Мудрый Экономист

Отдельные вопросы применения закона о контрактной системе

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 1

В редакцию журнала поступают различные вопросы, касающиеся применения Закона о контрактной системе <1>. В статье мы приводим разъяснения по некоторым из них.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Вправе ли бюджетное учреждение назначить трех контрактных управляющих без образования контрактной службы в том случае, если объем закупок не превышает 100 млн руб.?

В силу ч. 2 ст. 38 Закона о контрактной системе в том случае, если у бюджетного учреждения годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., оно должно создать контрактную службу, при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным. В случае если объем закупок не превышает указанную сумму и у учреждения отсутствует контрактная служба, назначается контрактный управляющий - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Необходимо отметить, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Закон о контрактной системе не устанавливает ограничения количества должностных лиц, ответственных за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, из чего следует, что в случае необходимости заказчик имеет право назначить нескольких контрактных управляющих с возложением на каждого из них определенных функций и полномочий. При этом возложение функций контрактного управляющего на работника заказчика должно осуществляться с соблюдением требований Трудового кодекса.

Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Типовое положение (регламент) о контрактной службе утверждено Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (далее - Регламент N 631).

В соответствии с п. 3 Регламента N 631 заказчик вправе создать контрактную службу и в том случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб. При этом согласно п. 7 Регламента N 631 структура и численность контрактной службы определяются и утверждаются заказчиком, но не могут составлять менее двух человек.

Как было отмечено, работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок согласно ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе.

При этом в соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

При проведении закупки бюджетным учреждением в качестве обеспечения исполнения заключаемого договора предусмотрена обязанность участника внести денежные средства на счет учреждения. Может ли учреждение заключить договор с победителем процедуры закупки, если им перечислена лишь часть суммы указанного обеспечения?

Одним из способов обеспечения исполнения заключаемого договора, согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, является внесение на указанный бюджетным учреждением лицевой счет, на котором учитываются операции с поступающими средствами, денежных средств в качестве обеспечения.

Из системного анализа ч. 4 и 5 ст. 96 Закона о контрактной системе можно сделать вывод, что победитель процедуры закупки в обязательном порядке предоставляет заказчику обеспечение исполнения контракта, заключаемого по результатам такой закупки в установленный срок. В случае если на дату окончания срока заключения договора денежные средства в размере обеспечения исполнения договора от участника закупки, с которым заключается договор, не поступили на указанный заказчиком счет, то такой участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в связи с непредоставлением обеспечения исполнения договора.

Договор может быть подписан сторонами только после подтверждения факта перечисления победителем денежных средств в размере обеспечения исполнения договора документом о его предоставлении и проверки заказчиком данного факта со своей стороны.

Чтобы установить выполнение этого требования, необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на указанный в документации о закупке, проекте контракта счет заказчика.

Таким образом, подписание договора заказчиком до подтверждения факта поступления денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, не допускается.

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки и документация о закупке должны содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению. Все вопросы, связанные с внесением участником закупки денежных средств на указанный заказчиком счет, должны быть урегулированы в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Имеет ли право заказчик при осуществлении закупки на поставку товара указать в описании объекта закупки товарный знак, сопровождающийся словами "или эквивалент"?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на поставку товара в описание объекта закупки не должно включаться указание на товарный знак, за исключением случаев, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание объекта закупки. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, заказчик вправе при поставке товара указывать в описании объекта закупки товарный знак с обязательным включением слов "или эквивалент" только в том случае, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание объекта закупки. При этом обоснование отсутствия другого способа должно содержаться в документации. В иных случаях товарный знак не может быть указан.

В соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в сети Интернет, не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предоставивших соответствующую информацию. Оригиналы документов, использованные при определении, обосновании НМЦК, снимки экрана (скриншоты), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке.

Таким образом, информация, содержащаяся в оригиналах документов, использованных при расчете и обосновании НМЦК, не подлежит опубликованию в открытом доступе, соответственно, информация о товарном знаке, содержащаяся в коммерческом предложении потенциального участника закупки, также не подлежит опубликованию.

При этом само обоснование НМЦК является частью документации о закупке или извещения о проведении запроса котировок, следовательно, к нему применяются требования ст. 33 Закона о контрактной системе.

Вправе ли бюджетное учреждение допустить участника, который в первых частях заявок дает согласие на применение товара, указанного в документации на проведение электронного аукциона, но конкретные показатели не представляет? При этом в документации на выполнение работ прописаны требования к товарам, используемым при выполнении этих работ: товарный знак со словами "или эквивалент".

В соответствии с пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении бюджетным учреждением договора на выполнение работы, для осуществления которой используется товар, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), участник закупки в составе первой части заявки на участие в аукционе предоставляет на выбор либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

Таким образом, участник, давший в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), должен быть допущен к участию в аукционе.

