Мудрый Экономист

Российская организация участвует в выставке, проходящей в ближнем зарубежье

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 7

Торговое предприятие участвует в выставке-ярмарке, проходящей на территории Республики Беларусь. Для этого оно арендует у белорусской организации выставочную площадь. Будет ли указанное российское предприятие признаваться налоговым агентом по НДС? Каковы последствия в отношении других налогов?

Нормы права

Однозначно ответить на поставленный вопрос нельзя. Ответ зависит от многих критериев, складывающихся, впрочем, из одного - грамотного определения места реализации услуг.

Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 29.05.2014 в г. Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (далее - Договор). Позднее к нему присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика.

Применение НДС при выполнении работ, оказании услуг между хозяйствующими субъектами названных стран осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол) (Приложение 18 к Договору).

В соответствии с п. 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг производится в том государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Таким образом, ключевым моментом является определение места реализации услуг.

Согласно п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:

  1. работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории государства-члена. Данное положение применяется также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества;
  2. работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории государства-члена;
  3. услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории государства-члена;
  4. налогоплательщиком государства-члена приобретаются:

Эти положения применяются также при:

  1. работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком государства-члена, если иное не предусмотрено пп. 1 - 4 п. 29 Протокола. Данные положения применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.

Таким образом, для ответа на поставленный вопрос следует установить, какой вид услуг оказывает российскому торговому предприятию его белорусский партнер, и на основании этого определиться с местом реализации услуг.

Ситуация 1: белорусская организация предоставляет в аренду российскому предприятию торговые помещения

Согласно пп. 1 п. 29 Протокола местом реализации услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, в том числе услуг по аренде, признается территория государства, на котором эта недвижимость находится, то есть в данной конкретной ситуации Республика Беларусь. Соответственно, взимается налог также в Республике Беларусь. Подтверждение сказанному можно найти в разъяснениях Минфина (Письмо от 18.05.2015 N 03-07-08/28428).

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению выставочной площади в целях, отличных от рекламных, оказываемых... организацией российской организации, то на основании пп. 1 п. 29 Протокола местом их реализации территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги в Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются.

Отметим, что вычет сумм НДС, предъявленных российской компании при приобретении у иностранной организации (члена ЕАЭС) услуг, местом реализации которых территория РФ не считается, нормами Налогового кодекса не предусмотрен. То есть "входной" налог не может быть принять к вычету. Более того, по мнению чиновников, сумма НДС в данном случае формирует цену услуги (учитывается в цене услуги и отдельно не выделяется).

Ситуация 2: белорусская организация оказывает российскому торговому предприятию рекламные услуги

Предположим, цель участия российской торговой организации в выставке-ярмарке - реклама самого предприятия торговли и продаваемых товаров. В соответствии с пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства.

Для справки. К рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и признанной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме (п. 2 Протокола).

Таким образом, местом реализации услуг по предоставлению выставочной площади для проведения выставки в целях рекламирования самого торгового предприятия и продаваемых товаров, оказываемых белорусской организацией российской организации, признается территория РФ и данные услуги подлежат обложению НДС в соответствии с нормами Налогового кодекса.

Согласно ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в РФ, НДС исчисляется и уплачивается в бюджетную систему РФ налоговым агентом, приобретающим услуги у иностранного лица. В связи с этим российская торговая организация, приобретающая оказываемые белорусской компанией услуги по предоставлению выставочной площади для проведения выставки в целях рекламирования фирмы и товаров, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет РФ НДС по таким операциям.

Российская организация, применяющая традиционную систему налогообложения, имеет право на вычет указанных сумм налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

Ситуация 3: белорусская организация оказывает российскому торговому предприятию несколько видов услуг

И самая непростая ситуация: если иностранная организация оказывает российской торговой компании несколько видов услуг, например белорусские партнеры предоставляют в аренду российскому предприятию торговые площади, а также (отдельно выделено в первичных документах) торговое оборудование: стеллажи, витрины и т.д.

Как уже указывалось выше, местом реализации услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества признается то государство, на территории которого это имущество находится, то есть Республика Беларусь (пп. 1 п. 29 Протокола). В то же время согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации услуг по аренде движимого имущества признается территория того государства-члена, налогоплательщиком которого эта услуга приобретается (то есть Российская Федерация).

Но не все так страшно. Пунктом 33 Протокола предусмотрены специальные положения: в случае если налогоплательщиком оказываются несколько видов услуг и реализация одних услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других, местом реализации вспомогательных услуг признается место реализации основных услуг.

Для справки. Аналогичные положения содержались в Протоколе от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (утратил силу с 01.01.2015 в связи с началом действия Договора). Минфин в свое время давал следующие разъяснения по этому вопросу (Письмо от 14.10.2009 N 03-07-08/205): работы и услуги по строительству, охране и уборке стендов, размещению информации об участнике выставки и т.п., осуществляемые той же организацией, которой оказываются услуги по предоставлению помещений в аренду для проведения выставок и выставочных мероприятий, следует рассматривать для целей обложения НДС как вспомогательные работы (услуги) по отношению к вышеуказанным основным услугам.

Таким образом, поскольку услуга по аренде недвижимого имущества считается основной по отношению к услуге по аренде движимого имущества (торгового оборудования), положения пп. 1 п. 29 Протокола являются приоритетными - НДС будет взиматься по правилам белорусской стороны.

М.С.Звягинцева

Эксперт журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"