Мудрый Экономист

Эксплуатация рекламной конструкции без разрешения. Кто виноват?

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6

Предприятие общественного питания разместило рекламные материалы на арендованной рекламной конструкции. После проведения прокуратурой проверки было выявлено, что разрешительные документы на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции соответствующим органом ее собственнику не выдавались. В результате предприятие общепита было привлечено к административной ответственности. Правомерны ли данные санкции? Должно ли предприятие общественного питания нести ответственность за то, что арендодатель - собственник рекламных конструкций вовремя не получил разрешительные документы?

В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника (иного законного владельца рекламной конструкции или объекта недвижимого имущества) органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно ст. 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., на юридические лица - от 500 тыс. до 1 млн руб.

Таким образом, лицом, обязанным получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, считается ее собственник (владелец). Между тем объективной стороной правонарушения являются как действия по установке рекламной конструкции, так и непосредственно ее эксплуатация без соответствующего разрешения.

Иными словами, предприятие общепита на этапе заключения договора аренды рекламной конструкции обязано было удостовериться, что фирма-арендодатель располагает всеми необходимыми документами. Не сделав этого, оно стало субъектом правонарушения, определенного ст. 14.37 КоАП РФ. Аналогичный вывод сделан в Постановлениях ВС РФ от 16.04.2015 N 304-АД15-94, от 27.05.2015 N 310-АД15-4782.

К уже сказанному добавим, что субъектом ответственности за указанное правонарушение может являться заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, а также лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции, так как оно должно было убедиться в том, что у заказчика работ есть соответствующее разрешение (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).

Отметим также, что до 8 мая 2013 г. ст. 14.37 КоАП РФ предусматривалась ответственность только за установку рекламной конструкции без соответствующего разрешения и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента. После вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ (то есть начиная с 08.05.2013) ответственность по ст. 14.37 КоАП РФ наступает как за установку, так и за эксплуатацию рекламной конструкции без определенного законодательством разрешения на ее установку и (или) эксплуатацию. Поэтому, если организация - собственник рекламной конструкции получала разрешение на установку рекламного щита, но на момент проведения прокуратурой проверки срок действия такого разрешения истек, а разрешение на ее эксплуатацию не было получено, предприятие общепита также может быть привлечено к ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ.

* * *

Предприятие общественного питания может быть привлечено к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за эксплуатацию арендованной рекламной конструкции без разрешительных документов несмотря на то, что обязанность по получению этих документов возложена на собственника такой конструкции.

С.А.Чернов

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"