Мудрый Экономист

Выдача овд служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 4

В целях совершенствования деятельности ОВД по осуществлению контроля над соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности Приказом МВД России от 29.07.2013 N 581 утверждены Правила организации приема и выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям (далее - Правила N 581). Какова процедура выдачи и на каких условиях она осуществляется, рассмотрим в статье.

Порядок получения частными охранными организациями служебного оружия

Порядок получения частными охранными организациями служебного оружия в органах внутренних дел во временное пользование регламентирован Правилами оборота оружия <1>.

<1> Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814.

В соответствии с п. 92 Правил оборота оружия для получения служебного оружия во временное пользование руководитель частной охранной организации представляет в ОВД, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, заявку по унифицированной форме, которая утверждена Приказом МВД от 08.08.2011 N 930. В заявке названный руководитель указывает имеющееся в частной охранной организации и требуемое количество служебного оружия. Напомним, что Нормы обеспечения частных охранных организаций служебным оружием установлены в Приложении 5 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587. В силу положений данного документа одна единица служебного оружия выдается из расчета на двух охранников.

Дополнительно к заявке прилагаются:

Далее согласно п. 94 Правил оборота оружия ОВД в течение месяца со дня получения заявки и документов проверяет их достоверность и принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче служебного оружия во временное пользование с учетом установленных норм обеспечения.

Примечание. Обращаем внимание, что копии перечисленных выше документов, не заверенные в установленном порядке, представляются вместе с оригиналами.

Основаниями для отказа в выдаче служебного оружия во временное пользование являются (п. 95 Правил оборота оружия):

В случае если ОВД принял положительное решение, с частной охранной организацией заключается договор, к которому прилагаются расчеты расходов органа внутренних дел, связанных с приобретением, хранением и транспортированием указанного оружия, а также платы за временное пользование этим оружием.

После заключения договора частная охранная организация возмещает ОВД расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортированием служебного оружия, и вносит единовременную плату за временное пользование поименованным оружием. Денежные средства перечисляются на лицевой счет, открытый ОВД в территориальном органе Федерального казначейства для осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (п. 98 Правил оборота оружия).

Обратите внимание! Плата частной охранной организации за временное пользование служебным оружием, полученным в ОВД, составляет 15% фактической стоимости соответствующей модели (моделей) названного оружия (п. 99 Правил оборота оружия). Плата не взимается, если ранее частными охранными организациями была произведена передача служебного оружия в оперативное управление ОВД и затем то же оружие ей было выдано во временное (в бессрочное) пользование (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ).

При получении служебного оружия представитель частной охранной организации обязан осмотреть оружие, проверить его количество, комплектность, исправность и соответствие индивидуальных номеров получаемого оружия и основных его частей данным, содержащимся в учетных документах на это оружие. В случае недостачи, некомплектности или неисправности указанного оружия представитель частной охранной организации подает в ОВД соответствующее письменное заявление.

Примечание. Неисправное служебное оружие подлежит сдаче в установленном порядке в орган внутренних дел по месту его учета.

После получения служебного оружия во временное пользование, в том числе замены неисправного оружия на исправное, частная охранная организация в двухнедельный срок представляет в ОВД заявление для получения (переоформления) разрешения на хранение и использование такого оружия в установленном порядке.

Неисправное служебное оружие подлежит сдаче в установленном порядке в орган внутренних дел по месту его учета.

Порядок приема и выдачи ОВД служебного оружия частным охранным организациям

Как уже было сказано во вступлении к статье, порядок организации приема и выдачи ОВД служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям регламентирован Правилами N 581.

Отличительной особенностью нового документа является создание при ОВД соответствующих комиссий, в компетенцию которых включены следующие функции (п. 2 Правил N 581):

После положительного рассмотрения заявок от частных охранной организации производится выдача служебного оружия, которая производится федеральными казенными учреждениями хозяйственного и сервисного обеспечения территориальных органов МВД на региональном уровне (далее - ЦХиСО) (п. 4 Правил N 581).

Подразделение вооружения после получения заявки, решения о выдаче организации служебного оружия во временное пользование (п. 5 Правил N 581):

Обратите внимание! Исходя из п. 6 Правил N 581 ЦХиСО выдает служебное оружие во временное пользование после перечисления частной охранной организацией денежных средств в доход федерального бюджета в соответствии с п. 98 Правил оборота оружия.

