Мудрый Экономист

Внешний контроль качества в аудиторской деятельности

"Аудиторские ведомости", 2015, N 6

Приведен обзор сведений о состоянии системы внешнего контроля качества. Отражены основные недостатки, выявленные системой внешнего контроля качества работы (ВККР) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации за период с 2006 по 2013 гг.

Введение

В статье акцентируется внимание на характеристике нарушений в работе аудиторских организаций в РФ, выявленных в ходе ВККР, по различным направлениям: проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, независимость и профессиональная этика, составление аудиторского заключения и т.д.

Важность данного исследования заключается в том, что СРО и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, проводя внешний контроль качества, выявляя и публикуя основные ошибки, способствуют более качественному осуществлению аудиторской деятельности посредством акцентирования внимания на выявленных нарушениях.

Проведение ВККР

Согласно отчетам УФО Минфина России за период 2006 - 2013 гг. ВККР проводили следующие саморегулируемые организации аудиторов (СРОА) - некоммерческие партнерства, включенные в государственный реестр СРОА:

С 2006 по 2013 гг. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проводились проверки качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и иных аудиторов. На рис. 1 представлено количество охваченных данными проверками аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и иных аудиторов за 2013 г.

Количество охваченных проверками аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и иных аудиторов за 2013 г.

                         ------------------------¬
¦ Количество проверенных¦
L------------T-----------
¦/
----------------------------T--------------------------¬
¦/ ¦/ ¦/
------------------¬ ----------------------¬ ------------------¬
¦ аудиторских ¦ ¦ индивидуальных ¦ ¦ иных аудиторов -¦
¦организаций - 26%¦ ¦аудиторов - свыше 17%¦ ¦ свыше 22% ¦
L------------------ L---------------------- L------------------

Рис. 1

За этот период по экспертной оценке количество охваченных данными проверками аудиторских организаций возросло с 13% в 2006 г. до 43% в 2013 г. (рис. 2).

Динамика проверок качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов за 2006 - 2013 гг. Рис. 2

На основании изучения динамики проверок качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов за 2006 - 2013 гг. можно констатировать, что количество проверок ВККР аудиторских организаций с 2006 г. по 2008 г. выросло на 29%, а затем снизилось на 8% в 2009 г. по сравнению с 2008 г. В период 2009 - 2011 гг. количество проверок увеличилось более чем в 2 раза и достигло своего максимального значения - 1398 проверок. К 2012 г. количество проверок снизилось на 30%, в 2013 г. их число достигло 1227.

Количество проверок ВККР индивидуальных аудиторов значительно меньше количества проверок аудиторских организаций и охватывает около 15% всех индивидуальных аудиторов. В 2013 г. число проверок увеличилось и составило 146.

С 2008 г. СРОА начали проводить ВККР иных аудиторов. По сравнению с 2008 г. количество проведенных в 2011 г. внешних проверок качества работы аудиторов выросло в 10,5 раза, затем в 2012 г. сократилось на 36%. Основным недостатком отчета является то, что причины данных изменений в нем не указаны. В 2013 г. количество проверок качества работы аудиторов составило 5074.

Количество проверок ВККР, проведенных СРОА в аудиторских организациях в динамике за 2006 - 2013 гг., представлено в табл. 1.

Таблица 1

Проверки ВККР, проведенные СРОА в аудиторских организациях за 2006 - 2013 гг.

