Мудрый Экономист

НДС 10% при реализации продовольственных товаров - чем подтвердить?

"Главная книга", 2015, N 22

Как известно, применять ставку НДС 10% при реализации продтоваров могут не все производители и/или продавцы. Учитывая, что плательщики НДС сейчас сдают подробные декларации, из которых видны данные всех счетов-фактур, при проведении камеральной проверки налоговики со 100%-ной вероятностью обратят внимание на применение компанией пониженной ставки налога и, вероятно, захотят получить пояснения по этому поводу. Но потребовать документы, подтверждающие принадлежность реализованного товара к продукции, облагаемой НДС по ставке 10%, в рамках камеральной проверки они не могут. А все потому, что применение ставки НДС 10% не является льготой <1>.

Однако при выездной проверке компания должна быть готова подтвердить правомерность применения пониженной ставки.

Как это сделать в отношении отечественных продовольственных товаров, вы узнаете из нашей статьи.

<1> Письмо Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668; п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33; Постановление АС СЗО от 10.06.2015 N Ф07-2976/2015.

Что требует НК

Ставка НДС 10% применяется при реализации ряда продовольственных товаров <2>. Для того чтобы выяснить, по какой ставке НДС вы должны посчитать налог при реализации, нужно сделать следующее <3>.

Шаг 1. Определить код товаров по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 <4>.

Шаг 2. Сравнить его с кодом товаров, включенных в Перечень товаров, облагаемых по ставке 10% <5>:

(если) в этом Перечне имеется код реализуемого вами товара, то надо применять ставку в размере 10%;

(если) в этом Перечне код товара отсутствует, тогда применяется ставка 18%.

Пример. Определение ставки НДС при реализации продтоваров

Условие

Основной деятельностью компании является производство и реализация мясных и колбасных изделий, в частности свиного шпика.

Решение

В отношении мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных) в НК РФ предусмотрена ставка НДС 10%. Но в НК не сказано, какие именно товары относятся к мясопродуктам.

В зависимости от технологии производства к продуктам из свиного шпика могут применяться такие коды:

(или) ОКП 92 1036 "Шпик свиной соленый и копченый";

(или) ОКП 92 1351 "Копчености - из свинины";

(или) ОКП 92 1522 "Жиры животные пищевые сырые - свиные".

Однако в льготном Перечне поименованы не все из этих кодов, а только ОКП 92 1351 "Копчености - из свинины (кроме балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея, свинины запеченной)" и 92 1500 "Жиры животные пищевые (92 1501 - 92 1524)". Получается, что:

(если) вашей продукции, произведенной из шпика, присвоен код ОКП 92 1351 или ОКП 92 1522, то вы можете применять ставку НДС 10% <6>;

(если) продукции присвоен код ОКП 92 1036 "Шпик свиной соленый и копченый", то при реализации НДС начисляется исходя из ставки 18%.

Примечание. Применение ставки 10% в отношении конкретного вида товара не зависит от того, имела место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ. Поэтому для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ, со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКП или ТН ВЭД ТС <7>.

<2> Подпункт 1 п. 2 ст. 164 НК РФ.
<3> Письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-07-07/13906.
<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
<5> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.
<6> Письмо ФНС России от 16.07.2014 N ГД-4-3/13824@.
<7> Пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33; Письмо Минфина России от 13.08.2015 N 03-07-13/1/46756.

Как определить ОКП продукции

Вы еще не задались вопросом: кто же присваивает товарам такой важный признак, как коды ОКП? Так вот, это делает сам производитель (разработчик) товаров (за исключением случаев, установленных законодательством РФ) <8>. Код ОКП для конкретного продукта выбирается по Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005-93).

Присвоенный код можно посмотреть в технической документации к товару (ГОСТе или технических условиях) <9>.

На сегодняшний день практически вся продовольственная продукция подлежит декларированию соответствия. А в утвержденной форме декларации о соответствии <10> есть строка "Код ОК 005 (ОКП)", в которой также указывается присвоенный код вида продукции по ОКП. Сведения, содержащиеся в такой декларации, вносятся в единый реестр зарегистрированных деклараций <11>.

