Мудрый Экономист

Ежеквартальное представление данных об НДФЛ и другие изменения в главе 23 НК РФ

"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6

2 июня 2015 г. начал действовать Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ). Отдельные нововведения имеют другие сроки вступления в силу.

Кроме ежеквартальной обязанности по представлению данных о суммах удержанного НДФЛ Закон вносит еще ряд новшеств в порядок исчисления и уплаты этого налога.

Об изменениях, внесенных в действующее налоговое законодательство, читайте в данном материале.

Причины принятия поправок к главе 23 НК РФ

Согласно действующей сегодня редакции п. 2 ст. 230 НК РФ общий порядок представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах НДФЛ таков: данные представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В налоговый орган один раз в год подается хорошо известная всем бухгалтерам (да и работникам) форма 2-НДФЛ.

Этот порядок не устраивает налоговые органы: они получают данные об НДФЛ только один раз в год по итогам налогового периода. А поскольку сегодня остро стоит проблема повышения собираемости налогов, такое положение дел не способствует решению поставленных задач.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии стал Федеральным законом N 113-ФЗ, в настоящее время значительно обострилась проблема несвоевременного и неполного удержания и перечисления налоговыми агентами в бюджетную систему РФ налогов, вследствие чего бюджеты субъектов РФ несут существенные потери, что не позволяет решать социально-экономические проблемы РФ и субъектов РФ.

К сведению. НДФЛ относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ).

Доходы от уплаты НДФЛ распределяются следующим образом (п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1 БК РФ):

Более того, разработчики рассматриваемых новшеств считают, что, не перечисляя налоги, налоговые агенты фактически безвозмездно и незаконно пользуются бюджетными средствами. Относительно невысокие налоговые санкции, возможность длительного судебного оспаривания решений налоговых органов о взыскании налогов и штрафов, а также отсутствие у налоговых органов ежеквартальной информации о начисленных доходах, исчисленных и удержанных суммах налога и иные неурегулированные аспекты налогового администрирования препятствуют повышению собираемости налогов.

К сведению. Только за 2013 г. налоговыми органами было проведено более 20 000 выездных налоговых проверок налоговых агентов и было установлено более 15 000 нарушений сроков перечисления налоговыми агентами НДФЛ. По результатам проверок было доначислено более 30 млрд руб. данного налога.

Таким образом, цели принятия поправок к НК РФ обозначены: совершенствование налогового администрирования и повышение ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах.

Изменения в порядке исчисления и уплаты НДФЛ

Федеральный закон N 113-ФЗ внес изменения в порядок исчисления и уплаты НДФЛ. Непосредственно новшества затронули ст. ст. 223, 226, 230 и 231 НК РФ.

Обратите внимание! Все поправки, внесенные в часть вторую НК РФ, вступают в силу с 1 января 2016 г.

Дата получения дохода

Статьей 223 НК РФ определена дата фактического получения дохода для целей применения гл. 23 НК РФ. В действующей редакции ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определена как день:

С 2016 г. пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ будет действовать в новой редакции. Также с этой даты настоящий пункт дополняется пп. 4 - 7 следующего содержания. Согласно нововведениям дата фактического получения дохода определена:

Прокомментируем новое положение о дне получения дохода по командировочным расходам. Даже представители Минфина высказывали по данному вопросу разные мнения:

На практике датой получения дохода в данном случае являлась дата утверждения авансового отчета.

С 2016 г. это будет последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки. Данное новшество поставит точку в споре о том, когда получен доход подотчетным лицом.

Что касается материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, сравним действующий сегодня вариант и тот, который будет применяться с 2016 г.

Действующий до 31.12.2015 пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ

Норма пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ, вступающая в силу с 01.01.2016

Дата фактического получения дохода определена как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды

Дата фактического получения дохода определена как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, - при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств

В действующем в 2015 г. варианте при получении доходов в виде материальной выгоды датой получения налогоплательщиком дохода является дата фактической уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам (Письмо Минфина России от 15.02.2012 N 03-04-06/6-39).

В случае если организацией выдан беспроцентный заем, датами фактического получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты фактического возврата заемных средств. Таким образом, доход в виде материальной выгоды по договору предоставления беспроцентного займа будет возникать у налогоплательщика на каждую дату возврата заемных средств. При этом налоговая база по НДФЛ должна рассчитываться исходя из суммы возвращаемых заемных средств (Письмо Минфина России от 25.12.2012 N 03-04-06/3-366).

С 2016 г. факт уплаты процентов при получении материальной выгоды не будет иметь никакого значения: дата получения дохода будет определяться ежемесячно в последний день месяца в течение срока действия договора.

