отношении своих работников.

Нормативная база для определения размеров расходов, связанных с командировками в пределах России

При определении размеров возмещения расходов, связанных с командировками на территории РФ, федеральным государственным учреждениям необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N 729).

Название документа приведено в соответствии с новой редакцией (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2014 N 1088). Стоит отметить, что до внесения указанных изменений данное Постановление имело другое название и распространялось только на организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, то есть на учреждения, являющиеся получателями средств федерального бюджета. Бюджетные и автономные учреждения, получающие средства из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) или на иные цели и не являющиеся участниками бюджетного процесса, не могли раньше руководствоваться положениями Постановления N 729. Такой вывод подтверждали и специалисты Минфина в Письмах от 29.10.2012 N 02-13-06/4517, от 08.10.2012 N 02-13-06/4132.

Начиная с 1 ноября 2014 г. Постановление N 729 распространяется на все федеральные государственные учреждения, независимо от того, являются они получателями средств федерального бюджета или нет.

Итак, согласно п. 1 Постановления N 729 возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам федеральных государственных учреждений осуществляется в следующих размерах:

  1. расходов на наем жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 руб. в сутки;
  2. расходов на выплату суточных - в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке;
  3. расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями):

а) в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

б) при отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, - в размере минимальной стоимости проезда:

Возмещение расходов в приведенных выше размерах производится федеральными государственными учреждениями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета на служебные командировки либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из соответствующего бюджета на их содержание (п. 2 Постановления N 729).

Расходы на наем жилого помещения, на проезд, а также суточные, превышающие размеры, установленные Постановлением N 729, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или с ведома работодателя) возмещаются федеральными государственными учреждениями за счет экономии средств, сложившейся в процессе исполнения бюджетной сметы получателя средств федерального бюджета, а также плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения (п. 3 Постановления N 729).

Нормативная база для определения размеров расходов, связанных с заграничными командировками

Как и в отношении командировок на территории России, расходы, связанные с заграничными командировками, должны возмещаться работникам государственных (муниципальных) учреждений в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами соответственно Правительства РФ, государственных органов субъекта РФ или органа местного самоуправления. На это указывают положения пп. "б" п. 17, п. 21 Положения N 749, которые отсылают в целях определения размеров командировочных расходов, возникающих на территории иностранных государств, к общему порядку установления размеров командировочных расходов, предусмотренному ст. 168 ТК РФ.

На сегодняшний день организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории иностранных государств, обязаны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 812).

В Приложении 1 к данному Постановлению приведены Размеры суточных в иностранной валюте, выплачиваемых работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при служебных командировках на территории иностранных государств.

Кроме того, п. 10 Постановления N 812 предусмотрено, что Минфин по согласованию с МИД устанавливает предельные нормы возмещения расходов на наем жилого помещения для работников, находящихся в служебных командировках на территориях иностранных государств, исходя из стоимости однокомнатного (одноместного) номера в гостинице среднего разряда. В настоящее время такие Предельные нормы приведены в Приложении к Приказу Минфина России от 02.08.2004 N 64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Приказ N 64н).

Таким образом, при направлении организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, работников в заграничную командировку, расходы возмещаются в следующих размерах:

Среди государственных (муниципальных) учреждений к организациям, финансируемым за счет бюджетных средств, относятся только казенные учреждения, являющиеся участниками бюджетного процесса.

Бюджетные и автономные учреждения не относятся к участникам бюджетного процесса. Финансовое обеспечение данных учреждений осуществляется за счет субсидий, предоставляемых на выполнение государственного задания и на иные цели. При этом Минфин не раз отмечал, что такие субсидии не являются средствами бюджета (Письма Минфина России от 23.05.2014 N 02-03-11/24579, от 26.09.2013 N 02-15-11/39907, от 29.10.2012 N 02-13-06/4517).

Возникает вопрос, могут ли воспользоваться положениями Постановления N 812 и Приказа N 64н бюджетные и автономные учреждения при возмещении работникам расходов, связанных с заграничными командировками?

Отвечая на данный вопрос, необходимо отметить следующее. В соответствии со ст. 168 ТК РФ государственные (муниципальные) учреждения, в том числе бюджетные (автономные) учреждения, не вправе самостоятельно в коллективных договорах (локальных нормативных актах) устанавливать размеры командировочных расходов, в том числе связанных с заграничными командировками.

На сегодняшний день Постановление N 812 и Приказ N 64н являются единственными документами, устанавливающими размеры расходов, связанных с командировками за пределами России, в отношении работников организаций бюджетной сферы.

Таким образом, несмотря на то что прямого указания на применение федеральными бюджетными (автономными) учреждениями в Постановлении N 812 и Приказе N 64н нет, такие учреждения обязаны руководствоваться данными документами, поскольку альтернативных нормативных актов в настоящее время попросту не существует. Применение Постановления N 812 бюджетными учреждениями подтверждается также Письмом Минфина России от 10.12.2013 N 02-06-007/54200.

По мнению автора, в ближайшее время по аналогии с Постановлением N 729 законодатели поменяют в названиях и тексте Постановления N 812 и Приказа N 64н термин "организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета" на термин "федеральные государственные учреждения". После этого сомнения в применении указанных документов бюджетными (автономными) учреждениями будут отсеяны.

Изменения в порядке обложения командировочных расходов страховыми взносами

До 01.01.2015 в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ <2> не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

При этом в ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ отмечено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы на наем жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов на наем жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Исходя из вышеизложенного, в настоящее время законодательством предусмотрена возможность освобождения от обложения страховыми взносами расходов на наем жилого помещения, не подтвержденных документами.

После 01.01.2015 такая возможность отсутствует. Согласно изменениям, вносимым Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ в ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, с 2015 г. расходы на наем жилого помещения, возмещаемые работнику, направленному в командировку, будут освобождаться от обложения страховыми взносами только в том случае, если они документально подтверждены.

Выше представленные положения применяются в части обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Что касается страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы по травматизму), каких-либо изменений относительно обложения такими взносами командировочных расходов в ближайшее время не предвидится.

В соответствии с п. 2 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ <3> расходы на наем жилого помещения, возмещаемые командируемому сотруднику, могут быть освобождены от обложения страховыми взносами по травматизму не только при наличии подтверждающих документов, но и при их отсутствии. При этом данная норма сохраняет свое действие и после 2015 г.

<3> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Заключение

Изменения, внесенные в ст. 168 ТК РФ, кардинально меняют подход при установлении порядка и размеров командировочных расходов, возмещаемых работникам государственных (муниципальных) учреждений. Теперь при выплате таких расходов данные учреждения должны строго руководствоваться соответствующими нормативными актами Правительства РФ, государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Самостоятельно устанавливать размеры командировочных расходов коллективным договором или иными локальными нормативными актами государственные (муниципальные) учреждения не имеют права. Это касается и тех командировочных расходов, которые выплачиваются за счет собственных средств учреждений (средств, полученных от приносящей доход деятельности).

Возмещение расходов, связанных с командировками на территории РФ, федеральные государственные учреждения должны осуществлять в размерах, установленных Постановлением N 729, расходов, связанных с командировками за пределами территории РФ, - в размерах, установленных Постановлением N 812 и Приказом N 64н.

Еще одним новшеством, связанным с командировочными расходами, является то, что с 01.01.2015 освобождаться от обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование будут только документально подтвержденные расходы на наем жилого помещения, возмещаемые работнику, направленному в командировку.

Л.Морозова

Эксперт журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"