Дополнительно отметим, что ЦХиСО осуществляет прием и хранение передаваемого от организаций сверхнормативного служебного оружия, которое не может быть использовано, или если у организации отсутствует потребность в использовании такого оружия с оформлением соответствующих актов. Ремонт и техническое обслуживание (при необходимости) служебного оружия, полученного частной охранной организацией во временное пользование, тоже возложены на данное учреждение.

Учет служебного оружия в системе МВД

На основании п. 7 Правил N 581 служебное оружие, находящееся на подотчетных базах (складах) хранения ресурсов МВД (далее - БХР МВД) и состоящее на балансе ОВД, учитывается окружным управлением материально-технического снабжения системы МВД (далее - ОУМТС МВД). Оно же рассматривает заявку ЦХиСО о выделении служебного оружия, а в случае ее отсутствия принимает решение о перераспределении оружия между снабжаемыми подразделениями.

При отсутствии служебного оружия и возможности его перераспределения между снабжаемыми подразделениями ОУМТС МВД (п. 7.3 Правил N 581):

Далее рассмотрим бухгалтерский учет операций, связанных с выдачей служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям.

Бухгалтерский учет операций по выдаче служебного оружия во временное пользование

В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н <2> бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях ведется методом начисления. Результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (либо их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций. Таким образом, начисление платы по компенсации затрат ОВД, связанных с приобретением, хранением и транспортированием служебного оружия, осуществляется после заключения договора, к которому прилагается их расчет. Тогда же начисляется единовременная плата за временное пользование оружием.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, а также компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений относятся на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ. Получается, что для отражения выручки, полученной ОВД от компенсации затрат, связанных с приобретением, транспортировкой, хранением служебного оружия для частных охранных организаций, применяется счет 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".

Что касается отражения выручки от поступления единовременной платы за временное пользование служебным оружием, исходя из разъяснений, приведенных в Указаниях N 65н, ее следует относить на статью 120 "Доходы от собственности" КОСГУ.

Расчет по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также по поступившим от плательщиков суммам предварительной оплаты осуществляется с использованием счетов (п. п. 77, 78 Инструкции N 162н <3>):

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Обратите внимание! Доходы от использования имущества отражаются в учете администратора доходов бюджета, который начисляет соответствующие платежи, ведет учет их поступлений и отражает эти поступления в бюджетной отчетности. Если учреждение не наделено полномочиями администратора по учету доходов от предоставления имущества в аренду, то оно не отражает в бюджетном учете названные операции с имуществом.

Итак, как мы выяснили, компенсация затрат, связанных с приобретением, транспортировкой и хранением служебного оружия, относится к доходам, полученным от приносящей доход деятельности. Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 161 БК РФ казенные учреждения имеют право осуществлять эту деятельность в случае, если данное право предусмотрено в их учредительных документах. Доходы, полученные от ведения указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Источником финансового обеспечения осуществления приносящей доход деятельности являются соответствующие лимиты бюджетных обязательств, доведенные до учреждения главным распорядителем бюджетных средств (Письмо Минфина России от 14.12.2011 N 02-03-11/5595).

Операции с доходами, полученными от приносящей доход деятельности, будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Основания

Начислены доходы от компенсации затрат, связанных с приобретением, хранением, транспортировкой служебного оружия

1 205 31 560

1 401 10 130

Товарно-транспортная накладная на приобретение оружия (счет-фактура), договор

Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета по начислению платежей в бюджет и их учету

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме доходов от приносящей доход деятельности

1 304 01 130

1 303 05 730

Извещение (ф. 0504805)

Отражено исполнение обязательств по перечислению в доход бюджета суммы дохода от компенсации затрат, связанных с предоставлением служебного оружия во временное пользование

1 303 05 830

1 205 31 660

Извещение (ф. 0504805)

Казенное учреждение является администратором доходов бюджета

Поступил доход от компенсации затрат, связанных с предоставлением служебного оружия в бюджет

1 210 02 130

1 205 31 660

Выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761)

Необходимо отметить, что согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС (Письма Минфина России от 28.10.2013 N 03-03-06/4/45534, от 16.04.2012 N 03-07-11/111, от 20.06.2012 N 03-07-15/62, ФНС России от 23.04.2012 N ЕД-4-3/6814@, от 01.08.2013 N ЕД-4-3/13952). Кроме того, перехода права собственности в данном случае не происходит, служебное оружие находится в оперативном управлении ОВД, и выполняемые им функции по передаче его во временное пользование связаны с исполнением законодательства РФ. Таким образом, по мнению автора, услуги, оказываемые федеральным казенным учреждением ОВД по предоставлению во временное пользование служебного оружия частным охранным организациям, не являются объектом налогообложения по НДС.