СРОА

Количество проведенных проверок

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

АПР

281

221

224

234

335

304

215

229

Темп прироста (цепной), %

-21

+1

+4

+43

-9

-29

+6

ИПАР

33

33

42

34

73

88

101

109

Темп прироста (цепной), %

+27

-19

+115

+21

+15

+8

МоАП

89

168

141

136

313

625

260

332

Темп прироста (цепной), %

89

-16

-4

+130

+100

-58

+28

ИПБР

41

71

141

123

Темп прироста (цепной), %

+73

+99

-13

РКА

70

84

113

84

192

212

109

119

Темп прироста (цепной), %

+20

+35

-26

+129

+10

-49

+9

Гильдия аудиторов

292

ААС

68

169

174

145

Темп прироста (цепной), %

+ 149

+ 3

- 17

Представленная таблица отражает числовые значения проведенных проверок каждой СРОА и темпы их прироста за период 2006 - 2013 гг. На основании этих данных можно объяснить резкое повышение количества проверок аудиторских организаций в 2010 г. по сравнению с 2009 г., показанных на рис. 2, увеличением количества проверок, проведенных ИПАР, МоАП, РКА, более чем в 2 раза и включением в государственный реестр Гильдии аудиторов и ААС. Более наглядную информацию о проведенных проверках аудиторских организаций каждой СРОА иллюстрирует рис. 3.

Динамика проверок ВККР, проведенных СРОА в аудиторских организациях за 2006 - 2013 гг.

700 T------------T------------T------------T------------T---------------T---------------T---------------T---------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦
600 +------------+------------+------------+------------+---------------+----+*+--------+---------------+---------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦
500 +------------+------------+------------+------------+---------------+----+*+--------+---------------+---------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦
400 +------------+------------+------------+------------+---------------+----+*+--------+---------------+---------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦--¬ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ --¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦.¦ --¬ ¦--¬ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦
300 +------------+------------+------------+------------++.+-+*+--------++.+-+*+--------+---------------+----+*+--------+
¦--¬ ¦ ¦ ¦ ¦¦.¦ ¦*¦ --¬ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦
¦¦.¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦+¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦ --¬ ¦ ¦*¦ ¦
¦¦.¦ ¦ ¦ ¦--¬ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦+¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦--¬ ¦*¦ ¦
¦¦.¦ ¦--¬ ¦--¬ ¦¦.¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦+¦ ¦¦.¦ ¦*¦ --¬ ¦--¬ ¦*¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦
200 ++.+---------++.+---------++.+---------++.+---------++.+-+*+---+++--++.+-+*+-+/+----++.+-+*+--------++.+-+*+--------+
¦¦.¦ ¦¦.¦ ¦¦.¦ ¦¦.¦ ¦¦.¦ ¦*¦ --++¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦.¦ ¦*¦ --¬¦¦.¦ ¦*¦ ¦
¦¦.¦ ¦¦.¦ --¬ ¦¦.¦ ¦¦.¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦+¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ --¬¦¦.¦ ¦*¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦
¦¦.¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦¦.¦ --T-¬ ¦¦.¦ --¬ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦+¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ --¬¦
¦¦.¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦¦.¦ ¦*¦-+-¬ ¦¦.¦ ¦*+-¬ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦+¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ --¬ ¦¦¦¦.+-+*¦ --¬ ¦¦¦
100 ++.+---------++.+-+*+-----++.+-+*¦-+/+-++.+-+*¦-+---++.+-+*+-+/¦++--++.+-+*+-+/+-++++.+-+*+-+/+-++++.¦ ¦*+-+/+-+++
¦¦.¦ --¬ ¦¦.¦ ¦*¦ --¬ ¦¦.¦ ¦*¦-¦/¦ ¦¦.¦ ¦*¦-+-¬ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦+¦ ¦¦.+-+*¦ ¦/¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦
¦¦.¦ ¦*¦ --¬ ¦¦.¦ ¦*+-+/¦ ¦¦.¦ ¦*¦-¦/¦ ¦¦.¦ ¦*¦-¦/¦ ¦¦.+-+*¦ ¦/¦++-¬¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦
¦¦.¦ ¦*+-+/¦ ¦¦.¦ ¦*¦-¦/¦ ¦¦.+-+*¦-¦/¦ ¦¦.¦ ¦*¦-¦/¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦+¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦
¦¦.+-+*¦-¦/¦ ¦¦.+-+*¦-¦/¦ ¦¦.¦ ¦*¦-¦/¦ ¦¦.+-+*¦-¦/¦ ¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦+¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦¦.¦ ¦*¦ ¦/¦ ¦¦¦
0 ++-+-+-+-+-+-++-+-+-+-+-+-++-+-+-+-+-+-++-+-+-+-+-+-++-+-+-+-+-+-+-+++-+-+-+-+-+-+-+++-+-+-+-+-+-+-+++-+-+-+-+-+-+-++
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
--¬
¦.¦ АПР
L--
--¬
¦ ¦ ИПАР
L--
--¬
¦*¦ МоАП
L--
--¬
¦-¦ ИПБР
L--
--¬
¦/¦ РКА
L--
--¬
¦+¦ Гильдия аудиторов
L--
--¬
¦¦ ААС
L--

