Мудрый Экономист

Учетная политика - 2015. Что дополнить?

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 1

Медицинские учреждения в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н <1>, формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых ими в соответствии с законодательством РФ полномочий. Разработанная в учреждении учетная политика применяется последовательно из года в год, за исключением случаев, перечисленных в п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете <2>. Одним из случаев внесения изменений в учетную политику учреждения является изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Приказ Минфина России N 89н <3>, внесший поправки в Инструкцию N 157н, скорректировал требования к бухгалтерскому учету. О том, какие положения учетной политики следует изменить, мы поговорим в настоящей статье.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
<3> Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

Учетная политика включает в себя (п. 6 Инструкции N 157н):

Следует заметить, что понятие "события после отчетной даты" было впервые введено в Инструкцию N 157н Приказом Минфина России N 89н, в связи с чем ранее порядок отражения таких событий в учетной политике не приводился.

Рабочий план счетов

Рабочий план счетов субъекта учета - медицинского учреждения, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период) (п. 3 Инструкции N 157н). Приказом Минфина России N 89н в Единый план счетов введены новые балансовые и забалансовые счета, а некоторые счета, которые применялись и ранее, изменили свое название. Изменения в Едином плане счетов бухгалтерского учета отражаются в учетной политике учреждения (при условии, что эти счета входят в рабочий план счетов учреждения). Ниже в форме таблицы приведем новые счета, введенные в Единый план счетов бухгалтерского учета Приказом Минфина России N 89н. При необходимости их следует добавить в рабочий план счетов учреждения, приведенный в учетной политике.

Номер счета

Название счета

Балансовые счета

205 82 000

Расчеты по невыясненным поступлениям

209 30 000

Расчеты по компенсации затрат

209 40 000

Расчеты по суммам принудительного изъятия

209 83 000

Расчеты по иным доходам

210 11 000

Расчеты по НДС по полученным авансам

210 12 000

Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам

401 60 000

Резервы предстоящих расходов (по видам расходов)

500 90 000

Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)

502 07 000

Принимаемые обязательства

502 09 000

Отложенные обязательства

Забалансовые счета

27

Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)

30

Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц

Также следует скорректировать рабочий план счетов, приведенный в учетной политике учреждения, в отношении тех счетов, наименования которых претерпели изменения. В частности, это:

Номер счета бухгалтерского учета

Прежнее название счета бухгалтерского учета

Новое название счета бухгалтерского учета

0 201 20 000

Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации

Денежные средства учреждения в кредитной организации

0 209 00 000

Расчеты по ущербу имуществу

Расчеты по ущербу и иным доходам

0 209 80 000

Расчеты по прочему ущербу

Расчеты по иным доходам

0 502 00 000

Принятые обязательства

Обязательства

0 504 00 000

Сметные (плановые) назначения

Сметные (плановые, прогнозные) назначения

Обратите внимание! В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства РФ по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете) устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) - вводить дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета (п. 199 Инструкции N 157н).

Методы оценки стоимости отдельных видов имущества и обязательств

До недавнего времени в учетной политике прописывались методы оценки стоимости имущества, в том числе получаемого учреждением безвозмездно. Это было связано с тем, что п. 25 Инструкции N 157н в прежней редакции устанавливал методы оценки стоимости имущества, получаемого учреждением только по договору дарения. В свою очередь, учреждение получает имущество безвозмездно и по договору пожертвования, договору безвозмездного пользования. Поэтому в учетной политике учреждения прописывались правила определения стоимости безвозмездно поступающего в учреждение имущества. Действующая сейчас редакция п. 25 Инструкции N 157н предусматривает, что первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно, в том числе по договору дарения, признается их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, в котором они пригодны для использования.

Поскольку положения об определении стоимости безвозмездно полученных учреждением объектов нефинансовых активов теперь содержатся в п. 25 Инструкции N 157н, эта информация может быть исключена из учетной политики учреждения.

Проведение инвентаризации имущества и обязательств

Согласно ст. 11 Закона о бухгалтерском учете активы и обязательства учреждения подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ (Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"), федеральными и отраслевыми стандартами. Новой редакцией п. 20 Инструкции N 157н в отношении инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств установлена необходимость проводить инвентаризацию в порядке, определенном учреждением в рамках формирования учетной политики с учетом положений законодательства РФ. То есть в подразделе "Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств" учетной политики прописывается период, когда следует проводить инвентаризацию имущества и обязательств (ежегодно, раз в два года и т.д.), и приводится порядок ее проведения. Указанный порядок рекомендуем оформить приложением к учетной политике. Информация, изложенная в нем, не должна противоречить нормам Приказа Минфина России N 89н.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации

Новой редакцией п. 19 Инструкции N 157н установлено, что при комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация об объектах учета формируется в базах данных используемого программного комплекса. Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется в виде электронного регистра, а при отсутствии технической возможности - на бумажном носителе. На бумажном носителе регистры формируются в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) при необходимости обеспечения их хранения на бумажном носителе. В учетной политике учреждения устанавливается периодичность формирования регистров учета на бумажных носителях, которая должна быть не менее периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета.