Что касается налога на прибыль, укажем следующее. Исходя из норм ст. ст. 246, 247 НК РФ казенные учреждения наряду с другими российскими организациями признаются плательщиками налога на прибыль, объектом обложения которым является прибыль, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.

Доходы, полученные казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, от исполнения государственных (муниципальных) функций, а также расходы, связанные с их оказанием (исполнением), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Данный вывод следует из пп. 33.1 п. 1 ст. 251, п. 48.11 ст. 270 НК РФ, Писем Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32650.

Согласно определению, приведенному в ст. 6 БК РФ, под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц).

Как отмечается в Письме Минфина России от 19.08.2013 N 03-03-05/33760, оказание платных услуг казенными учреждениями, не включенных в перечень государственных (муниципальных) услуг и напрямую связанных с полномочиями (функциями) органов государственной власти, относится к выполнению иных государственных (муниципальных) функций. По мнению автора, так как предоставление служебного оружия частным охранным организациям продиктовано нормами Закона об оружии <4> и Постановлением Правительства РФ N 814, указанные доходы не учитываются в целях налогообложения прибыли.

<4> Статья 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".

Рассмотрим пример по отражению операции, связанной с компенсацией затрат на выдачу служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям.

Пример. ОВД заключил договор с частной охранной организацией на предоставление во временное пользование служебного оружия. В соответствии с расчетами окружного управления материально-технического снабжения системы МВД сумма расходов, связанных с приобретением, хранением и транспортировкой оружия, составила 150 000 руб. (цифры в примере приведены условные).

Денежные средства перечислены на лицевой счет ОВД.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена плата по компенсации затрат, произведенных ОВД

1 205 31 560

1 401 10 130

150 000

Одновременно начислена задолженность по перечислению денежных средств в бюджет

1 304 01 130

1 303 05 730

150 000

Отражено исполнение обязательств по перечислению в доход бюджета суммы дохода от компенсации затрат, связанных с предоставлением служебного оружия во временное пользование

1 303 05 830

1 205 31 660

150 000

Далее, как мы уже отмечали выше, кроме компенсации затрат, связанных с приобретением, транспортировкой и хранением служебного оружия, частная охранная организация вносит единовременную плату за пользование служебным оружиям, которая составляет 15% от стоимости оружия. Данная плата классифицируется согласно Указаниям N 65н как арендная плата.

В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного организации в оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате НДС гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому при оказании организацией услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного ей в оперативное управление, плательщиком названного налога является данная организация - арендодатель имущества.

В то же время необходимо учитывать, что п. 2 ст. 146 НК РФ установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения по НДС. Так, согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС, в связи с чем услуги по аренде имущества, оказываемые казенными учреждениями, не являются объектом обложения НДС (Письмо Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33508).

Аналогично компенсации затрат единовременная плата за пользование служебным оружием не подлежит обложению налогом на прибыль на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251, п. 48.11 ст. 270 НК РФ.

Рассмотрим пример по отражению операции по единовременной выплате за пользование служебным оружием.

Пример. Предположим, что размер единовременной платы за пользование служебным оружием составляет 15 000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начисление дохода от сдачи служебного оружия во временное пользование

1 205 21 560

1 401 10 120

15 000

Поступление платы за пользование имуществом

1 210 02 120

1 205 21 660

15 000

Заключение

В заключение отметим, что новый нормативный документ, разработанный в целях совершенствования деятельности ОВД по осуществлению контроля над соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия, направлен на упорядочение процедуры выдачи служебного оружия. Четкое регламентирование данных процедур позволит осуществлять контроль на всех этапах движения названного нефинансового актива и избежать хищений и краж оружия.

М.Зарипова

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"