Мудрый Экономист

Как посчитать застрахованных лиц, чтобы не ошибиться с порядком сдачи рсв-1 ПФР

"Главная книга", 2015, N 20

Как вы помните, порядок сдачи РСВ-1 ПФР - на бумаге или в электронном виде - зависит от количества застрахованных лиц, в чью пользу страхователь делает выплаты. Это указано в Законе N 212-ФЗ <1>. Но в составе РСВ-1 ПФР подаются и персонифицированные сведения, которые при соблюдении схожих условий о численности также должны представляться в электронном виде. Эти условия установлены уже другим законом, а именно Законом N 27-ФЗ <2>. То есть порядок сдачи одного и того же отчета сегодня фактически регулируют сразу два Закона. И условия, при которых отчет необходимо сдавать "электронно", в этих Законах разнятся.

Отличия

Страхователь обязан представлять в электронном виде:

РСВ-1 ПФР в соответствии с Законом N 212-ФЗ, если:

индивидуальные сведения в соответствии с Законом N 27-ФЗ, если:

Категория физических лиц

среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения

число работающих застрахованных лиц, включая тех, с кем заключены договоры ГПД

Период

за предшествующий расчетный период

за предшествующий отчетный период

Численность

более 25 человек

25 и более человек

В соответствии с перечисленными требованиями в одном и в другом случае показатели численности рассчитываются разными "способами" (например, в среднесписочную численность не включаются лица, с которыми заключены ГПД <3>) и за разные периоды. И при численности 25 человек РСВ-1 ПФР еще можно сдать на бумаге, а индивидуальные сведения - нет. Так на какую численность должен ориентироваться страхователь: установленную Законом N 212-ФЗ или Законом N 27-ФЗ? Ведь за сдачу РСВ-1 ПФР на бумаге в тех случаях, когда страхователь должен представить расчет "электронно", предусмотрен штраф 200 руб. <4>. Платить его не хочется.

Из авторитетных источников

Дашина Тамара Николаевна, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

"Плательщикам страховых взносов следует ориентироваться на порядок сдачи РСВ-1 ПФР, установленный Законом N 212-ФЗ, так как расчет РСВ-1 ПФР и индивидуальные сведения - это единый документ и индивидуальные сведения, представляемые в его составе в разд. 6, являются лишь частью расчета. Поскольку в основу представления расчета в электронном виде положены требования Закона N 212-ФЗ, то именно среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых страхователь делает выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период является главным критерием при определении способа представления пенсионной отчетности. И это несмотря на то, что для целей практического применения, возможно, норма лучше прописана как раз в Законе N 27-ФЗ.

Соответственно, если за 2014 г. среднесписочная численность таких лиц у плательщика взносов была в пределах 25 человек, а в течение 2015 г. количество лиц, с которыми у страхователя заключены трудовые договоры или ГПД, превысило 25 человек, ему не надо будет переходить на электронную сдачу РСВ-1 ПФР с того отчетного периода, в котором произошло превышение. За это на него не может быть наложен штраф в связи с представлением расчета не в форме электронных документов <5>".

Таким образом, если у страхователя среднесписочная численность физических лиц, которым он выплачивал вознаграждения за труд, за 2014 г. составила 25 человек или менее, то он:

Свои особенности определения численности есть и у созданных в этом году организаций. Ведь такая организация посчитать среднесписочную численность застрахованных лиц за предшествующий расчетный период (календарный год) не может.

Из авторитетных источников

Дашина Т.Н., ПФР

"Вновь созданная в середине года организация для определения формы сдачи РСВ-1 ПФР должна опираться на общую численность (не среднесписочную) физических лиц, в пользу которых делает выплаты и иные вознаграждения, по итогам того отчетного периода, когда была начата деятельность организации. В данном случае страхователь также не должен пересчитывать численность таких лиц по итогам каждого отчетного периода, приходящегося на первый расчетный период деятельности организации (со дня создания организации и до конца календарного года) <6>".

* * *

После объединения персонифицированной отчетности и расчета РСВ-1 ПФР, пожалуй, было бы логично оставить только один порядок представления пенсионной отчетности, прописав его в одном законодательном акте.

<1> Пункт 1 ч. 9, ч. 10 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
<2> Часть 2 ст. 8 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
<3> Подпункт "б" п. 80 Указаний, утв. Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428.
<4> Часть 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ.
<5> Часть 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ.
<6> Часть 3 ст. 10 Закона N 212-ФЗ.

Н.Г.Бугаева

Экономист