Мудрый Экономист

Развитие методики внутреннего контроля государственной помощи в сельскохозяйственных организациях

"Международный бухгалтерский учет", 2015, N 27

Тема. Повышение результативного расходования государственной помощи в условиях ограничительных мер определяет актуальность и необходимость дальнейшего развития методических основ системы внутреннего контроля за целевым использованием государственной помощи в сельскохозяйственных организациях.

Цель. Развитие методики внутреннего контроля за целевым использованием бюджетных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Задачи. Для достижения поставленной цели сформулированы задачи: проанализировать научные подходы авторов к определению внутреннего контроля; рассмотреть элементы системы внутреннего контроля; разработать формы рабочих документов внутреннего контроля за целевым расходованием государственной помощи; предложить аналитический учет государственной помощи по проектам.

Методология. Исследование развития методики внутреннего контроля за соблюдением целевого использования государственной помощи проведено с помощью общенаучных методов, таких как сравнение, систематизация и обобщение информации нормативных документов и научных источников, а также посредством нескольких видов документальной проверки: формальной, нормативной, взаимного контроля, хронологического анализа.

Результаты. Разработаны формы рабочих документов и отчетов внутреннего контроля за целевым расходованием государственной помощи: оценка риска невыполнения плана посева; контроль стандартных, нетиповых и ручных операций по учету государственной помощи; анализ содержания первичных документов, связанных с расходованием бюджетных средств; отчет по мониторингу целевого использования государственной помощи. Предлагается ведение аналитического учета государственной помощи по проектам, где каждый соответствует одному из направлений госпрограммы.

Выводы. Сделан вывод о том, что организация и действенное проведение внутреннего контроля за целевым использованием бюджетных средств обеспечивают их результативное расходование и выполнение требований законодательства, что в значительной степени влияет на развитие как отдельного предприятия, так и отрасли в целом. Следовательно, предоставление государственной помощи требует осуществления необходимого контроля.

Значимость. Материал статьи может служить практическим инструментом для предприятий аграрного сектора при организации, реализации и усилении системы внутреннего контроля как в отношении государственной помощи, так и в отношении других объектов контроля.

В современных условиях функционирования предприятий значение внутреннего контроля усиливается, что обусловливает дальнейшее развитие методики его организации и проведения. Необходимость совершенствования инструментов контроля в значительной степени проявляется на предприятиях сельского хозяйства, поскольку перед ними поставлена фундаментальная задача импортозамещения, реализация которой сопряжена с расходованием значительного объема бюджетных средств (государственной помощи).

Введение отдельными странами в отношении Российской Федерации санкций, направленных на ограничение экономических взаимоотношений, вызывает необходимость использования бюджетных средств строго по целевому назначению, что обеспечивается посредством внутреннего, ведомственного государственного контроля и аудита как формы независимого контроля.

Исследование различных вопросов контроля и развитие его методики являются предметом изучения таких авторов, как Р.А. Алборов, С.М. Концевая [1], Н.Г. Белов, Н.Д. Бровкина, А.Г. Волков, Е.Н. Чернышева, С.П. Голубятников, С.С. Воронов, Е.С. Леханова, А.Н. Мамкин, А.О. Кожанова [2], Т.А. Корнеева, Т.С. Маслова, Е.А. Мизиковский, М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин, О.А. Миронова [3], В.А. Тимченко [4, 5], А.С. Хусаинова [6], В.Г. Широбоков, Н.Н. Волкова, В.Н. Лихобабин <1>, М.Я. Штейнман и др.

<1> Широбоков ВТ., Волкова Н.Н., Лихобабин В.Н. Финансовый контроль за государственной поддержкой сельского хозяйства Воронежской области // Региональная экономика: теория и практика. 2014. N 3. С. 25 - 37.

Некоторые авторы, например В.Т. Водянников, Н.В. Прокофьева [7], Т.Н. Павлюченко, А.В. Алешникова [8], рассматривают особенности бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, в том числе государственной помощи по российским и международным стандартам, а также вопросы раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Авторы данной статьи рассматривали вопросы развития методики ведомственного контроля государственной помощи, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках действующей госпрограммы <2>. Так, проанализированы процесс контроля за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления помощи, практическая реализация метода взаимного контроля документов - сопоставление самых различных документов, прямо или косвенно отражающих проведенную операцию, что позволит выявить расхождения документального оформления операций и их фактического свершения. Проведенные исследования государственной помощи как объекта аудита позволили определить особенности планирования и проведения проверки, на основании полученных результатов предложены рабочие документы аудитора на всех стадиях проверки <3>.

