Мудрый Экономист

Что дает статус малого предприятия?

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6

В последнее время на государственном уровне активно декларируется поддержка малого бизнеса как важнейшей составляющей экономического развития, создания и поддержания конкурентной среды в различных сферах производства и обслуживания там, где малые размеры предприятий предпочтительнее, чем большие. Такая поддержка предполагает налоговые льготы, доступное кредитование, обеспечение госзаказом, совершенствование законодательной базы. Что же на сегодняшний день реально могут получить организации, находясь в статусе малых, средних и микропредприятий?

Распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 N 98р утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. В нем обозначены ключевые направления действий, в том числе содействие малому и среднему предпринимательству за счет снижения финансовых и административных издержек, задекларировано создание условий для комфортного ведения бизнеса.

В Плане мероприятий поддержке малого предпринимательства посвящено 11 пунктов. Вот что предполагается сделать:

Конкретные шаги в этом направлении уже делаются. Во исполнение данного Плана разработан и внесен на рассмотрение в Госдуму законопроект, предполагающий изменить некоторые критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Суммарную долю участия иностранных лиц в таких субъектах планируют повысить до 49% (сейчас 25%) и распространить перечень лиц, не подпадающих под данное ограничение, на участников проекта "Сколково".

Пока эти меры еще в стадии разработки, действующий закон, определяющий понятие малого предприятия, его права и ограничения, - это Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Статья 4 Федерального закона N 209-ФЗ содержит три критерия отнесения хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей) к субъектам малого и среднего предпринимательства в зависимости от доли участия других организаций в уставном капитале, от средней численности работников и от объема выручки. Представим значения этих показателей для средних, малых и микропредприятий в таблице <1>.

<1> Предельные значения выручки устанавливаются один раз в пять лет на основе статистических данных. Последние показатели были утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101.

Критерий

Средние предприятия

Малые предприятия

Микропредприятия

Доля участия других юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями

25%

25%

25%

Средняя численность работников

101 - 200 человек

до 100 человек

до 15 человек

Выручка от реализации товаров без НДС (значения на 2015 г.)

1000 млн руб.

400 млн руб.

60 млн руб.

Обратите внимание! Категория субъекта устанавливается по наибольшему значению и может изменяться в случае устойчивого изменения величин, отнесенных к критериям, в течение двух последовательных календарных лет.

Самая важная информация по теме, рассматриваемой нами, содержится в ст. 7 Федерального закона N 209-ФЗ, а именно следующие меры государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства:

  1. специальные налоговые режимы, упрощенные правила налогового учета;
  2. упрощенные способы бухгалтерского учета;
  3. льготы при расчетах за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  4. особенности участия в закупках товаров для государственных нужд;
  5. соблюдение интересов таких предприятий при осуществлении государственного контроля;
  6. финансовая поддержка;
  7. развитие инфраструктуры информационной и организационной поддержки;
  8. упрощенный порядок составления статистической отчетности.

Остановимся на этих пунктах подробнее.

Налоговый учет

На сегодняшний день представители субъектов малого бизнеса могут применять три вида специальных режимов налогообложения: УСНО, в виде уплаты ЕНВД и ПСНО.

УСНО предоставляет следующие преимущества:

Переход на УСНО возможен, если доходы по итогам девяти месяцев текущего года не превысили 51,615 млн руб. (значение установлено на 2015 г. Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685), если доля участия других организаций в уставном капитале не превышает 25%, а средняя численность работников менее 100 человек.

Отчетом при УСНО является налоговая декларация, которая составляется 1 раз в год, в отличие от большинства налоговых форм отчетности, предусматривающих ежеквартальный порядок представления. Налоговый регистр при УСНО - это книга учета доходов и расходов по установленной форме.

Анализируя возможности применения УСНО предприятиями, можно заметить, что больше всего возможностей в этом плане наблюдается у микропредприятий, применение малыми тоже возможно, хотя показатель выручки требует постоянного контроля, а средние предприятия совсем не могут применять эту систему из-за превышения ограничения по численности работников.

Система налогообложения в виде уплаты ЕНВД предоставляет те же преференции для налогоплательщиков: освобождение от уплаты налогов на прибыль, на имущество, НДС строго для тех видов деятельности, которые переводятся на уплату этого налога, с обязанностью ведения раздельного учета. По аналогии с УСНО налог можно уменьшить до половины на расходы по страховым взносам и на уплату больничных.

Переход на спецрежим в виде ЕНВД происходит после подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД, и прекращение работы на названной системе также происходит после подачи соответствующего заявления. Основное ограничение здесь - список видов деятельности, утверждаемый в конкретном регионе. И ограничения эти общего характера: среднесписочная численность работников менее 100 человек и доля участия в капитале других компаний менее 25%. Таким образом, средние предприятия опять остаются за рамками обозначенного налогового режима. А жаль, потому что для многих указанная система выгодна и удобна, поскольку размер налога не зависит от выручки и можно заранее спрогнозировать налоговую нагрузку. К плюсам можно отнести и достаточно простую для составления налоговую декларацию, а также отсутствие обязательных специальных налоговых регистров. Достаточно иметь документы, подтверждающие значения физических показателей для расчета налога.

