Мудрый Экономист

Таможенный контроль в морском пункте пропуска с использованием механизма "единого окна"

"Вестник Российской таможенной академии", 2015, N 2

В статье рассматривается научно-практическая проблема повышения эффективности таможенного контроля в морском пункте пропуска за счет использования механизма "единого окна". С учетом особенностей процедур морских перевозок товаров и на основании международных правил и норм российского законодательства предложена схема взаимодействия различных субъектов в морском пункте пропуска.

Одним из важнейших направлений деятельности любого государства является организация эффективной системы пункта пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу. Для морских пунктов пропуска это направление чрезвычайно актуально, так как там возникают наиболее сложные взаимосвязи и взаимодействия между различными субъектами при совершении перевозки грузов морским транспортом.

Специфика морского порта состоит в большом количестве участников перевозочного процесса: экспортеры, импортеры, перевозчики, контролирующие органы, морские агенты, сюрвейерские компании, складские предприятия, администрация морского порта и т.д. Взаимодействие осуществляется не только между государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), но и "business to business, business to government, government to government", т.е. взаимодействие участников ВЭД осуществляется между собой, а также между государственными контролирующими органами.

Специфика задач, решаемых при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, требует в минимальные сроки проанализировать и обработать значительный массив документов и сведений в отношении морского судна и перемещаемых на нем товаров. Это требование тесно связано с необходимостью повышения эффективности таможенного контроля в морском пункте пропуска. Решение этой задачи представляет собой сложную научно-практическую проблему [1].

В современных условиях такое решение может быть найдено за счет использования широких возможностей электронного документооборота между субъектами, вступающими во взаимодействие, и четкой регламентации процесса взаимодействия. Апробированным механизмом повышения эффективности таможенного контроля в отечественной практике (в основном в автомобильных пунктах пропуска), а также в международной практике показал себя механизм "единого окна" [2].

"Единое окно" - это организационная информационно-техническая система, позволяющая всем участникам торгового и транспортного процесса представлять стандартизованную информацию и документацию, имеющую один общий пункт, где можно выполнить одновременно все процедуры, связанные с импортом, экспортом и транзитом товаров [3].

Ключевым вопросом реализации и функционирования "единого окна" является получение и использование предварительной информации в электронном виде. В настоящее время в таможенных органах реализована возможность получения заблаговременно предварительной информации в электронном виде. Однако отсутствие четкого регламента (правил) взаимодействия всех участников обработки грузов в морском порту, учитывающего международный опыт, практику и принципы "единого окна", затрудняет использование таможенными органами предварительной информации для проведения предварительной оценки рисков в отношении ввозимых товаров и перемещающих их морских судов [4].

Представляется, что установление такого регламента (правил) должно обеспечить возможность перехода на электронный обмен документами, на основании которых производятся таможенные операции в морском порту. Действующие в настоящее время технологические процессы обработки грузов в морских пунктах пропуска в большинстве случаев предусматривают использование бумажных документов, что не обеспечивает необходимую степень оперативности, востребованную бизнес-сообществом и государством в области трансграничных морских перевозок. Информация о морских судах и перемещаемых ими товарах формируется и обрабатывается территориальными подразделениями государственных контрольных органов (ГКО) и представителями организаций, входящих в инфраструктуру морского порта (администрация порта, морские агенты, экспедиторы, участники ВЭД и др.). Достаточно часто указанная информация дублируется в различных документах, представляемых в виде бумажных документов и их ксерокопий, а также неоднократно используется различными ГКО при осуществлении своих контрольных функций [5].

При этом важно подчеркнуть, что перечень заинтересованных лиц (субъектов), участвующих в процессе обработки грузов в морском порту, выступающих в различных качествах и взаимодействующих с таможенными органами, достаточно велик.

Учитывая, что технологические процессы обработки грузов в морских портах характеризуются множественностью, разрозненностью и большим количеством участников, существует потребность в выработке единого унифицированного подхода, который бы позволил на принципах интеграции обеспечить оптимизацию информационного взаимодействия между ГКО и другими заинтересованными участниками перевозочного процесса в морском порту.