<2> Прынцев М.Н. Развитие методики ведомственного контроля государственной помощи в сельскохозяйственных организациях // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 44. С. 46 - 60.
<3> Прынцев М.Н. Государственная помощь как объект аудита финансовой отчетности сельскохозяйственной организации // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 28. С. 21 - 33.

Проведение внутреннего контроля обеспечивается сельхозпроизводителями в рамках организации посредством закрепления определенных контрольных функций за каждым из подразделений (юридическим отделом, бухгалтерской службой) либо за сотрудником. Организация внутреннего контроля установлена законодательно. Так, указано, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни <4>. Порядок организации и функционирования внутреннего контроля рассматривали многие ученые: М.Ф. Бычков, Н.Н. Балашова, Р.А. Алборов [9], Г.С. Клычова, А.Р. Закирова [10], С.Р. Концевая, В.А. Карасев, Н.К. Костенкова <5>, О.В. Котлячков, З.З. Фазульянова <6>, Л.В. Рыбникова [11], Т.Ю. Серебрякова [12, 13] и др.

<4> О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014.
<5> Концевая С.Р., Карасев В.А., Костенкова Н.К. Развитие внутреннего контроля в системе управления сельскохозяйственным производством // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 2. С. 42 - 50.
<6> Котлячков О.В., Фазульянова З.З. Необходимость организации внутреннего контроля экономического субъекта и вопросы оценки его эффективности // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 29. С. 29 - 43.

В частности, предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут использовать в меньшей степени формализованные средства контроля, заменяя их более простыми процессами и процедурами для достижения своих целей, т.е. это зависит от размеров и сложности структуры предприятия <7>.

<7> Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011).

Внутренний контроль должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности <8>.

<8> Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: Информация Минфина России N ПЗ-11/2013.

Всякий контроль, рассматриваемый в системе отношений, является внутренним, поэтому подсистема контроля в системе управления экономического субъекта может именоваться системой внутреннего контроля [12, с. 114].

Она представляет собой организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица процесс обеспечения достаточной уверенности в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности операций и соответствия деятельности аудируемого лица требованиям законодательства.

Согласно международным стандартам аудита (МСА) под системой внутреннего контроля понимают совокупность процессов, разработанных и осуществляемых лицами, наделенными руководящими полномочиями, а также руководством субъекта и прочим персоналом с целью обеспечения разумной уверенности в достижении целей субъекта в контексте надежности финансовой отчетности, эффективности и производительности операций и соблюдения законодательства и нормативных актов <9>.

<9> URL: http://www.as-audit.ru/consult/show/1478.

В рамках российских федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности система внутреннего контроля включает в себя пять элементов (рис. 1).