<8> Пункт 9 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677.
<9> Пункты 4.2.8, 4.3.2, 4.4.1 ГОСТ Р 51740-2001; примечание к Перечню, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.
<10> Утверждена Приказом Минпромэнерго России от 22.03.2006 N 54.
<11> Приказы Минэкономразвития России от 21.02.2012 N 76, от 24.11.2014 N 752.

Что нужно иметь для подтверждения 10%-ного НДС?

Получается, что для обоснования применения пониженной ставки НДС у компании должны быть следующие документы, в которых содержится "правильный" код ОКП <12>:

Если таких документов у компании не будет, то от доначисления НДС по ставке 18%, пеней и штрафов может не спасти даже тот факт, что реализуемый товар входит в Перечень продукции, облагаемой по ставке 10% <14>.

И наоборот, наличие сертификата соответствия, декларации о соответствии и технических условий с "правильным" кодом ОКП позволило компаниям отстоять в суде право на применение ставки 10%.

Например, в деле, рассмотренном АС СЗО, налоговики настаивали на том, что согласно ОКП продовольственной продукции "шпик" присвоен код 92 1036, который не поименован в льготном Перечне товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, а значит, продукция должна облагаться НДС по ставке 18%. Однако у компании в наличии были признанный действующим сертификат соответствия и декларация о соответствии, в которых был указан код ОКП 19 1351, поименованный в льготном Перечне. Приняв этот факт во внимание, суд указал, что компания правомерно применяла ставку НДС 10% при реализации спорной продукции <15>.

В другом деле инспекторы попытались оспорить присвоенный продукции код ОКП, несмотря на то что компания представила сертификаты соответствия и декларации о соответствии, в которых продукция отнесена к коду ОКП, который указан в Перечне товаров, облагаемых 10%-ным НДС. Налоговики решили, что представленные документы недостоверны.

Судьи учли, что спорный код ОКП применялся обществом с момента начала деятельности, то есть задолго до внесения изменений в льготный Перечень (ранее спорный код не был там указан), что свидетельствует об отсутствии предвзятости у общества при установлении именно этого кода. Кроме того, продукция компании подлежит обязательному декларированию (а ранее обязательной сертификации) и согласно действовавшим в соответствующие периоды правилам сертификации и декларирования изготовитель (продавец) продукции должен подать заявку в любой орган по сертификации с указанием присвоенного продукции кода ОКП. Сертифицирующий орган подтверждает соответствие продукции установленным требованиям, что и указано в декларации. Также судьи обратили внимание на то, что правомерность присвоения продукции спорного кода подтверждается ГОСТом на произведенную продукцию. На этом основании суд пришел к выводу о возможности и правомерности применения компанией присвоенного ею кода ОКП и, соответственно, ставки НДС 10% <16>.

Или вот такая ситуация. Налоговики утверждали, что поставленные обществу товары (в виде таблетированной соли) не являются продовольственными, облагаемыми НДС по ставке 10%, а подлежат обложению НДС по ставке 18%. Судьи отклонили доводы инспекции и указали, что информация с интернет-сайта не является надлежащим доказательством того, что соль поваренная пищевая выварочная экстра таблетированная "Универсальная" не относится к продовольственным товарам и не обладает свойствами "Соли выварочной", которая входит в Перечень кодов видов товаров, облагаемых НДС по ставке 10%. При этом суд установил, что спорные товары имеют код ОКП 91 9230 "Соль выварочная", который входит в льготный Перечень, что подтверждается декларациями соответствия и техническими условиями. Кроме того, согласно ГОСТ Р 51574-2000 таблетированная соль используется в качестве ингредиента предприятиями пищевой промышленности. Также пищевое (продовольственное) назначение таблетированной соли подтверждается удостоверением о государственной гигиенической регистрации, в котором указано, что таблетированная соль предназначена для производства, реализации и использования для пищевых целей. Исходя из этих фактов судом сделан вывод, что и по названию, и по предназначению, и по присвоенному коду ОКП соль таблетированная является продовольственным товаром и согласно льготному Перечню облагается НДС при реализации по ставке 10% <17>.

