Мудрый Экономист

Реклама алкогольной продукции: будьте внимательны

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 8

Законодательством о рекламе установлены определенные требования к содержанию и способу распространения рекламы алкогольной продукции, за неисполнение которых торговое предприятие может быть привлечено к административной ответственности. О нескольких таких случаях неисполнения требований и расскажем в статье.

Распространять рекламные листовки среди жителей многоквартирных домов запрещено

К такому выводу пришел, в частности, АС УО (Постановление от 29.06.2015 по делу N А47-8612/2014). Из материалов дела: в жилом доме по почтовым ящикам жильцов распространялась рекламная листовка с изображением бутылок с алкогольной продукцией, реализуемой в магазине, с указанием цен. Антимонопольная служба для целей проверки достоверности сведений, отраженных в рекламе, произвела выездную проверку магазина, по результатам которой установила факт продажи алкогольной продукции, перечисленной в вышеупомянутой рекламе.

В соответствии с п. 2.1 ст. 21 Закона о рекламе <1> реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5% и более объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в РФ из выращенного на территории РФ винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания. За нарушение указанных требований в силу п. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель рекламной продукции.

<1> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Пунктами 5 - 7 ст. 3 Закона определено, что под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В качестве рекламораспространителя могут выступать:

Иногда, впрочем, рекламодатель, рекламораспространитель и даже рекламопроизводитель могут являться одним и тем же лицом.

Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (за исключением отдельных случаев) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 руб.

Для справки. Если в отношении одной и той же рекламы одно лицо является одновременно рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, за соответствующее правонарушение оно подлежит привлечению к административной ответственности однократно (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).

Согласно п. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом о рекламе определены специальные требования и ограничения.

Суд, исходя из совокупности представленных доказательств и учитывая прямой коммерческий интерес торгового предприятия к указанной рекламе, пришел к выводу, что именно это предприятие является рекламодателем и рекламораспространителем. А поскольку реклама алкогольной продукции в данном случае распространялась способом, противоречащим требованиям п. 2.1 ст. 21 Закона о рекламе, суды признали подтвержденным наличие в действиях общества объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Наличие предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя на рекламе обязательно

Согласно п. 3 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади.

Антимонопольной службой был выявлен факт распространения на входной двери продуктового магазина рекламы пива следующего содержания: "Акция, пиво "Балтика N 3", ж/б, мультипак 0,5x4,1 шт. - 25,90 руб. (при покупке 4 шт.)". Указанному торговому предприятию было выдано предписание в десятидневный срок устранить нарушение, а именно прекратить распространение рекламы пива без надлежащего сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя, и в пятидневный срок с момента исполнения предписания представить в антимонопольный орган письменные доказательства его исполнения. Торговое предприятие сочло, что распространенная им информация не является рекламой, соответственно, предписание ФАС не соответствует закону. Восьмой арбитражный апелляционный суд (Постановление от 11.09.2014 по делу N А70-1441/2014) не согласился с доводами организации. Он указал, что объектом рекламирования может быть товар, предназначенный для продажи, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Поскольку размещенная на листовке информация содержит слово "акция", а также торговое наименование "Балтика", такая листовка носит рекламный характер, так как на ней указано торговое наименование, ассоциирующееся у потребителя с определенным товаром, и является средством продвижения товаров.

Скрывать существенные условия проведения акции чревато последствиями

Согласно п. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В силу п. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных п. п. 2 - 8 ст. 5, несет ответственность рекламодатель. Последствия нарушения названной нормы анализировались в Постановлении АС УО от 15.04.2015 по делу N А47-13434/2013.

Антимонопольный орган выявил, что торговое предприятие распространяло листовки следующего содержания: "В магазине... можно приобрести алкогольную продукцию... по цене... Предложение действительно при наличии товара в магазине в течение двух недель со дня открытия магазина". При этом в данной рекламе отсутствовала информация о дате открытия (начала работы) магазина, что, по мнению ФАС, исказило смысл доводимой информации, поскольку не позволило потенциальным покупателям определить период проведения акции. По факту нарушения антимонопольным органом в отношении общества возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, организация привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Суд и в этот раз поддержал контролирующие органы, указав, что именно общество осуществляет торговлю алкогольной продукцией, в том числе перечисленной в спорной рекламной листовке, по адресу, приведенному в листовке, соответственно, оно является рекламодателем, нарушившим требования законодательства о рекламе.

Размещение рекламы алкоголя на фасаде зданий недопустимо

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. В силу п. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение данной нормы несет рекламораспространитель.

Примером привлечения к административной ответственности торговой организации за нарушение названной нормы можно назвать случай, рассмотренный в Постановлении ФАС СКО от 14.03.2014 по делу N А63-2763/2013: поскольку на фасаде магазина, в котором общество осуществляло розничную торговлю алкогольной продукцией, был выявлен факт размещения изображения бутылки пива с использованием технических средств стабильного территориального размещения, суд пришел к выводу, что общество было правомерно привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (см. также Постановления АС СЗО от 30.10.2014 по делу N А56-59116/2013, ФАС ЗСО от 03.03.2014 по делу N А70-7870/2013).

Прежде чем рекламировать - измерьте

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

К сведению. Напомним, что в некоторых из названных учреждений, а именно в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, а также на прилегающих к ним территориях (границы прилегающих территорий определяются местными властями), вовсе не допускается розничная продажа алкоголя (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").

В Определении ВАС РФ от 31.03.2014 N ВАС-3310/14 анализировалась следующая спорная ситуация: на входе в магазин на бумажном листе была размещена рекламная информация: "Только сегодня! Икра лососевая... по цене... Шампанское... по цене...". В нижней части листа содержался текст: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью".

В непосредственной близости от места размещения рекламы находится библиотека. Решением антимонопольного органа торговая организация признана нарушившей п. 2.1 ст. 21 Закона о рекламе, поскольку рассматриваемая реклама шампанского экспонирована на внешней стороне здания торговой сети (напомним, что разрешается размещать рекламу только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции), а также пп. 6 п. 2 ст. 21 названного Закона, так как здание, в котором расположена библиотека, находится менее чем в 100 м от помещения магазина. Судьи и в этот раз согласились с проверяющими.

Делаем выводы

Прежде чем каким бы то ни было способом рекламировать продаваемый в магазине алкоголь, должностные лица торгового предприятия должны проштудировать нормы законодательства о рекламе по этой теме. К описанному в статье добавим, что реклама алкогольной продукции не должна:

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством о рекламе, только в стационарных торговых объектах (в том числе в дегустационных залах таких объектов). При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.

Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

А.О.Егорова

Эксперт журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"