Мудрый Экономист

Организация проведения проверочных процедур как инструмент системы внутреннего контроля

"Все для бухгалтера", 2015, N 4

В статье обосновывается значимость управленческого внутрифирменного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и его подразделений в целях обеспечения основных показателей эффективности функционирования в современных условиях. Предложен механизм проведения проверочных процедур финансово-экономической деятельности предприятия и его подразделений в рамках организации системы внутрифирменного контроля. Проанализирован финансовый и управленческий контроль на предприятии. Дана авторская разработка порядка проведения контрольных процедур по проверке финансово-хозяйственной деятельности подразделений предприятия как инструмента системы внутреннего контроля.

При разработке и решении поставленных задач использовались методы сравнительного анализа, синтеза, классификации, системного подхода к изучаемым объектам, применяемые при изучении явлений социально-экономического характера и дающие возможность глубокого и полного анализа изучаемых вопросов.

Практическое значение имеет авторская методика, которая может быть применена на предприятии при разработке системы внутреннего контроля в целях оперативного управления и в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

Сделан вывод о необходимости внедрения внутрифирменного контроля на предприятии в целях оперативного выявления нарушений деятельности подразделений предприятия в ходе проведения проверочных процедур с последующим их устранением и текущим мониторингом исполнения установленных норм (федеральных или локальных нормативных актов).

Контроль за деятельностью предприятия является необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений, важнейшим элементом системы управления.

Данную категорию целесообразно рассматривать с позиций финансового и управленческого контроля, которые, несмотря на определенные отличия в технологиях и принципах, преследуют единую цель - сохранность капитала и обеспечение его текущей доходности в условиях рыночной экономики.

Финансовый контроль можно охарактеризовать как элемент управления, связанный с проверкой использования экономического потенциала предприятия, т.е. в качестве объекта контроля здесь выступают процессы аккумуляции и распределения финансовых средств. Наличие данного вида контроля обусловлено тем фактом, что финансам присуща не только распределительная, но и контрольная функция. Осуществляют финансовый контроль в порядке, установленном законодательством, органы государственной власти, местного самоуправления, в том числе специальные контрольные органы.

Разнообразие форм финансового контроля не может рассматриваться изолированно от других его видов, в том числе от контроля за качеством управления, организации производства, технического контроля. При всех особенностях различных видов контроля они имеют единую методологическую основу. Речь идет, в частности, о превентивной ориентации; об оценке целесообразности, базирующейся на сопоставлении эффекта, полученного в результате проведения контрольных мероприятий, и затрат на организацию контроля; о полноте и объективности оценки, что связано с выбором ее объективного эталона.

При рыночной системе хозяйствования предприятие, являющееся самоорганизующейся системой, функционирует в жестких условиях конкурентной среды и имеет полную хозяйственную самостоятельность. Его деятельность направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка. В условиях расширения хозяйственных связей между организациями различных форм собственности и организационно-правовых форм особое значение имеют достоверность и точность финансовой отчетности, опираясь на которую субъект хозяйствования выбирает партнера, устанавливает взаимоотношения и определяет форму расчета с клиентами и поставщиками, а также принимает решение о направлении развития, оптимизации производства в целях увеличения потенциальной прибыли.

Основной из современных форм управленческого контроля является внутренний, или внутрифирменный, оперативный контроль. При этом следует отметить, что если ранее решение о формировании и функционировании системы внутреннего контроля принимал руководитель предприятия, то с момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" необходимость осуществления внутреннего контроля на предприятии регламентируется на федеральном уровне. Так, в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" указано, что "экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни".

Внутренний оперативный контроль целесообразно определить как регламентированную внутренними документами организации деятельность по контролю за различными аспектами функционирования предприятия в целом и в разрезе подразделений (отделов, цехов), осуществляемую представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления предприятия. Таким образом, можно сказать, что внутрифирменный управленческий контроль осуществляется в интересах учредителей и ориентирован главным образом на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях.

Кроме того, в организации такого вида контроля заинтересованы менеджеры, для которых он становится важнейшим источником достоверной информации, получаемой из подразделений предприятия и характеризующей реальное состояние управляемого объекта, а также работники предприятия, которым необходима объективная оценка результатов деятельности и имущественного состояния подразделений. Это создает объективную основу для анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия и последующего принятия соответствующих решений, планов перспективного развития. Значимость контроля за ходом и результатами производства определяет целесообразность мониторинга процессов и факторов производства.

Таким образом, управленческий контроль на предприятии можно определить как осуществление его субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

В условиях, характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предприятием предполагает больший объем контрольной работы. Более того, в силу усиления конкурентных отношений, стремительного развития и смены технологий, растущей диверсификации бизнеса и усложнения бизнес-проектов управление существенно усложняется, что обусловливает также усложнение его контрольных систем. Поэтому внутренний контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления. Управленческий контроль при прочих равных условиях является гарантией успешной деятельности организации.