При выведении регистров бухгалтерского учета на бумажные носители (формировании машинограмм регистров) допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат обязательные реквизиты и показатели соответствующих регистров бухгалтерского учета.

Из всего вышесказанного следует, что в случае отсутствия у учреждения возможности хранения документов в электронной форме в учетной политике устанавливается периодичность выведения регистров бухучета на бумажные носители. Кроме того, к учетной политике теперь должны прилагаться регистры бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их составления формы.

Регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, устанавливаются учреждением в рамках формирования своей учетной политики и должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 11 Инструкции N 157н в редакции Приказа Минфина России N 89н):

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты

Правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности коммерческих организаций событий после отчетной даты установлены в одноименном ПБУ 7/98, утвержденном Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н. Разъяснения относительно отражения событий, наступивших после отчетной даты, для государственных (муниципальных) учреждений отсутствуют. Минфин в Инструкции N 157н ввел такое понятие, но не указал, что это за события и как такие операции отражать в бухгалтерском учете и отчетности. Поэтому предлагаем бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений, руководствуясь нормами ПБУ 7/98, установить в учетной политике, какие события являются событиями после отчетной даты, как отражать их в бухгалтерском учете и отчетности.

Так, в учетной политике учреждения может быть установлено, что к событиям после отчетной даты относятся следующие события.

Наименование группы событий после отчетной даты

События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность

События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность

Примеры событий после отчетной даты

Объявление в установленном порядке дебитора организации банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства

Принятие решения о реорганизации учреждения

Получение от страховой организации материалов по уточнению размеров страхового возмещения, по которому по состоянию на отчетную дату велись переговоры

Крупная сделка, связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых вложений

Обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности организации, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период

Пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов учреждения

В таблице приведен примерный перечень событий после отчетной даты, на самом же деле он может быть гораздо шире. Учреждение, принимая во внимание отсутствие разъяснений финансового ведомства по данному вопросу, вправе по своему усмотрению отнести события, происходящие в период до составления годовых отчетных форм, к событиям после отчетной даты, прописав при этом в учетной политике порядок их отражения в отчетности.

Предложим вариант отражения событий после отчетной даты в годовых формах бухгалтерской отчетности с учетом положений ПБУ 7/98.

События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность (объявление в установленном порядке дебитора организации банкротом, получение от страховой организации материалов по уточнению размеров страхового возмещения, обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете и др.), в отчетных формах предлагаем отражать в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности в установленном порядке. На основании данных синтетического и аналитического учета в бухгалтерской отчетности по состоянию на 31 декабря отчетного года делается запись, которой отражается в учете произошедшее событие. Данная запись автоматически попадает в отчетные формы. После составления отчетных форм делается сторнировочная (обратная) запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете отчетного периода. Одновременно в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись, отражающая данное событие. То есть сначала операция, отражающая событие после отчетной даты, показывается в учете по состоянию на 31 декабря отчетного года, а затем она сторнируется и отражается в учете на дату получения информации о наступлении такого события, подтвержденную оправдательными документами.

События после отчетной даты, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых учреждение ведет свою деятельность (принятие решения о реорганизации учреждения, заключение крупной сделки, пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов), не отражаются в учете на 31 декабря отчетного года. Информация о таких событиях раскрывается в пояснительной записке к балансу (ф. 0503760). При этом в отчетном периоде никакие записи в бухгалтерском (синтетическом и аналитическом) учете не производятся.

В случае если в период между датой подписания бухгалтерской отчетности и датой ее утверждения в установленном порядке получена новая информация о событиях после отчетной даты, которые должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности, учреждение информирует об этом лиц, которым была представлена данная бухгалтерская отчетность.

Еще раз отметим, что предложенный нами вариант отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты не является обязательным. Учреждение в своей учетной политике вправе прописать иной порядок их отражения.

Резервы предстоящих расходов

Инструкция N 157н после вступления в силу Приказа Минфина России N 89н предусматривает возможность для государственных (муниципальных) учреждений формировать резерв предстоящих расходов. Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики.

Резервы предстоящих расходов формируются в отношении сумм, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат деятельности учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения:

а) возникающим вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

б) возникающим в силу законодательства РФ при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе о создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

в) возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

г) возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

д) в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики.

Резерв используется только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан.

Заключение

Бездумное переписывание в учетной политике нормативных актов нецелесообразно. Это не поможет учреждению правильно организовать свою деятельность в тех вопросах, в отношении которых законодательство предусматривает множество вариантов действий или которые никак не урегулированы законодательством РФ. Учетная политика - это документ, помогающий бухгалтерам в ежедневной работе единообразно, эффективно и законно отражать операции финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В учетной политике нужно показывать лишь ту информацию, которая необходима конкретно для вашего учреждения и которой вы будете пользоваться в вашей ежедневной работе.

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"