Рис. 3

С 2008 г. СРОА начали проводить ВККР аудиторов. Данные в отчетах приведены с 2009 г. Данные о проверках ВККР аудиторов, проведенных СРОА в динамике с 2009 по 2013 г., представлены в табл. 2.

Таблица 2

Проверки ВККР аудиторов, проведенные СРОА в динамике с 2009 по 2013 г.

СРОА

Количество проведенных проверок

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

АПР

592

1652

2076

1299

1702

Темп прироста (цепной), %

+179

+26

-37

+31

ИПАР

294

713

482

569

798

Темп прироста (цепной), %

+143

-32

+18

+40

МоАП

270

1492

2490

1211

1587

Темп прироста(цепной), %

+453

+67

-51

+31

РКА

239

601

679

439

575

Темп прироста (цепной), %

+151

+13

-35

+31

ААС

242

242

754

640

412

Темп прироста (цепной), %

+212

-15

-36

Гильдия аудиторов

1562

Из табл. 2 видно резкое увеличение количества проведенных проверок ВККР иных аудиторов в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Так, в АПР, ИПАР, РКА количество проверок возросло более чем в 2 раза, а в МоАП - в 5,5 раза. Темп прироста по Гильдии аудиторов не рассчитан, так как проверки СРО проводились только в 2010 г.

На рис. 4 отражена информация о количестве проведенных каждой СРОА проверок ВККР иных аудиторов более наглядно.

Динамика проверок ВККР аудиторов, проведенных СРОА в динамике с 2009 по 2013 г.

3000 T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2500 +-----------+-----------+----T-T----+-----------+-----------+
¦ ¦ ¦ ¦/¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦/¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦--¬ ¦/¦ ¦ ¦ ¦
2000 +-----------+-----------++ +-+/+----+-----------+-----------+
¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦ ¦ ¦ --¬
¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦ ¦--¬ ¦ ¦ ¦ АПР
¦ ¦--¬ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦ ¦¦ ¦ --¬ ¦ L--
1500 +-----------++ +-T-T----++ +-+/+----+-----------++ +-+/+----+ --¬
¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦--¬ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦ ¦*¦ ИПАР
¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦¦ ¦ --¬ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦ L--
¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦ --¬
1000 +-----------++ +-+/+----++ +-+/+----++ +-+/+----++ +-+/+----+ ¦/¦ МоАП
¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ ¦ L--
¦ ¦¦ +-+/¦ ¦¦ ¦ ¦/¦ --¬¦¦ ¦ ¦/¦ ¦¦ +-+/¦ ¦ --¬
¦--¬ ¦¦ ¦*¦/+-¬ ¦¦ ¦ ¦/+-+¦¦¦ ¦ ¦/¦ --¬¦¦ ¦*¦/+-¬ ¦ ¦.¦ РКА
500 ++ +--------++ ¦*¦/¦.+--++ +-+/¦.¦+++ +-+/+-++++ ¦*¦/¦.+--+ L--
¦¦ +-¬ ¦¦ ¦*¦/¦.¦ ¦¦ ¦*¦/¦.¦¦¦¦ ¦*¦/+-+¦¦¦ ¦*¦/¦.+-¬¦ --¬
¦¦ ¦*+-T-T-¬¦¦ ¦*¦/¦.+-¬¦¦ ¦*¦/¦.¦¦¦¦ ¦*¦/¦.¦¦¦¦ ¦*¦/¦.¦¦¦ ¦¦ ААС
¦¦ ¦*¦/¦.¦¦¦¦ ¦*¦/¦.¦¦¦¦ ¦*¦/¦.¦¦¦¦ ¦*¦/¦.¦¦¦¦ ¦*¦/¦.¦¦¦ L--
0 ++-+-+-+-+-+++-+-+-+-+-+++-+-+-+-+-+++-+-+-+-+-+++-+-+-+-+-++
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Рис. 4