Перечисленные предпосылки демонстрируют необходимость корректировки подходов к реализации информационного взаимодействия между всеми участниками перевозочного процесса при международных морских перевозках и проработки вопроса создания единого информационного пространства, обеспечивающего такое информационное взаимодействие в морском порту (единое информационное пространство) на принципах и механизмах "единого окна".

Создание единого информационного пространства позволило бы аккумулировать информацию из различных источников, например от ГКО, перевозчиков, организаций, осуществляющих погрузо-разгрузочные операции в порту, администрации порта и т.д. Решение такой задачи возможно посредством проведения работ по разработке программных средств на основе web-технологий, обеспечивающих реализацию общих принципов информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками бизнес-процессов в морском порту [6]. Предлагаемая схема взаимодействия в морском пункте пропуска с элементами "единого окна" представлена на рис.

Схема взаимодействия в морском пункте пропуска с использованием механизма "единого окна"

-------------¬                             web-браузер
¦ Перевозчик ¦ -- - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬------------------¬
L---T----T---- ПОРТАЛ ¦Таможенные органы¦
/¦ /¦ ¦ "МОРСКОЙ ПОРТ" ¦¦ КПС "МПП" ¦
¦ ¦ ПИ2 ----¬ ----¬ L-T----------------
¦ L-------+->¦АРМ¦ ¦АРМ+--+---
¦ УИН2 L---- L---- ¦
¦ ¦ --- --- --- --- ----¬ ------------------¬
УИН2¦УИН1 /---/ /---/ /---/ /---/ ¦АРМ+--++ Россельхознадзор¦
¦ ¦ Единая шкала процессов L---- ¦¦ ИС "Аргус" ¦
¦ ПИ1 ----¬ ----¬ L------------------
¦ --------+->¦АРМ¦ ¦АРМ+--+--¬
¦ ¦ УИН1 ¦ L---- L---- ¦--+---------------¬
¦/ ¦/ ----¬ ----¬ ¦ Роспотребнадзор ¦
----+----+---¬ ¦ ¦АРМ¦ ¦АРМ¦ ¦L------------------
¦Участник ВЭД¦ L-T-- L-T--
L------------- L- - - - - - -+- - - - -+- - - - - - --
---------------+----¬ --+-----------¬
¦Администрация порта¦ ¦ПС ФСБ России¦
L-------------------- L--------------

Рис.

В схеме учтены основные процессы и процедуры морских перевозок товаров и грузов на основании международных норм и российского законодательства. Она включает в себя порядок совершения таможенными органами таможенных операций и проведения таможенного контроля в морских пунктах пропуска. При этом учтены принципы перспективного информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками [7].

На схеме приведены основные категории участников перевозочного процесса в морских пунктах пропуска и их функциональные роли. Также в ней показана структура информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками перевозочного процесса в морских пунктах пропуска (кто? с кем? в какой момент?).

Участниками информационного взаимодействия исходя из их ролей в бизнес-процессах и совершаемых операций в морском порту являются:

Для обеспечения информационного взаимодействия между участниками совершаемых операций в морском порту базовой является информационная платформа - прототип (макет) портала "Морской порт". Одной из главных задач этого портала является обеспечение единого информационного пространства для участников торгового, транспортного процессов, а также таможенного и иных видов государственного контроля в морском пункте пропуска. В основу создания макета портала "Морской порт" положены три базовых принципа: 1) концепция единого информационного пространства; 2) концепция "единого окна"; 3) анализ и регламентация всего процесса: поставки, перевозки товаров, выявление мест взаимодействия участников ВЭД с контролирующими органами, а также максимальное упрощение этого взаимодействия через "единое окно".

