Мудрый Экономист

Исполнение решения суда, налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 1

Главой 24.1 БК РФ, ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений (в том числе на средства, предоставляемые из бюджета в форме целевых субсидий в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Федеральным законом N 283-ФЗ <1> в названные документы были внесены изменения, касающиеся исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетных учреждений. В этой статье мы поговорим об особенностях исполнения судебных решений и решений налоговых органов, обращающих взыскание на средства бюджетных учреждений.

<1> Федеральный закон от 04.10.2014 N 283-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 347-ФЗ) внесены изменения в пп. 1 п. 2 ст. 45 и ст. 46 НК РФ, в соответствии с которыми взыскание налога в судебном порядке будет производиться с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает 5 млн руб. Если сумма налога не превышает 5 млн руб., то взыскание будет производиться в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации (Письмо Минфина России от 04.12.2014 N 42-7.4-05/9.3-735). В связи с этим гл. 24.1 БК РФ и ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ дополнены положениями, которые предусматривают организацию органами Федерального казначейства исполнения решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, средства бюджетных учреждений.

Федеральный закон N 347-ФЗ в части внесения изменений в ст. ст. 45 и 46 НК РФ вступил в силу с 1 января 2015 г., соответственно, и новые положения гл. 24.1 БК РФ и ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ применяются начиная с этой даты.

Организация исполнения судебного акта о взыскании налога осуществляется по правилам, установленным гл. 24.1 БК РФ, ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ, путем предъявления налоговым органом исполнительного документа в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника.

Общие положения в отношении обращения взыскания на средства бюджетных учреждений

Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно нормам ст. 12 Закона об исполнительном производстве <2> исполнительными документами, в частности, являются:

<2> Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Исполнительный документ выдается судом после вступления судебного акта в законную силу (Разъяснения Минфина России по часто задаваемым вопросам, касающимся исполнения Минфином России судебных актов). Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, является ничтожным. Исключение составляют исполнительные листы, выданные на основании судебных актов, подлежащих немедленному исполнению либо обращенных судом к немедленному исполнению. После вступления в законную силу судебного акта взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа либо с заявлением о направлении судом исполнительного документа на исполнение.

Примечание. В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт (п. 2 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).

Необходимо обратить внимание, что к исполнительному документу, направляемому на исполнение судом по просьбе взыскателя, обязательно должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, и реквизиты банковского счета взыскателя, например, как это указано ниже:

Банк получателя:

Центрально-Черноземный Банк СБ РФ

БИК: 042007681

Кор/сч. 30101810600000000681

Получатель:

Отделение СБ РФ N 9013

ИНН: 7707083893

КПП: 615250001

Р/сч. 30301810855000605513

Взыскатель:

Иванов Иван Иванович

Л/сч. 42307810255133401027

Если л/сч. взыскателя открыт в филиале ОСБ РФ, указать номер филиала.

Реквизиты банковского счета представляются взыскателем в заявлении. Оно подписывается либо самим взыскателем, либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, подтверждающей полномочия представителя.

В исполнительном листе обязательно должны быть указаны:

  1. наименование и адрес суда;
  2. наименование дела или материалов и их номер;
  3. дата принятия судебного акта;
  4. дата вступления в законную силу судебного акта либо указание на немедленное исполнение;
  5. сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания;

б) для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;

в) для РФ, субъекта РФ или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

  1. резолютивная часть судебного акта;
  2. сумма, подлежащая взысканию, должна быть указана в рублях;
  3. дата выдачи исполнительного документа.

Если до выдачи исполнительного листа судом предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в данном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

Для справки. В исполнительном листе должны быть правильно указаны фамилия, имя и отчество взыскателя физического лица либо наименование взыскателя юридического лица, сумма, подлежащая взысканию. Информация о взыскателе и должнике должна быть указана в соответствующих графах исполнительного листа. Исполнительный лист обязательно должен быть подписан судьей и заверен гербовой печатью суда.

К исполнительному листу прилагается копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, и заявление взыскателя с указанием реквизитов его банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, подтверждающей полномочия представителя.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с заявлением взыскателя и копией судебного акта в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника. Как правило, таким органом являются территориальные отделения Федерального казначейства, реже - финансовый орган субъекта РФ, муниципального образования (далее - орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, - территориальное отделение Федерального казначейства).

Решение налогового органа, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется налоговым органом туда же - в территориальное отделение Федерального казначейства, в котором у должника открыты лицевые счета.

Получив исполнительный документ, решение налогового органа территориальное отделение Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя или уведомление о поступлении решения налогового органа.

Бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.

Для справки. Суды, в соответствии с положениями ст. ст. 206, 211 АПК РФ, ст. ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ, зачастую выносят по делам об административных правонарушениях судебные акты о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений, на основании которых исполнительные листы не выдаются и которые в силу ст. 12 Закона об исполнительном производстве являются исполнительными документами. Судебные акты по делам об административных правонарушениях, предусматривающие взыскание денежных средств с казенных, бюджетных (автономных) учреждений, подлежат принятию органом Федерального казначейства к исполнению (Письмо Федерального казначейства от 01.12.2014 N 42-7.4-05/9.3-725 "Об организации исполнения судебных актов по административным правонарушениям").

Исполнение бюджетным учреждением исполнительного документа, решения налогового органа

Как установлено п. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ, бюджетному учреждению - должнику предоставлено право самостоятельно определять, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.

В случае отсутствия либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.

При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения решения налогового органа или исполнительных документов территориальное отделение Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению учреждением исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Бюджетное учреждение - должник может получить документ об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, документ, отменяющий или приостанавливающий исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документ об отсрочке или о рассрочке исполнения решения налогового органа. При представлении такого документа в территориальное отделение Федерального казначейства операции по лицевым счетам бюджетного учреждения - должника не приостанавливаются.

После полного исполнения учреждением исполнительного документа территориальное отделение Федерального казначейства направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший исполнительный документ. При исполнении в полном объеме решения налогового органа учреждение уведомляет об этом налоговый орган.

Если исполнение бюджетным учреждением исполнительного документа, решения налогового органа невозможно

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств в течение трех месяцев территориальное отделение Федерального казначейства информирует об этом взыскателя в течение 10 дней со дня истечения трехмесячного срока.

В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.

При отзыве исполнительного документа территориальное отделение Федерального казначейства делает отметку в исполнительном документе о его неисполнении либо частичном исполнении с указанием времени нахождения этого документа и направляет учредителю бюджетного учреждения - должника уведомление по форме, установленной Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), о возвращении исполнительного документа взыскателю для его исполнения в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.

Если бюджетное учреждение - должник не исполняет решение налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в территориальное отделение Федерального казначейства, то об этом сообщается налоговому органу.

Для справки. В настоящее время Федеральное казначейство разрабатывает приказ об утверждении форм и порядка направления органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, налоговым органам уведомления о неисполнении решения налогового органа о взыскании налога, а также порядок учета решений налоговых органов.

Заключение

В заключение еще раз отметим, что взыскание налогов, пеней, сборов и штрафов производится налоговым органом во внесудебном порядке на основании решения соответствующего налогового органа. При неисполнении бюджетным учреждением - должником решения налогового органа операции на всех его лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в территориальном отделении Федерального казначейства, куда было направлено решение налогового органа, не приостанавливаются. О неисполнении бюджетным учреждением решения налогового органа территориальное отделение Федерального казначейства информирует налоговый орган.

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"