Элементы системы внутреннего контроля и их характеристика

------------¬     ---------------¬   -------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Включает в себя позицию, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦осведомленность и действия ¦
¦ ¦ ¦ Контрольная ¦--¦представителей собственника и ¦
¦ ¦ ¦ среда ¦L¬/¦руководства относительно системы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦внутреннего контроля аудируемого ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦лица, а также понимание значения ¦
¦ ¦ L--------------- ¦такой системы для деятельности ¦
¦ ¦ ---------------¬ +------------------------------------+
¦ ¦ ¦Процесс оценки¦ ¦Оценка рисков аудируемым лицом ¦
¦ ¦ ¦ рисков ¦--¦представляет собой процесс выявления¦
¦ ¦ ¦ аудируемым ¦L¬/¦и, по возможности, устранения рисков¦
¦ ¦ ¦ лицом ¦ ¦хозяйственной деятельности, а также ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦их вероятных последствий ¦
¦ ¦ L--------------- +------------------------------------+
¦ ¦ ---------------¬ ¦Функционирование информационных ¦
¦ ¦ ¦Информационная¦ ¦систем, связанных с подготовкой ¦
¦ ¦--- ¦система, в том¦--¦бухгалтерской отчетности, ¦
¦ Элементы ¦¦ ¦ числе ¦L¬/¦обеспечивается техническими ¦
¦ системы ¦¦ /¦ связанная ¦ ¦средствами, программным ¦
¦внутреннего¦L-¬/ ¦ с подготовкой¦ ¦обеспечением, персоналом, ¦
¦ контроля ¦ / ¦ бухгалтерской¦ ¦соответствующими процедурами ¦
¦ ¦ ¦ отчетности ¦ +------------------------------------+
¦ ¦ L--------------- ¦Включают в себя политику и ¦
¦ ¦ ---------------¬ ¦процедуры, которые помогают ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦удостовериться, что распоряжения ¦
¦ ¦ ¦ ¦--¦руководства выполняются (например, ¦
¦ ¦ ¦ Контрольные ¦L¬/¦что приняты необходимые меры ¦
¦ ¦ ¦ действия ¦ ¦в отношении рисков, которые могут ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦препятствовать достижению целей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦аудируемого лица) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+
¦ ¦ L--------------- ¦Включает в себя наблюдение за тем, ¦
¦ ¦ ---------------¬ ¦функционируют ли средства контроля ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и были ли они изменены надлежащим ¦
¦ ¦ ¦ ¦--¦образом в случае необходимости, и ¦
¦ ¦ ¦ Мониторинг ¦L¬/¦может включать такие мероприятия, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦как наблюдение руководства за тем, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦своевременно ли подготавливаются ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сверки расчетов и т.д. ¦
L------------ L--------------- L-------------------------------------

Рисунок 1

Аналогичные элементы закреплены и в Международном стандарте аудита (ISA) 315 "Понимание деятельности экономического субъекта и его среды и оценка рисков существенного искажения" <10>.

<10> URL: http://web.ifac.org/clarity-center/the-clarified-standards.

И федеральными, и международными стандартами аудита предусмотрено, что в ходе выполнения каждого задания аудитор обязан оценить адекватность средств контроля организации, установить факт их применения и документально оформить результаты этих процедур.

Министерство финансов Российской Федерации также выделяет пять элементов внутреннего контроля экономического субъекта:

<11> Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: Информация Минфина России N ПЗ-11/2013.

Практика показывает, что система внутреннего контроля способна устойчиво обеспечивать сохранность материальных ценностей там, где система бухгалтерского учета своими внутренними средствами контроля глубоко и всесторонне анализирует хозяйственные операции в момент их свершения, следит за соблюдением сроков представления отчетов материально ответственными лицами и качественным оформлением документов [12, с. 234]. Внутренний контроль в большей степени направлен на надзор за действиями сотрудников организации более низкого уровня, чем руководство или собственники предприятия.

Удовлетворительная контрольная среда позволяет сократить риск совершения недобросовестных действий, но при этом не является абсолютным препятствием для недобросовестных действий. Контрольная среда включает в себя несколько элементов (рис. 2).

Состав элементов контрольной среды

------------¬------------------------------------------------------------¬
¦ ¦L-¬/¦ Кадровая политика и практика ¦
¦ ¦ L---------------------------------------------------------
¦ ¦ ---------------------------------------------------------¬
¦ ¦---¦ Доведение принципа честности до всеобщего сведения, ¦
¦ ¦L-¬/¦ поддержание его и других этических ценностей ¦
¦ ¦ L---------------------------------------------------------
¦ ¦------------------------------------------------------------¬
¦ ¦L-¬/¦ Профессионализм (компетентность сотрудников) ¦
¦ ¦ L---------------------------------------------------------
¦Контрольная¦------------------------------------------------------------¬
¦ среда ¦L-¬/¦ Участие собственника или его представителей ¦
¦ ¦ L---------------------------------------------------------
¦ ¦------------------------------------------------------------¬
¦ ¦L-¬/¦ Компетентность и стиль работы руководства ¦
¦ ¦ L---------------------------------------------------------
¦ ¦------------------------------------------------------------¬
¦ ¦L-¬/¦ Организационная структура ¦
¦ ¦ L---------------------------------------------------------
¦ ¦------------------------------------------------------------¬
¦ ¦L-¬/¦ Наделение ответственностью и полномочиями ¦
L------------ L---------------------------------------------------------

Рисунок 2

Отметим, что контрольная среда не предотвращает, не обнаруживает и не исправляет существенного искажения информации на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности организации в группах однотипных операций, остатках по счетам бухгалтерского учета или в случаях раскрытия информации. Поэтому аудитор наряду с контрольной средой обычно рассматривает влияние других элементов системы внутреннего контроля при оценке рисков существенного искажения информации, таких как мониторинг средств контроля и определенные контрольные действия.