Вправе ли бюджетное учреждение при проведении закупки объединить в один лот товары, работы и услуги, как включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, так и не включенные в данный перечень?

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в порядке и по Перечню товаров, работ, услуг, установленным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" (далее - Перечень).

Очевидно, что для предоставления преимуществ организациям инвалидов необходимо, чтобы объект закупки, сформированный заказчиком в рамках одной процедуры закупки, состоял только из товаров, включенных в Перечень. В противном случае предоставлялись бы преимущества организациям инвалидов в отношении товаров, не включенных в Перечень, что не соответствует ст. 29 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то заказчик не вправе в извещениях об осуществлении закупок устанавливать преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены договора.

Вместе с тем в целях надлежащей реализации ст. 29 Закона о контрактной системе и обеспечения мер государственной поддержки организациям инвалидов заказчики обязаны формировать объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в Перечень, и устанавливать в извещениях об осуществлении закупок преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены договора.

В случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то такие действия заказчика нарушают права организаций инвалидов, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).

В течение какого времени участник закупки вправе сделать запрос о даче разъяснений в отношении положений документации электронного аукциона?

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.

Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Для расчета даты окончания срока предоставления разъяснений в отношении документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен.

Является ли закупкой возмещение расходов, связанных с направлением работника бюджетного учреждения в служебную командировку?

Трудовым законодательством предусмотрены случаи предоставления работникам компенсаций, в том числе произведенных работником расходов на оплату товаров, работ, услуг. Указанные затраты работника возмещаются в силу положений ст. 164 ТК РФ, если они связаны с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и др.), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно положениям ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Данные расходы должны быть произведены с разрешения или ведома работодателя.

Соответствующие правила установлены п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.

Напомним, что в соответствии со ст. 168 ТК РФ в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему:

Согласно действующей в настоящее время редакции ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, лицам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, органах субъектов РФ, работникам государственных учреждений субъектов РФ, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ. В свою очередь, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

С учетом изложенного государственные (муниципальные) учреждения при направлении работников в служебные командировки обязаны руководствоваться нормами возмещения командировочных расходов, установленными соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Самостоятельно устанавливать такие нормы даже за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они не вправе.

В настоящее время единственным нормативным актом, устанавливающим размеры возмещения командировочных расходов для федеральных бюджетных учреждений, является Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений".

Согласно приведенным нормам законодательства возмещение работникам в денежной форме командировочных расходов не является закупкой и соответственно не подлежит включению в план закупок и план-график закупок, в реестр контрактов.

В случае если заказчик считает необходимым заключить контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, например в целях обеспечения проезда к месту служебной командировки и обратно, найма жилого помещения, транспортного обслуживания, то такой контракт подлежит заключению в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и сведения об осуществлении такой закупки указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

На основании данного контракта услуги предоставляются работнику в натуральной форме (билет на проезд, размещение в гостинице).

Заключенным по результатам закупки бюджетным учреждением договором предусматривается поэтапная сдача и оплата выполненных подрядчиком ремонтно-строительных работ. Обязано ли данное учреждение оформлять отчет об исполнении контракта после выполнения каждого из этапов работ?

В соответствии со ст. ст. 508, 544, 708, 711, 753, 766 ГК РФ по согласованию между сторонами в договоре в течение срока его действия могут быть определены промежуточные сроки (этапы) исполнения сторонами части обязательств, предусмотренных договором. Такие этапы закрепляются в договоре посредством календарного плана или графика поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг или описанием их в отдельных пунктах договора.

В случае когда сторонами предусмотрено исполнение обязательств в течение срока действия договора отдельными частями и промежуточные сроки исполнения обязательств в нем не определены, то исполнение обязательств осуществляется в равномерные промежутки времени.

Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение договора, заключаемого бюджетным учреждением, включает в себя приемку, оплату и проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных договором.

Таким образом, этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены договором. Отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте только тогда, когда такие этапы предусмотрены договором.

При этом следует учитывать, что график оплаты (ежедневно, еженедельно и т.п.) относится к порядку оплаты (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе) и не равнозначен этапности исполнения договора. Сам по себе факт ежедневной или иной оплаты договора не свидетельствует о необходимости составления отчета и размещения его на официальном сайте.

Бюджетное учреждение самостоятельно проводит экспертизу соответствия поставленных товаров условиям заключенного договора. Какими документами должна подтверждаться такая экспертиза?

В силу ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных договором, в части их соответствия условиям договора учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может осуществляться учреждением своими силами или для ее проведения могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

Для проведения экспертизы силами учреждения привлекаются работники заказчика в соответствии с требованиями законодательства о труде.

Результаты проведения экспертизы силами бюджетного учреждения оформляются в порядке, установленном его локальными правовыми актами, в том числе по выбору учреждения только документом о приемке товара, работы, услуги с визами (подписями) работников, привлеченных к проведению экспертизы, либо специальным экспертным заключением или иным образом.

А.Павелин

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"