Особенности исчисления, удержания и уплаты НДФЛ налоговыми агентами

Порядок исчисления НДФЛ. Пунктом 3 ст. 226 НК РФ установлен порядок исчисления НДФЛ налоговыми агентами. Сравним действующие положения и новые нормы, вступающие в силу с 2016 г.

Пункт 3 ст. 226 НК РФ в действующей редакции

Пункт 3 ст. 226 НК РФ в редакции, которая будет применяться с 2016 г.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику

Действующий порядок исчисления НДФЛ следующий:

С 2016 г. меняется порядок исчисления НДФЛ: если сегодня налог исчисляется по итогам каждого месяца, то новый порядок предусматривает исчисление НДФЛ на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ.

На практике это означает, что в настоящее время налог рассчитывается один раз в месяц по окончании данного месяца. Новый порядок устанавливает исчисление НДФЛ на дату фактического получения дохода, а это может быть не один раз в месяц, например при оплате больничного или выплате отпускных. И так по всем физическим лицам, получившим доход.

Порядок удержания НДФЛ. С 2016 г. в новой редакции будет действовать и п. 4 ст. 226 НК РФ.

Пункт 4 ст. 226 НК РФ в действующей редакции

Пункт 4 ст. 226 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 2016 г.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме

Таким образом, уточнен порядок удержания НДФЛ при выплате дохода в натуральной форме или получении его в виде материальной выгоды.

Порядок перечисления НДФЛ. Порядок перечисления данного налога в бюджет установлен п. 6 ст. 226 НК РФ, в который также внесены изменения.

Действующая редакция п. 6 ст. 226 НК РФ

Пункт 6 ст. 226 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 2016 г.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты

Согласно внесенным в п. 6 ст. 226 НК РФ изменениям с 2016 г. будет прямо установлен порядок перечисления в бюджет НДФЛ при выплате доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности и сумм отпускных: не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Сегодня данный вопрос вызывает проблемы у налоговых агентов. При этом позиции представителей Минфина и судейского сообщества совпадают.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо (по его поручению) на счета третьих лиц в банках.

При этом если выплата доходов в виде сумм отпускных, вознаграждений, пособий по временной нетрудоспособности производится из выручки организации, полученной в виде наличных денежных средств, то исчисленный и удержанный НДФЛ должен быть перечислен налоговым агентом в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, то есть в порядке, установленном абз. 2 п. 6 ст. 226 НК РФ (Письмо Минфина России от 10.04.2015 N 03-04-06/20406).

По мнению судей, при определении дохода в виде оплаты отпуска с целью исчисления НДФЛ не имеет значения размер других доходов, полученных в течение соответствующего месяца, поэтому удержание и перечисление налоговым агентом указанного налога при оплате отпуска должны осуществляться в соответствии с порядком, предусмотренным абз. 1 п. 6 ст. 226 НК РФ, - в момент выплаты денежных средств (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11709/11 по делу N А68-14429/2009).

Таким образом, сегодня налоговый агент обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с сумм отпускных при их фактической выплате, что вызывает у налоговых агентов дополнительные трудности. С 2016 г. налоговый агент сможет это сделать в последний день месяца, в котором такие выплаты были произведены.

Кроме того, уточнено, что налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением спецрежима в виде ЕНВД и (или) ПСН, обязаны перечислять с доходов наемных работников исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Порядок действий при невозможности удержать НДФЛ. Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ в редакции, которая применяется в настоящее время, при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и его сумме. Это означает, что сообщение должно быть направлено в налоговый орган не позднее 31 января следующего за налоговым периодом года. С 2016 г. данный срок увеличивается: уведомить налоговый орган надо будет не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уточнено, что сообщить нужно при невозможности удержать налог в течение налогового периода о сумме дохода и сумме неудержанного налога.

Кроме того, п. 5 ст. 226 НК РФ дополнен следующей нормой.

Налоговые агенты - российские организации, перечисленные ниже, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 2 ст. 230 НК РФ. Это:

Отметим также, что п. 2 ст. 231 НК РФ с 2016 г. прекратит свое действие. Он гласит, что суммы налога, не удержанные с доходов физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с доходов физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ. Представители Минфина не раз разъясняли, что на основании п. 2 ст. 231 НК РФ направление налоговым агентом уведомления о невозможности удержать НДФЛ не прекращает его обязательства по удержанию налога (Письмо от 20.02.2009 N 03-04-06-01/37).

Отчетность налоговых агентов по НДФЛ

Согласно действующему сегодня порядку, установленному п. 2 ст. 230 НК РФ, налоговые агенты должны отчитываться по НДФЛ один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по установленной форме 2-НДФЛ. Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут подавать такие сведения на бумажных носителях.

С 2016 г. будет действовать новый порядок.