Процесс оценки рисков руководством хозяйствующего субъекта имеет важное значение для бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, определяются способы оценки рисков, оценивается вероятность их возникновения и то, как ими управлять.

Как отмечает Н.Д. Бровкина, процесс оценки рисков самой организацией представляет собой выявление и, по возможности, устранение рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий <12>. В отношении государственной помощи это особенно актуально, поскольку выполнение условий и требований законодательства, а также целевое использование бюджетных средств всегда сопряжены с определенной степенью риска. Поэтому сельскохозяйственному предприятию следует тщательно и объективно оценивать риск невыполнения предъявляемых требований.

<12> Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля / Под ред. М.В. Мельник. М.: Магистр, 2007. 382 с.

Риски могут быть связаны с внешними и внутренними обстоятельствами. Так, в случае невыполнения плана посева по площадям при получении субсидий по несвязанной поддержке сельхозпроизводитель обязан вернуть часть бюджетных средств, что в значительной степени влияет на его финансовые результаты и соблюдение принципа непрерывности деятельности.

К примеру, план может быть не выполнен по причинам, не зависящим от сельхозпроизводителя, например из-за климатических условий (высокого уровня влажности почвы), которые не позволяют обрабатывать почву. Считаем, что службе внутреннего контроля целесообразно в таком случае провести предварительную оценку степени риска невыполнения плана посева, что позволит выявить слабые места, способные повлиять на соблюдение условий и требований предоставления государственной помощи (форма 1).

Форма 1

Рабочий документ "Оценка риска невыполнения плана посева"

Период плана посева

2015 г.

Планируемая к посеву площадь

700 га

Предполагаемый объем государственного субсидирования

3 000 000 руб.

Состав комиссии:

Туров В.В., Соколов А.В., Торопов А.А., Осипов Н.В.

Факторы, влияющие на выполнение плана посева

Оценка степени готовности, %

Ответственный за контроль

Наличие сельскохозяйственной техники

Заведующий тракторным цехом

В том числе:

  • тракторов

95

  • агрегатов

100

Обеспеченность необходимым объемом ГСМ

Начальник склада ГСМ

В том числе:

  • дизельным топливом

70

  • смазочными материалами (маслом и пр.)

30

Кадровый состав:

Начальник кадровой службы

  • механизаторы

100

  • слесари-ремонтники

100

Готовность ремонтной базы:

Начальник ремонтного цеха

  • состояние ремонтных боксов

85

  • обеспеченность ремонтными материалами

80

Общая оценка готовности

82,5

Допустим, в рассмотренном примере комиссия выявила слабые участки, которые в значительной степени могут стать причиной несоблюдения запланированной площади посева. Так, предприятие не полностью обеспечено горюче-смазочными материалами (ГСМ), в частности дизельным топливом только - на 70% от необходимого количества, смазочными материалами - на 30%.

Информационная система, в том числе связанная с подготовкой бухгалтерской отчетности, включает в себя обеспеченность техническими и программными средствами, персоналом, базами данных и т.д.

Необходимо понимать, каким образом организован процесс обработки данных и ведения учета. Информационные системы наряду с типовыми операциями связаны с использованием нестандартных проводок для отражения нетиповых, необычных хозяйственных операций или корректировок, что, по мнению авторов, требует пристального внимания как со стороны внутреннего контролера или ответственного сотрудника, так и со стороны внешних проверяющих (независимый аудит, ведомственный контроль).

С этой целью авторы предлагают форму рабочего документа, в котором содержится информация по операциям, связанным с использованием средств государственной помощи, их документальным оформлением и соответствием требованиям законодательства. Особое внимание в документе уделяется операциям, введенным вручную или с использованием корректировочных записей (табл. 1).