В соответствии с указанной схемой в ходе совершения операций при импортной поставке в морском порту:

На данном этапе таможенный орган взаимодействует с иными ГКО с использованием прототипа портала "Морской порт" и принимает консолидированное решение о возможности пропуска товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Принимаемые ГКО решения могут быть переданы участнику ВЭД, перевозчику, морскому агенту, экспедитору также посредством портала в их личные кабинеты, а также регламентированы как статусы и опубликованы в единой шкале процессов.

Информационное обеспечение описанного процесса позволяет повысить не только эффективность взаимодействия между ГКО, но и оперативность информационного взаимодействия с участниками ВЭД. Как следствие, участники ВЭД могут планировать свои действия и оптимизировать операции, проводимые с товарами в морском порту (размещение на временное хранение, подача на осмотр (досмотр) ГКО, транзит и др.).

Предложенный механизм реализации "единого окна" в морском пункте пропуска, а также единый (сквозной) процесс государственного контроля ВЭД представляют собой основу для совершенствования механизма межведомственного взаимодействия и призваны обеспечить сокращение сроков таможенного контроля и повышение его эффективности в морских пунктах пропуска.

ФТС России в целях апробирования схемы построения единого информационного пространства в морских пунктах пропуска на принципах и механизмах "единого окна" организовала тестирование прототипа портала "Морской порт" в пяти морских портах России. С февраля 2014 г. в тестировании принимают участие территориальные подразделения ГКО, администрации морских портов и участники ВЭД, осуществляющие ввоз товаров через крупнейший в РФ транзитный порт Восточный, порт Владивосток, развивающийся порт с большими перспективами Усть-Луга, южные ворота России - порт Новороссийск и западное направление - порт Калининград.

Итоги тестирования прототипа портала "Морской порт" на 15 января 2015 г. следующие: обработано свыше 4200 судозаходов; с порталом работает 71 зарегистрированная организация - импортеры, подающие ПИ1, 68 организаций, работающих как представители перевозчика (морской агент - в морском порту у каждого своя роль), которые подают ПИ2; зарегистрировано около 200 активных пользователей - представителей контролирующих органов; количество поданной предварительной информации также растет, за весь период подано около 5000 сообщений (ПИ1 и ПИ2 в совокупности); в порту Восточный до эксперимента прохождение контейнера занимало около 16 дней, в настоящее время - 4 - 4,5 дня [8].

Таким образом, эксперимент с прототипом портала "Морской порт" показывает перспективность внедрения механизма "единого окна" в морских пунктах пропуска. Это позволит упростить процедуры взаимодействия, сократить сроки таможенной очистки товаров и повысить эффективность таможенного и иных видов контроля в морских пунктах пропуска. Дальнейшим направлением работ является создание на базе прототипа (макета) портала "Морской порт" полномасштабной автоматизированной информационной системы с широкими функциональными возможностями (централизация информационных ресурсов, электронное межведомственное взаимодействие, электронный документооборот юридически значимых документов, регламенты процессов и др.) и ее интеграция с ЕАИС таможенных органов.

Использованные источники

  1. Сомов Ю.И. Системно-экономический анализ и синтез информационных услуг в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 3. С. 103 - 110.
  2. Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа "единое окно" // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 2. С. 19 - 25.
  3. Липатова Н.Г., Анисимов Е.Г., Черныш А.Я., Карпов А.Н. Понятия и определения в области исследования проблем таможенного дела: Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. 92 с.
  4. Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.
  5. Бурдин В.Е., Зайцева Л.Д., Липатова Н.Г. Моделирование современных технологий таможенного контроля: Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 148 с.
  6. Сомов Ю.И., Купринов Э.П., Курихин С.В., Зайцева Л.Д. Экономическая оценка и оптимизация затрат на разработку программных продуктов и средств защиты информации таможенных органов: Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 186 с.
  7. Липатова Н.Г. Экономическая сущность таможенного контроля в системе государственного контроля // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2014. N 6. С. 52 - 55.
  8. ФТС работает на опережение [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2015/02/19/0001.

Е.Г.Бормотова

Н.Г.Липатова

Д.Б.Шипилов