Но некоторые судьи считают иначе и указывают, что непредставление (отсутствие) сертификата соответствия не влияет на правомерность применения ставки 10%, если реализуемый товар входит в Перечень продукции, облагаемой по ставке 10% <18>.

<12> Письма Минфина России от 01.06.2010 N 03-07-07/32; ФНС России от 16.07.2014 N ГД-4-3/13824@, от 07.12.2011 N ЕД-3-3/4036@, от 22.09.2011 N ЕД-4-3/15526@.
<13> Пункт 3 ст. 23 Закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
<14> Постановление ФАС СЗО от 01.02.2012 N А56-29589/2011 (Определением ВАС РФ от 24.05.2012 N ВАС-5969/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС).
<15> Постановление АС СЗО от 18.03.2015 N Ф07-156/2015.
<16> Постановление 9 ААС от 30.07.2015 N 09АП-25785/2015.
<17> Постановление ФАС МО от 09.01.2014 N Ф05-16348/2013.
<18> Постановление ФАС СЗО от 28.02.2014 N А56-9963/2013.

Госрегистрация специализированной пищевой продукции

К специализированной пищевой продукции относятся продукты детского и диабетического питания, указанные в НК как товары, подлежащие обложению НДС по ставке 10% <19>. Такая продукция не подлежит обязательному декларированию, то есть на нее не нужно оформлять декларацию о соответствии <20>. Особенность этой продукции в том, что она допускается к производству (изготовлению) и реализации только после ее государственной регистрации <21>. В качестве документа регистрирующий орган выдает свидетельство о государственной регистрации. В номере свидетельства содержится трехзначный цифровой код (к примеру, продуктам для детского питания соответствует код 005) <22>.

К сведению

Информация о регистрации той или иной продукции является общедоступной и размещена на официальном сайте Евразийской экономической комиссии: eurasiancommission.org -> Документы -> Нормативно-справочная информация -> Сфера деятельности: Санитарные меры -> Единый реестр свидетельств о государственной регистрации.

При этом Минфин отметил, что подтверждением принадлежности продукции для детского питания к продуктам, которые облагаются по ставке НДС 10%, будут являться <23>:

Касательно детского питания хотелось бы отметить еще один нюанс. В СанПиН 2.3.2.1940-05 сказано, что жидкие продукты для детского питания должны выпускаться в упаковке объемом не более 0,35 литра <24>. Из буквального прочтения НК РФ получается, что пониженную ставку можно применить только при реализации детского питания в упаковке, не превышающей такой объем. Однако Минфин указал, что объем упаковки детской продукции не влияет на применение 10%-ного НДС <25>.

* * *

Необходимо отметить, что Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 <26> утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием Приказа Росстандарта <27>. При этом уже действует новый Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Скорее всего, в соответствии с новыми кодами видов продукции будет обновлен и льготный Перечень товаров, облагаемых по ставке 10%.

<19> Подпункт 1 п. 2 ст. 164 НК РФ; ч. 1 ст. 24 Технического регламента ТС, утв. Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 880 (далее - Решение N 880); ст. 4 Технического регламента ТС, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 34.
<20> Пункт 2 ч. 1 ст. 23 Технического регламента ТС, утв. Решением N 880.
<21> Часть 2 ст. 24 Технического регламента ТС, утв. Решением N 880.
<22> Пункт 17 Приложения N 1 к Единой форме документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), утв. Решением Комиссии ТС от 28.05.2010 N 299.
<23> Письмо Минфина России от 26.05.2015 N 03-07-07/30282.
<24> Письмо Роспотребнадзора от 26.06.2007 N 0100/6483-07-32.
<25> Письма Минфина России от 30.04.2014 N 03-07-07/20520, от 14.02.2014 N 03-07-15/6144; ФНС России от 06.03.2014 N ГД-4-3/4157@.
<26> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
<27> Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Ю.В.Капанина

Аттестованный налоговый консультант