Таблица 1

Рабочий документ "Контроль стандартных, нетиповых и ручных операций по учету государственной помощи"

Дата операции

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Соответствие требованиям

Сумма, тыс. руб.

Наличие документального основания

Ответственный

Примечание

Дебет

Кредит

02.02.2015

Отражена сумма лимита по субсидиям из бюджета

76-05

86

10 000

Главный бухгалтер

Уведомление N 115 от 02.02.2015

07.02.2015

Получены денежные средства из бюджета

51

76

10 000

Бухгалтер

Платежное поручение N 156 от 07.02.2015

15.02.2015

Поступили на склад от ООО "Химмаш" минеральные удобрения

10-2-1

60

9700

Начальник склада

Товарная накладная N 110 от 15.02.2015

16.02.2015

Поступили на склад от ООО "Химмаш" минеральные удобрения

10-2-1

60

300

Начальник склада

Ручная проводка. Документы отсутствуют

17.02.2015

Произведена оплата ООО "Химмаш" за поставленные удобрения

60

51

9700

Бухгалтер

Платежное поручение N 205 от 17.02.2015

17.02.2015

Произведена оплата ООО "Химмаш" за поставленные удобрения через подотчетное лицо Парова А.А.

60

71

300

Бухгалтер

Ручная проводка. Документы отсутствуют

17.03.2015

Переданы со склада в производство удобрения

10-2-1

10-2-2

10 000

Начальник склада

Требование-накладная N 15 от 18.02.2015

18.03.2015

Субсидии на удобрения признаны в составе прочих доходов отчетного периода

86

91-1

300

Бухгалтер

Ручная проводка. Документы отсутствуют

Так, в ходе изучения бухгалтерских записей, связанных с использованием бюджетных средств, контролер выявил операции, введенные в информационную систему вручную, при этом не имеющие документального подтверждения. Таким образом, можно прийти к выводу, что ответственный сотрудник - бухгалтер, используя права доступа к информации, внес операции по поступлению удобрений и последующей их оплате. Выявленные в ходе внутреннего контроля данные указывают на нецелевое использование бюджетных средств в размере 300 000 руб. (выделено в табл. 1 жирным шрифтом).

Как отмечает Т.Ю. Серебрякова, информационная система - это вся инфраструктура экономического субъекта, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками (а не только документами), включающая в себя непосредственно саму информацию, правила работы с данными и поддержания системы, кадры по работе с информацией, поддержку и развитие инфраструктуры и инструментарий [12, с. 112].

Считаем, что системный подход к реализации требований к сотрудникам, осуществляющим работу в информационной системе, с помощью которой производится формирование массива учетной информации, в том числе связанную с получением бюджетных средств, и ее анализ, в значительной степени снижают риск искажения совершенных операций и обеспечивают уверенность в достоверности содержащейся в ней информации, а следовательно, результатов анализа совершенных операций, в том числе внутреннего контроля за выполнением условий целевого использования бюджетных средств. Тем не менее следует учитывать, что нет абсолютной гарантии в безошибочной работе.

Информационная система обеспечивает формирование аналитических отчетов, с помощью которых представляется возможным осуществление внутреннего контроля за хозяйственными операциями по целевому использованию бюджетных средств.

Для достижения поставленной цели предлагается рабочий документ проведения текущего и последующего внутреннего контроля за плановым и целевым расходованием бюджетных средств, предоставленных на примере операций по приобретению семян (форма 2). Эта форма обобщает информацию о фактическом расходовании средств государственной помощи с содержанием реквизитов первичных документов, подтверждающих совершение операций.

Форма 2

Внутренний контроль учета бюджетных средств на предмет их целевого использования

Контролер (ответственный)

Серов В.А.

Период контроля

С 01.01.2015 по 30.06.2015

Целевое использование бюджетных средств (программа)

Приобретение семян

Сумма финансирования

6 000 000 руб.

