Мудрый Экономист

Раскрытие информации с 01.12.2014 по 24.05.2015

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6

Нарушение требований к раскрытию информации является самым распространенным основанием для отказа в выдаче лицензии. Поводами для обжалования отказа могут быть ненадлежащее выполнение лицензирующим органом всех процедур, предусмотренных административным регламентом, а также неправомерная оценка полноты раскрытой информации. В этом случае нужно знать, что именно является нарушением, а какие требования инспекции необоснованны. Предлагаем такую оценку вниманию читателей. Оговоримся, что все изложенное ниже было актуально до 25.05.2015, когда вступил в силу Приказ Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр <1>.

<1> Комментарий к нему читайте на с. 18.

В период с 01.12.2014, когда вступила в силу новая редакция Стандарта раскрытия информации <2>, по 25.05.2015, когда начали действовать формы раскрытия информации, утвержденные Минстроем, сложилась непростая ситуация с требованиями к раскрытию информации по управлению МКД. Официальный сайт, где в обязательном порядке должна быть размещена информация (www.reformagkh.ru), содержит определенные поля, таблицы для заполнения. Они были сформированы в соответствии с прежней редакцией Стандарта раскрытия информации (действовавшей по 30.11.2014 включительно). 1 декабря 2014 г. вступила в силу актуальная сегодня редакция указанного Стандарта, несколько изменяющая и дополняющая перечень данных, подлежащих обязательному раскрытию. Причем в ней отмечено, что информация раскрывается по формам, утвержденным Минстроем. Вплоть до 25.05.2015 УК приходилось раскрывать информацию в прежних формах (таблицах, полях на интернет-сайте) в новом объеме.

<2> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, в редакции Постановления Правительства РФ от 27.09.2014 N 988.

Именно несоответствие перечня видов информации, обязательных к раскрытию согласно приведенному Стандарту, предлагаемым на официальном сайте формам чаще и было причиной ошибок УК, которые лицензирующий орган расценивал как нарушение лицензионных требований.

Отзывы УК, прошедших проверку на предмет раскрытия информации, на интернет-форумах, неофициальные разъяснения представителей органов госжилнадзора на местах, отдельные протоколы заседаний лицензионных комиссий позволили составить перечень "узких мест", которые становились поводом для отказа в выдаче лицензии. Но вот вопрос: насколько законно?

Прежде всего необходимо сказать, что существует официальное разъяснение о том, чем же следует руководствоваться УК в условиях несоответствия нормативного акта и предлагаемых к заполнению форм, - Письмо Минстроя России от 24.02.2015 N 4745-АЧ/04. Так, в случае если размещенные на сайте формы не позволяют раскрывать отдельные виды информации, указанные в актуальной редакции Стандарта раскрытия информации, компаниям, которые раскрывают информацию после 01.12.2014, рекомендуется размещать (прикреплять) на официальном сайте документы в виде файлов. Тут же сказано, что информация за 2014 г., подлежащая ежегодному раскрытию в течение I квартала года, следующего за отчетным, подлежит раскрытию по формам, размещенным на сайте www.reformagkh.ru в соответствии со Стандартом раскрытия информации, действовавшим в редакции на 30.11.2014 включительно.

Начнем по порядку.