В отчетах Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации "О контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов" большое внимание уделяется недостаткам, выявленным системой ВККР в ходе проведения проверок аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. К таким недостаткам относят:

Сводная характеристика данных нарушений приведена в табл. 3.

Таблица 3

Сводная характеристика нарушений, выявленных системой ВККР при проведении проверок аудиторами за 2006 - 2013 гг.

Недостатки, выявленные системой ВККР

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Независимость и профессиональная этика

Составление аудиторского заключения

ВКК проведения аудита

Внутренний ККР

Из табл. 4, в которой представлены основные нарушения, отмеченные системой ВККР, в проведении аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности видно, что многие недостатки повторяются на протяжении нескольких лет, затем исчезают из перечня на 1 - 2 года и снова появляются. Можно предположить, что меры по их устранению не принимались.

Таблица 4

Сводная характеристика нарушений в проведении аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, выявленных системой ВККР при проведении проверок аудиторами за 2006 - 2013 гг.

Типичная ошибка

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Низкое качество рабочей документации аудитора (Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ФПСАД) N 2)

Неадекватность принятого уровня существенности (ФПСАД N 4)

Отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД N 11)

Недостаточность аудиторских процедур в целях выявления случаев коррупции (ФПСАД N 14, впоследствии Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД) 6/2010)

Недостаточность альтернативных аудиторских процедур при внешнем подтверждении (ФПСАД N 18)

Недостаточность принимаемых мер по осуществлению внутреннего контроля качества проведения аудита (ФПСАД N 14, впоследствии ФПСАД N 7)

Непредставительность аудиторской выборки, принимаемой при проверке отдельных статей финансовой (бухгалтерской) отчетности (ФПСАД N 16)

Низкий уровень планирования аудита (ФПСАД N 3)

Отсутствие взаимодействия аудиторов при смене аудиторской организации или при смене аудитора в ходе выполнения задания (ФПСАД N 13, впоследствии ФСАД 5/2010)

Отсутствие процедур оценки навыков и профессиональной компетенции работников (ФПСАД N 34)

В 2013 г. были также выявлены следующие наиболее существенные нарушения в проведении аудита бухгалтерской отчетности:

Системой ВККР принимаются недостаточные меры по их устранению. Меры по устранению нарушений, принятые системой ВККР, приведены на рис. 5.

Меры по устранению нарушений, принятые системой ВККР Меры по устранению нарушений

С 2009 г.

Предписания об устранении выявленных ошибок

С 2010 г.

Предупреждения о недопустимости нарушений

Приостановление членства в СРОА

Исключение из членов СРОА

С 2011 г.

Штрафы

Рис. 5

Аналогичные дисциплинарные меры характерны для устранения других нарушений.

Сводная характеристика нарушений, выявленных системой ВККР при проведении проверок аудиторами за 2006 - 2013 гг. в рамках независимости и профессиональной этики, приведена в табл. 5.