Дата операции

Контрагент

Первичный документ. Содержание операции

Сумма операции

Дата и номер документа оплаты

Сумма оплаты

Исполнитель

Целевое использование

01.02.2015

ООО "Элит"

Товарная накладная N 142. Приобретены семена кукурузы:

600 000

01.02.2015, N 156

600 000

Начальник снабжения

Соблюдено

  • сорт "Пионер"
  • сорт "Ладожская"

500 000

14.02.2015, N 200

1 000 000

  • сорт "Монсанто"

500 000

12.02.2015

ООО "Рожь"

Товарная накладная N 112. Приобретены семена пшеницы озимой:

800 000

31.03.2015, N 305

800 000

  • сорт "Гарант"
  • сорт "Дон 93"

1 000 000

01.04.2015, N 309

1 000 000

17.02.2015

ООО "Торф"

Товарная накладная N 206. Приобретены минеральные удобрения для внесения в почву

1 700 000

18.02.2015, N 261

1 700 000

Не соблюдено

01.03.2015

ООО "Элит"

Товарная накладная N 299. Приобретены семена картофеля

900 000

31.03.2015, N 307

900 000

Соблюдено

Итого...

6 000 000

6 000 000

Нецелевое использование бюджетных средств

1 700 000

1 700 000

Начальник снабжения

Разработанный рабочий документ в значительной степени упрощает не только процесс внутреннего контроля целевого расходования бюджетных средств, но и сокращает процедуру формирования пакета документов, необходимых для предоставления в Управление сельского хозяйства района.

Кроме того, реквизиты первичных документов по каждой операции обеспечивают возможность оперативного исследования содержания этих документов. Так, с целью установления возможной причины нецелевого использования бюджетных средств в размере 1 700 000 руб. начальником снабжения контролер может прибегнуть к тщательной проверке и анализу документального сопровождения совершенных операций.

В частности, посредством арифметической проверки документов могут быть выявлены существенные искажения итоговых сумм или количества закупаемых за счет бюджетных средств единиц материалов, а посредством сравнения могут быть установлены значительные отклонения в закупочных ценах одного и того же поставщика.

Для выявления подобных нарушений предлагается к применению рабочий документ контролера (форма 3).

Форма 3

Рабочий документ "Анализ содержания первичных документов, связанных с расходованием бюджетных средств"

Контролер (ответственный)

Серов В.А.

Период контроля

С 01.01.2014 по 30.06.2014

Программа финансирования

Приобретение семян

Дата операции

Поставщик

Первичный документ. Содержание операции

Количество, кг

Цена закупки, руб/кг

Среднерыночная цена, руб/кг

Отклонение, +/-

Исполнитель

01.02.2014

ООО "Элит"

Товарная накладная N 142. Приобретены семена кукурузы:

Начальник снабжения

- сорт "Пионер"

4000

150

100

50

- сорт "Ладожская"

2500

200

80

120

- сорт "Монсанто"

2380

210

150

60

Предлагаемый документ позволяет установить отклонения в стоимости товаров, соответствие их количества данным бухгалтерского учета. В данном случае в ходе внутреннего контроля выявлено, что начальник снабжения производил закупку семян кукурузы по ценам, значительно превышающим среднерыночные. Это может быть обусловлено сговором между ответственным сотрудником по закупке семян, финансируемой за счет средств бюджета, и поставщиком.

Анализируя подобные ситуации с точки зрения функционирования информационной системы, руководство предприятия может предусмотреть предел максимально допустимых закупочных цен, превышение которого автоматически будет включено в контрольный документ.

Таким образом, напрашивается вывод: гибкая информационная система предприятия более полезна как с точки зрения функционирования организации, так и с точки зрения внутреннего контроля, в том числе целевого расходования государственной помощи. Причем полезна лишь при условии использования полного ее функционала или ресурса, что достигается посредством реализации и выполнения процедур внутреннего контроля.

Авторы представляют возможным построение системы контроля за расходованием бюджетных средств по каждой программе государственной помощи (объекту контроля) посредством ведения аналитического учета по проектам, обладающим:

Для оптимальной реализации внутреннего контроля необходимо соблюдать условия разграничения прав доступа пользователей к информационной системе. Это регламентируется соответствующим документом по предприятию и позволяет установить отдел, который может совершить ту или иную операцию по проекту (программе финансирования), и ответственное лицо.