  1. Информация, размещенная во всех источниках (на сайте www.reformagkh.ru, другом сайте по выбору УК, информационных стендах в офисе), должна быть идентична, раскрыта в одинаковом объеме. Поэтому УК, как правило, первоначально раскрывали информацию на официальном сайте, а потом дублировали ее на другой интернет-площадке, а также распечатывали для размещения на стендах. Нарушением не будет считаться только ситуация, когда во всех источниках информация раскрыта в минимально необходимом объеме, а в некоторых - в излишнем. Это очевидное требование, с которым не поспоришь.
  2. Инспекторы на местах требовали заполнения абсолютно всех полей на сайте www.reformagkh.ru. Общеизвестно, что на нем отдельные поля были помечены знаком "731" и в пояснениях было указано, что именно эти поля обязательны для заполнения в соответствии с актуальной редакцией Стандарта раскрытия информации. С одной стороны, в Письме N 4745-АЧ/04 чиновники Минстроя России сообщили: информация раскрывается по формам, которые были размещены в феврале 2015 г. на официальном сайте в Интернете. С другой стороны, они же указали: если дата раскрытия информации приходится на период с 01.12.2014, полнота раскрытия проверяется в соответствии с перечнем информации, приведенным в п. 3 Стандарта раскрытия информации, и несоответствие раскрытой информации формам, размещенным на официальном сайте, в указанном случае не должно признаваться нарушением. Между тем практически любое поле в прежних формах может быть признано необходимым. В частности, это справедливо для данных о конструктивных элементах дома (так, данные о площади индивидуальных оконных заполнений и дверей могут быть отнесены к конструктивным и техническим параметрам МКД, обязательным для раскрытия в соответствии с пп. "в" п. 3 Стандарта раскрытия информации).
  3. На сайте www.reformagkh.ru не допускается оставление прочерков или фраза "Нет данных". Следует использовать формулировки типа "не установлен", "отсутствует", указывать нулевое значение и т.д. К примеру, если в доме отсутствует система газоснабжения, то в разделе, посвященном этой услуге (тариф, РСО и т.д.), будет нелишним еще раз указать: "В доме отсутствует система газоснабжения". Приведем еще один пример, уже ставший классическим. В графе, посвященной описанию МКД ("Серия, тип постройки"), для домов, которые строились не по типовым проектам, следует вписать слово "индивидуальный".
  4. В перечне видов общей информации об УК, подлежащей раскрытию (пп. "а" п. 3 Стандарта раскрытия информации), новых позиций не появилось. Значит, УК должна была заполнить все предлагаемые на официальном сайте поля. Обратим внимание на раскрытие годовой бухгалтерской отчетности. Во-первых, проверяющие не вправе требовать размещения промежуточной отчетности. Во-вторых, в нормативных актах не предусмотрено требование оставлять информационную ссылку на причины отсутствия годовой бухгалтерской отчетности в период с 1 января по 30 марта. В силу положений бухгалтерского законодательства отчетность должна быть представлена пользователям не позднее 30 марта следующего года, поэтому до этой даты она должна быть составлена. До 30 марта отсутствие годовой отчетности на сайте www.reformagkh.ru не может считаться нарушением. Одновременно инспекторы на местах требовали от УК указывать причину отсутствия отчетности за истекший год и называть дату, когда она будет раскрыта. Для таких претензий нет правовых оснований (то же самое справедливо для отчета по договору управления за прошедший год).
  5. В составе новой информации, раскрываемой в перечне МКД, значится основание для управления по каждому дому. Соответственно, необходимого поля на интернет-сайте не было. Здесь достаточно было прикрепить текстовый файл с реквизитами протоколов общих собраний собственников помещений, договоров управления, протоколов открытых конкурсов органа местного самоуправления.
  6. В рамках общей информации по каждому МКД сайт www.reformagkh.ru не предоставлял технической возможности размещения в формах следующих данных:

Данные сведения необходимо разместить путем прикрепления текстового файла. Если это невозможно сделать в закладке по каждому дому, целесообразно составить сводную таблицу и прикрепить ее в разделе, посвященном сведениям об организации.