Налоговые агенты будут представлять в налоговый орган по месту своего учета:

Таким образом, с 2016 г. вместо одной формы надо будет представлять две формы и вместо отчетности, подаваемой один раз в год, предусматривается ежеквартальная отчетность по НДФЛ: не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 1 апреля.

Определение расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, дано в п. 1 ст. 80 НК РФ: это документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (его обособленного подразделения), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, исчисленных и удержанных суммах налога, а также о других данных, служащих основанием для исчисления налога.

К сведению. На едином портале http://regulation.gov.ru/ представлен для обсуждения (07.05.2015 - 06.06.2015) законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования", разработанный Минтрудом.

В действующее законодательство о страховых взносах предлагается внести поправки, согласно которым отчетными периодами в части отчетности, представляемой в ПФР, будут признаваться месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Сроки уплаты взносов не меняются. Новшества планируется ввести в действие с 1 января 2017 г.

Таким образом, отчетность в ПФР придется сдавать ежемесячно, а не ежеквартально.

Для реализации указанных положений ФНС должна быть разработана форма расчета сумм НДФЛ.

К сведению. На едином портале http://regulation.gov.ru/ представлен проект ведомственного приказа "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц и порядка по его заполнению и представлению в налоговые органы, формата расчета сумм налога на доходы физических лиц в электронном виде" для обсуждения с 05.05.2015 по 04.07.2015. На момент подготовки данного материала к печати текст самого документа и форма расчета не представлены.

Отметим еще одно изменение: с 2016 г. указанные отчетные документы по НДФЛ необходимо будет направлять в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут подавать указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.

Теперь в п. 2 ст. 230 НК РФ будет прямо установлено, что указанные сведения и расчет сумм налога в отдельных случаях представляются:

Повышение ответственности налоговых агентов

Одной из заявленных целей внесенных изменений является повышение ответственности налоговых агентов. Предлагается комплексный подход к решению поставленной задачи, а именно вводятся следующие меры:

Рассмотрим эти новшества подробнее.

С 1 января 2016 г. вступают в силу поправки, внесенные в ст. 76 "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей" НК РФ.

Статья 76 НК РФ дополнена п. 3.2, согласно которому решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока подачи такого расчета.

В данном случае решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговым агентом расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Таким образом, предусматривается еще одно основание для приостановления операций по счетам в банках - непредставление расчета сумм НДФЛ.

Также с 1 января 2016 г. вступают в силу изменения, внесенные в ст. 126 НК РФ: она дополнена п. 1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных им, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание с налогового агента штрафа в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета.

Напомним, что если налоговый агент сегодня пропустил срок подачи сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган, то ему грозит ответственность на основании п. 1 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 200 руб. за каждый документ).

С 2016 г. за аналогичное нарушение предусматривается ответственность в виде штрафа в сумме 1000 руб. за каждый документ за каждый месяц нарушения.

Таким образом, за нарушение срока представления расчета сумм НДФЛ устанавливается отдельная ответственность, превышающая действующее наказание.

Кроме того, с 1 января 2016 г. вступает в силу новая ст. 126.1 "Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения" НК РФ.

Представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

Налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 126.1 НК РФ, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Таким образом, для налоговых агентов устанавливается отдельное основание для привлечения к ответственности за подачу недостоверных сведений.

Другие новшества Федерального закона N 113-ФЗ

Федеральным законом N 113-ФЗ внесены и другие изменения в часть первую НК РФ.

В частности, уточнены положения абз. 5 п. 2 ст. 11.2 НК РФ в части применения личного кабинета налогоплательщика. Эти поправки начинают действовать с 1 июля 2015 г.

Также с 1 июля 2015 г. вступают в силу новшества, внесенные в п. 4 ст. 31 НК РФ: в случае направления налоговым органом документа через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.



Уточнен порядок направления налогового уведомления (п. 4 ст. 52 НК РФ). В случае если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 руб., налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом уведомления в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ.

* * *

Выделим основные поправки, которые внесены в действующее налоговое законодательство Федеральным законом N 113-ФЗ:

Указанные меры должны повысить собираемость НДФЛ, в том числе представление налоговыми агентами расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, позволят налоговым органам оперативно проводить камеральные налоговые проверки правильности исчисления и удержания налоговыми агентами НДФЛ и в случае выявления нарушений привлекать их к ответственности.

По мнению разработчиков данных новшеств, подготовка расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, не потребует ведения какого-либо дополнительного учета у налогового агента, поскольку расчет целиком формируется из данных регистров налогового учета и такой учет может производиться автоматически.

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Упрощенная система налогообложения:



бухгалтерский учет и налогообложение"