Каждый сотрудник должен иметь представление о том, к какому именно проекту (государственной программе) относятся совершаемые хозяйственные операции. Нарушение такого порядка может стать причиной искажения данных об имеющихся в распоряжении предприятия средствах господдержки в разрезе конкретных программ.

Ведение аналитического учета целевого финансирования, в котором каждая программа государственной помощи является проектом с одноименным названием, по мнению авторов, позволит избежать не только ситуаций нецелевого использования бюджетных средств, но и обеспечит выполнение планового и текущего контроля за имеющимися в распоряжении предприятия бюджетными средствами (свободный остаток бюджетных средств) по каждой программе, их полным и целевым расходованием. Аналитический учет государственной помощи по проектам может иметь вид рабочего документа (табл. 2).

Таблица 2

Рабочий документ "Внутренний контроль использования государственной помощи по проектам"

Цель расходования

Лимит бюджетного финансирования

Закуплено

Оплачено

Свободный остаток бюджетных средств

Собственные средства

Субсидии

Проект "Субсидии на приобретение удобрений"

Минеральные удобрения

В том числе:

1 300 000

1 250 000

350 000

950 000

50 000

а) фосфорные

550 000

900 000

350 000

550 000

б) азотные

400 000

350 000

250 000

150 000

в) калиевые

350 000

150 000

200 000

Итого по проекту

1 300 000

1 250 000

350 000

950 000

50 000

Проект "Субсидии на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов"

Комбайн зерноуборочный

2 000 000

10 000 000

8 000 000

2 000 000

Комбайн самоходный кормоуборочный

2 500 000

5 000 000

2 500 000

Комплекс для заготовки кормов

2 300 000

2 300 000

Комбайн зерноуборочный самоходный

3 500 000

3 500 000

Итого по проекту

10 300 000

15 000 000

8 000 000

6 800 000

3 500 000

Предлагаемый вариант учета обеспечивает предварительный, текущий и последующий контроль за целевым расходованием бюджетных средств. Так, в приведенном примере по программе приобретения семян в распоряжении предприятия имеется лимит расходования бюджетных средств в размере 1 300 000 руб., в том числе на фосфорные удобрения запланировано 550 000 руб., на азотные - 400 000, на калиевые - 350 000. На отчетную дату сельхозпроизводитель израсходовал часть бюджетных денег и в свободном остатке у него остались средства на приобретение азотных и калиевых удобрений.

Результативная и действенная работа службы внутреннего контроля или ответственного сотрудника, по мнению авторов, во многом определяется такими факторами:

Контроль должен быть всеобъемлющим, но это не значит, что за каждым движением подчиненных, а предполагает всестороннюю и постоянную осведомленность о текущих делах [12, с. 150].

Контрольные действия могут быть реализованы по нескольким категориям методов и процедур (рис. 3).

Методы и процедуры контрольных действий

                         --------------------------¬
-------------+ Проверка выполнения +-----------¬
¦ L-------------------------- ¦
------------+-----------¬--------------------------¬-----------+----------¬
¦Разделение обязанносте馦 Контрольные действия ¦¦ Обработка информации¦
L-----------T------------L--------------------------L----------T-----------
¦ --------------------------¬ ¦
L------------+ Проверка наличия и +------------
¦ состояния объектов ¦
L--------------------------

Рисунок 3

Проверка выполнения подразумевает проведение таких контрольных действий <13>:

<13> Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 392 с.

Особое значение система внутреннего контроля играет при реализации текущего и последующего контроля не только использования, но и обеспечения сохранности приобретаемых за счет бюджета средств объектов.

Например, действенная система контроля позволит избежать ситуации, когда приобретенная сельскохозяйственная техника через год выбывает из эксплуатации по причине ее продажи или небрежного обслуживания.

Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени. Наиболее эффективным способом является реализация мониторинга посредством использования информационной системы, например формирование на регулярной основе отчета о целевом использовании бюджетных средств.

По мнению авторов, действенным мероприятием по проверке целевого использования государственной помощи является ведение отчета по мониторингу расходования бюджетных средств. Отчет включает в себя информацию:

ответственный по каждой программе;

срок предоставления отчета службе внутреннего контроля о расходовании средств;

проверяющий (должность, фамилия, имя, отчество);

вывод проверяющего после проверки всей представленной документации о целевом и нецелевом использовании бюджетных средств. Предлагаем следующую форму отчета по мониторингу (табл. 3).