  1. УК следовало обратить особое внимание на то, что информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальных услугах раскрывается в отношении каждого дома (пп. "г", "д" п. 3, п. 3(1) Стандарта раскрытия информации). Кроме того, новшество актуальной редакции Стандарта - необходимость опубликования нормативов потребления коммунальных услуг применительно к каждому дому. Известно, что некоторые УК забыли об этом, что вполне может рассматриваться как нарушение указанного стандарта.
  2. Согласно пп. "е" п. 3 Стандарта раскрытия информации УК обязана размещать по каждому дому данные об использовании общего имущества в МКД. Сайт www.reformagkh.ru позволял указывать только поступления от пользователя общим имуществом (поле называется "Доход от управления общим имуществом за отчетный период"). Представляется, что этого недостаточно. Необходимо прикреплять файлы, в которых перечисляются элементы общего имущества, основания для передачи в пользование, пользователь, основание для передачи общего имущества в пользование (протокол общего собрания). Однако сказать однозначно, примет ли суд сторону проверяющих, требующих подобной детализации, нельзя. УК может попытаться обосновать неразмещение такой информации отсутствием каких-либо пояснений в Стандарте раскрытия информации.
  3. Как следует из пп. "ж" п. 3 Стандарта раскрытия информации, сведения о капитальном ремонте общего имущества в МКД раскрываются не всегда, а только по решению общего собрания на основании договора управления в случаях, когда УК поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, за исключением случаев формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Поэтому при формировании фонда "котловым методом" данные о ремонте УК раскрывать не обязана. Если же УК выбрана в качестве владельца спецсчета, необходимо в прикрепленном документе указать как минимум сам этот факт и реквизиты протокола общего собрания, поскольку официальный интернет-сайт не содержал соответствующей формы.
  4. Начиная с 01.12.2014 протоколы всех собраний, проведенных после этой даты, должны быть размещены в составе раскрываемой информации.
  5. До 01.12.2014 УК не были обязаны публиковать на сайте www.reformagkh.ru отчет об исполнении договора управления. Начиная с отчета за 2014 г. независимо от порядка представления отчета собственникам помещений в соответствии с договором управления он должен быть размещен в составе раскрываемой информации. Срок размещения - не позднее 31 марта следующего года (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ), если иное не предусмотрено самим договором. Примечательно, что вплоть до 25.05.2015 форма отчета никак не регламентировалась законодательством, поэтому УК самостоятельно составляли его на свой страх и риск. Часто компании ограничивались только натуральными показателями (например, заменено определенное количество метров трубопровода холодного водоснабжения, отремонтирована отмостка дома, установленный договором управления перечень работ и услуг выполнен на 100%), другие раскрывали только финансовые показатели (начисленная плата по видам услуг, полученная от потребителей плата, задолженность, сумма расходов на выполнение работ и оказание услуг). Между тем на сайте www.reformagkh.ru во вкладке "Финансы" по каждому дому есть (среди прочего) следующие поля:

Их игнорировать нельзя, поскольку они могут быть расценены как составляющие отчета об исполнении договора управления. В остальном никаких требований к содержанию отчета до 25.05.2015 инспекторы предъявлять не могли, они ограничились проверкой наличия такого отчета по каждому дому.

  1. В заключение необходимо отметить, что с 01.12.2014 в составе информации о случаях привлечения к административной ответственности следует раскрывать информацию о случаях административного взыскания применительно не только к УК, но и к ее должностным лицам. Известны случаи отказа в выдаче лицензии за нераскрытие данных о штрафах, примененных к работникам УК в сфере управления МКД. Как и в случае отсутствия информации о нормативах потребления, это вполне законно. Кроме того, если согласно прежней редакции Стандарта раскрытия информации требовалось раскрывать информацию о случаях привлечения УК к ответственности за предыдущий календарный год, то теперь она публикуется непосредственно после вступления в силу постановления о привлечении к ответственности.

* * *

В статье собран максимально полный перечень претензий лицензирующего органа к УК - соискателям лицензии на предмет соблюдения Стандарта раскрытия информации. Некоторые из них законны, а некоторые не имеют под собой никакой почвы. Данная подборка поможет УК, которым было отказано в выдаче лицензии, оценить судебные перспективы обжалования такого решения об отказе.

Е.В.Емельянова

Редактор журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"