Таблица 5

Сводная характеристика нарушений, выявленных системой ВККР при проведении проверок аудиторами за 2006 - 2013 гг. в рамках независимости и профессиональной этики, годы

Независимость и профессиональная этика

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз в результате оказания прочих услуг аудируемому лицу

Несоблюдение требования периодической смены лица, ответственного за проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Отсутствие факта или недостаточность свидетельств принятых мер предотвращения угрозы вовлеченности персонала в аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности одного и того же аудируемого лица на протяжении длительного времени

Переход аудитора на постоянную работу в качестве должностного лица аудируемого лица, в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности которого данный аудитор проводил аудит

Оказание помощи аудируемому лицу в составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе предоставление текста пояснений для включения в отчетность, а также определение значений числовых показателей (на основе учетных данных, представленных аудируемым лицом)

Отсутствие разработанных процедур, направленных на разрешение этических конфликтов и снижение риска потери независимости

Несоблюдение ограничений в отношении получаемого АО (ИА) вознаграждения

В отчетах 2006 и 2013 гг. уделяется внимание недостаткам осуществления внутреннего контроля качества проводимого аудита и организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы по годам соответственно.

В период с 2007 по 2011 г. подобные недостатки не выделяются.

В 2012 г. выделяются недостатки, касающиеся невыполнения требований ФПСАД N 7 "Контроль качества выполнения задания по аудиту" и ФПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях".



Сводная характеристика нарушений, выявленных системой ВККР при проведении проверок аудиторами за 2006 - 2013 гг. в рамках составления аудиторского заключения, представлена в табл. 6.

Таблица 6

Сводная характеристика нарушений, выявленных системой ВККР при проведении проверок аудиторами за 2006 - 2013 гг. в рамках составления аудиторского заключения

Составление аудиторского заключения

2009

2010

2011

2012

2013

Отсутствие отдельных элементов аудиторского заключения, предусмотренных ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

Выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в неустановленной форме

Указание несущественных обстоятельств, которые оказывают (могут оказать влияние) на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица

Неисполнение требований к оформлению аудиторского заключения

Ненадлежащее обозначение правил, в соответствии с которыми составлена бухгалтерская отчетность в аудиторском заключении



Недостаток внимания к вопросам полноты и качества раскрытия информации в Б(Ф)О

Необоснованное включение параграфов, привлекающих внимание пользователей Б(Ф)О

Аудиторские заключения не были модифицированы при наличии в рабочих документах по аудиторскому заданию выявленных в ходе аудита нарушений, превышающих выбранный уровень существенности

Включение в аудиторское заключение информации, не предусмотренной установленными правилами

Заключение

В связи с тем что выявленные нарушения повторяются из года в год с завидным постоянством, по нашему мнению, необходимо провести серьезную работу как в теоретико-методологическом, так и в прикладном аспектах по устранению выявленных ошибок.

В этой связи нами предложен ряд работ по устранению одного из важнейших нарушений при проведении аудиторской проверки - отсутствия оценки признаков допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, также сформирован обзор подходов к определению уровня существенности и устранению "барьеров непонимания" при формировании профессионального языка в аудиторской деятельности [1 - 5]. Данные предложения использовались и используются нами в том числе при повышении квалификации аудиторов, внутренних аудиторов, профессиональных бухгалтеров, руководителей экономических субъектов гг. Москвы, Серпухова, Тюмени и др. Ведется работа в области оценки аудиторского риска и формирования статистической аудиторской выборки. По нашему мнению, сформированные автором предложения послужат повышению качества оказания аудиторских услуг и позволят снизить уровень взысканий и нареканий в отношении аудиторов и аудиторских организаций.

Литература

  1. Егорова И.С. Особенности формирования профессионального языка в аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2014. N 4.
  2. Егорова И.С. Применение CVP-анализа для оценки непрерывности деятельности аудируемого лица // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 12.
  3. Егорова И.С. Особенности определения уровня существенности аудируемого лица // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 16.
  4. Егорова И.С. Проблематика оценки непрерывности деятельности аудируемого лица // Аудитор. 2013. N 3.
  5. Егорова И.С. Формирование рабочих документов при оценке допущения непрерывности деятельности в аудите // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 30.
  6. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол N 4).
  7. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
  8. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол N 6).
  9. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
  10. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru.
  11. Справочно-правовая система "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

И.С.Егорова



Кандидат экономических наук,

доцент

кафедры аудита и контроля

Финансового университета

при Правительстве РФ