Таблица 3

Отчет по мониторингу целевого использования государственной помощи <*>

Программа государственной поддержки

Срок представления сводного отчета

Ответственный за представление сводного отчета

Проверяющий

Отметка о целевом (нецелевом) расходовании

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам:

а) кредитный договор N 115-2013 от 09.11.2013 на приобретение ГСМ;

б) кредитный договор N 15-2014 от 02.02.2014 на приобретение тракторов

Ежемесячно до 5-го числа

Главный бухгалтер

Внутренний контролер

Целевое использование подтверждено

Субсидии на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота

Ежемесячно до 10-го числа

Главный зоотехник

Целевое использование подтверждено

Субсидии на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур

Главный агроном

Выявлено нецелевое использование

<*> Период проверки - с 01.07.2014 по 31.07.2014.

Составление отчета мониторинга предложенной формы позволяет обобщить результаты последующего внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств. Пользователями данного отчета могут быть как начальник службы внутреннего контроля, так и собственники сельскохозяйственного предприятия.

По результатам изучения информации отчета могут быть проанализированы сводные отчеты конкретного ответственного лица, а в случае выявления каких-либо нарушений в целевом расходовании средств - запрошены соответствующие объяснения.

Регулярное формирование отчета такой формы обеспечивает необходимый уровень дисциплины и ответственности сотрудников по отношению к процедурам внутреннего контроля, а также прозрачность для персонала предприятия.

Таким образом, результативное и целевое использование государственной помощи требует организации и реализации системы внутреннего контроля, включающей в себя многие элементы, в том числе документирование, предложенное в статье.

Список литературы

  1. Алборов Р.А., Концевая С.М. Экспресс-аудит достоверности данных бухгалтерского учета // Финансовый менеджмент. 2011. N 4. С. 136 - 143.
  2. Кожанова А.О. Система государственного финансового контроля за рубежом // Молодой ученый. 2013. N 4. С. 225 - 227.
  3. Миронова О.А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития // Вопросы экономики и права. 2013. N 57. С. 120 - 123.
  4. Тимченко В.А. Криминалистическая диагностика преступлений по данным бухгалтерской информации: Монография. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2000. 238 с.
  5. Тимченко В.А. Бухгалтерские документы и записи при раскрытии преступлений в сельскохозяйственном производстве. Нижний Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1999. 60 с.
  6. Хусаинова А.С. Организация контроля за деятельностью федеральных государственных учреждений Минсельхоза России // Бухучет в сельском хозяйстве. 2010. N 12. С. 33 - 37.
  7. Водянников В.Т., Прокофьева Н.В. Бухгалтерский учет государственной помощи в сельскохозяйственных организациях // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. N 4. С. 10 - 16.
  8. Павлюченко Т.Н., Алешникова А.В. Учет государственных субсидий в международной и российской практике // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: Сб. науч. трудов по мат. Межд. науч.-практ. конф. В 11 ч. Тамбов: Юком, 2014. Ч. 3. С. 101 - 103.
  9. Бычков М.Ф., Балашова Н.Н., Алборов Р.А. Организационно-методические основы внутреннего контроля деятельности предприятий АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. N 7. С. 36 - 38.
  10. Клычова Г.С., Закирова А.Р. Совершенствование системы внутреннего контроля сельскохозяйственных организаций в условиях вступления в ВТО // Бухучет в сельском хозяйстве. 2013. N 11. С. 35 - 39.
  11. Рыбникова Л.В. Совершенствование системы внутреннего контроля организаций АПК с вступлением России в ВТО // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. N 12. С. 59 - 62.
  12. Серебрякова Т.Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля: Монография. М.: ИНФРА-М, 2012. 328 с.
  13. Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль: Монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 111 с.

С.В.Козменкова

Доктор экономических наук,

профессор

кафедры бухгалтерского учета и финансов

Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия

Нижний Новгород, Российская Федерация

М.Н.Прынцев

Старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета и финансов

Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия

Нижний Новгород, Российская Федерация