Функция управленческого контроля ориентирована на подведение итогов реализации управленческого цикла, оценку качества, экономичности и целесообразности выполнения каждой функции управления и, самое главное, определение состояния разрешения управленческой проблемы. Контроль завершает управленческий цикл, и на этом этапе невозможно внести в него какие-либо коррективы, можно лишь констатировать, анализировать и делать выводы, которые определяют тенденции развития в дальнейшем.

Система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами и реальными показателями деятельности предприятия. Для создания действительно эффективного управленческого контроля нужна такая система, которая могла бы прежде всего своевременно сообщать о необходимости упреждающих корректирующих действий, так как контроль становится действенным лишь тогда, когда по его итогам или в процессе принимаются меры по устранению недостатков и причин, порождающих нежелательные явления. Можно описать следующие критерии, придерживаться которых необходимо при осуществлении любого вида контроля на предприятии, в том числе и экономического:

Целью контроля является информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений, сохранение и использование разнообразных ресурсов и потенциала предприятия, своевременная адаптация к изменениям во внутренней и внешней среде, обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях конкуренции. При этом в понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет приносить желаемого результата и управленческая связь с объектом теряется, что и обусловливает особую важность контроля в процессе управления.

Одним из ключевых инструментов для достижения поставленных целей управленческого контроля является проведение процедур внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия, целью которых является обеспечение доверия органов управления предприятием. Среди таких задач целесообразно выделить:

  1. Организацию и проведение внутренних контрольных процедур (проверок) в отношении:
  1. Предупреждение, выявление и ограничение финансовых и операционных рисков:
  1. Ответственность субъектов внутреннего контроля по исполнению процедур внутреннего контроля.

В целях эффективного унифицированного функционирования контрольных процедур и в соответствии с выделенными задачами на предприятии целесообразно сформировать положение о проведении процедур внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Положение может включать в себя следующие разделы:

  1. Используемые термины (определения используемых в тексте положения терминов и аббревиатур).
  2. Общие положения. Цели и задачи (описание целей и задач проведения проверок включает в себя основные регламентирующие акты - федеральные и локальные).
  3. Объект внутренних проверок (объекты проверок - предприятие в целом, отдельные подразделения, цеха, зависимые организации (при наличии)).
  4. Виды проверок (формы проводимых проверок - плановые и внеплановые. Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденным планом проведения процедур внутреннего контроля на год (квартал). Внеплановые могут проводиться как по отдельным заданиям руководства, так и по рассмотрению заявок, поступающих от сотрудников предприятия. Форма задания по проверке должна включать следующие позиции: объект проверки, цель проверки, рабочая группа, срок проверки. Заданию необходимо присвоить уникальный номер). Форма заявки должна включать в себя ссылку на положение о проведении процедур внутреннего контроля за деятельностью предприятия, наименование подразделения, заявленного к проверке, объект проверки, основание для проведения проверки, цель проверки. Заявке необходимо присваивать уникальный номер. Задание и заявка должны быть утверждены руководителем предприятия или его заместителем. При утверждении заявки формируется задание с указанием участников рабочей группы и сроков проверки.
  5. Этапы проведения проверок.

5.1. Этап подготовительный содержит следующий алгоритм действий:

5.2. Этап проведения мероприятия по внутреннему контролю:

5.3. Этап отражения результатов проверки:

5.4. Этап контроля по исполнению приказа по итогам проверки:

  1. Права, обязанности и ответственность рабочей группы:

В качестве обязанностей участников рабочей группы можно выделить:

Участники рабочей группы несут ответственность в случаях ненадлежащего исполнения своих обязанностей, предоставления недостоверной информации в ходе проверки.

  1. Порядок взаимодействия с другими подразделениями:

Предложенную структуру проведения проверки можно расширить в соответствии с требованиями системы внутреннего контроля на отдельно взятом предприятии. Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые в ходе осуществления контрольных процедур результаты. Такая информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в удобном виде.

Таким образом, представляется очевидной необходимость внедрения внутрифирменного контроля на предприятии в целях оперативного выявления нарушений деятельности подразделений предприятия в ходе проведения проверочных процедур с последующим их устранением и текущим мониторингом исполнения установленных норм (федеральных или локальных нормативных актов).

Список литературы

  1. Бурцев В.В. Система внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2006. 320 с.
  2. Макеев Р.В. Постановка систем внутреннего контроля: от проверок отчетности к эффективности бизнеса. М.: Вершина, 2008. 296 с.
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  4. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник. М.: Финстатинформ, 2004. 243 с.
  5. Лубков А. Контроль и ревизия. Порядок проведения ревизии. URL: http//www.economy-ru.com/kontrol-reviziya/poryadok-provedeniya-revizii-23967.html.

Н.И.Сысоев

Кандидат экономических наук,

доцент

кафедры бухгалтерского учета

Ростовский государственный

экономический университет "РИНХ",

заместитель управляющего директора

ОАО "Роствертол"

Ростов-на-Дону, Российская Федерация

И.С.Моложавенко

Кандидат экономических наук,

начальник бюро главной бухгалтерии

ОАО "Роствертол"

Ростов-на-Дону, Российская Федерация