Применение ПСНО не характерно для аптечного бизнеса, хотя в перечне видов деятельности, при которых возможно ее применение, присутствуют пп. 38 - занятие фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию, - и пп. 45 - розничная торговля при наличии торгового зала площадью менее 50 кв. м (п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Поэтому индивидуальный предприниматель, желающий открыть аптечный пункт, может выбрать эту систему, тем более что патент позволяет иметь наемных работников, правда, не более 15 человек. Покупка патента освобождает от уплаты налога на имущество физических лиц, НДФЛ, НДС (с учетом некоторых особенностей). Начало деятельности - подача заявления и получение патента на выбранный вид деятельности из списка, утвержденного субъектом РФ. Учет доходов индивидуальные предприниматели обязаны вести в книге учета доходов по утвержденной форме. Основание для утраты права на применение системы - превышение дохода в 60 млн руб. Отметим, что ПСНО предназначена исключительно для индивидуальных предпринимателей, имеющих доход как микропредприятия.

Кроме использования преимуществ специальных налоговых режимов, на сегодняшний момент нет никаких других фискальных мер поддержки малых предприятий. Это подтверждено Письмом ФНС России от 09.02.2015 N ГД-4-3/1836@. Налоговики сообщили, что в НК РФ нет понятия "субъект малого (среднего) предпринимательства", и даже законодательство о государственной регистрации не предусматривает особого порядка для таких предприятий. Поскольку спецрежимы применяются в основном организациями в статусе малых предприятий, можно считать, что это и есть налоговые льготы для них, дополнительных льгот не предусмотрено.

"Налоговые каникулы"

С 1 января 2015 г. действуют в новой редакции ст. ст. 346.20 и 346.50 НК РФ. В связи с этим законодательные органы субъектов РФ получили возможность своими законами вводить на своей территории нулевую ставку по налогу при УСНО и ПСНО для предпринимателей, впервые зарегистрированных в данном качестве после вступления в силу таких законов. Поскольку круг потенциальных обладателей этой льготы достаточно узок, а для аптечного бизнеса и вовсе эта преференция не предусмотрена, остановимся на названном нововведении кратко.

Во-первых, почему для аптек это неинтересно. В целях применения нулевой ставки законодатели должны определить список видов деятельности (ориентируясь на ОКВЭД), которые таким образом будут фактически освобождены от налога. В настоящее время подобные законы приняты в 20 областях и краях страны, и только в одном замечено упоминание о производстве лекарственных препаратов. Аптечный бизнес не отмечен нигде. И это объяснимо, так как выбор делается среди видов деятельности, относящихся к производственной, социальной и научной сфере. Во всех регионах в списках в основном фигурируют здравоохранение, спорт, сельскохозяйственная и научная деятельность.

Во-вторых, даже среди поименованных в списках предпринимателей воспользоваться льготой смогут немногие. Формулировка "впервые зарегистрированные" закрывает путь лицам, ранее работавшим в качестве индивидуальных предпринимателей, затем прекратившим деятельность в этом статусе, а теперь снова получившим регистрационное свидетельство. Они не смогут воспользоваться льготой. Минфин России сделал на этом акцент в Письмах от 08.04.2015 N 03-11-11/19806, от 26.01.2015 N 03-11-10/2204. Для тех, кто все же имеет право на льготу, важно иметь в виду, что нулевая ставка действует только два налоговых периода после регистрации. Для УСНО все более-менее понятно, поскольку налоговый период по этой системе - календарный год. А вот патент может быть выдан на несколько месяцев, что и будет считаться налоговым периодом. Кроме ограничения по видам деятельности, практически все регионы вводят предельный размер доходов от реализации товаров и услуг, а некоторые еще и лимит численности работников (для УСНО). Поскольку в каждом регионе свои правила и ограничения, нужно ориентироваться на соответствующий региональный закон. И, конечно, главное - льгота распространяется исключительно на налог по УСНО или ПСНО, не затрагивая страховые взносы и иные сборы, а также обязательные платежи.

Бухгалтерский учет

Перейдем к обсуждению льгот для малого бизнеса при ведении бухгалтерского учета.

Прежде всего в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" говорится, что субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухучета. Практически в каждом ПБУ есть упоминание об особенностях применения его положения малыми предприятиями. Так, ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <2> разрешает микропредприятиям вести учет по простой схеме без применения двойной записи (п. 6.1), а последствия изменения учетной политики разрешено отражать в отчетности перспективно без корректировки показателей отчетности прошлых периодов (п. 15.1). Дополнительный плюс для малых предприятий - возможность не применять некоторые ПБУ в целях рационального ведения учета. Это касается ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" <3>, ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" <4>, ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" <5>, ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" <6>. Другие ПБУ содержат положения об облегчении учета для малых предприятий:

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
<4> Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.
<5> Утверждено Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
<6> Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н.
<8> Утверждено Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н.
<9> Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

Более подробно все льготы по учету для малых предприятий приведены в Информации Минфина России N ПЗ-3/2012. В дополнение к уже сказанному перечислим некоторые положения этого документа. Упростить учет возможно путем:

Что касается составления отчетности, Положение N 34н <10> предоставляет возможность сократить количество представляемых отчетов и использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках из Приложения 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

<10> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Еще одна льгота касается порядка ведения кассовых операций. На основании п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У малые предприятия могут не устанавливать лимит кассы. Чтобы воспользоваться этим преимуществом, нужно приказом по организации утвердить хранение денежных средств в кассе без лимита остатка.

Льготы при участии в приватизации государственного и муниципального имущества и при участии в закупках товаров для государственных нужд

В настоящее время основным законом, определяющим порядок приватизации госимущества, является Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Он содержит единственное упоминание о малых предприятиях, участвующих в этом процессе: в п. 5 ст. 3 данного Закона утверждается, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации недвижимого имущества могут быть установлены отдельным федеральным законом. И такой закон есть - Федеральный закон N 159-ФЗ <11>. Он предоставляет возможность малым предприятиям преимущественное право приватизации имущества, находящегося у них в аренде, по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, а также содержит механизм приватизации. Однако действие этого Закона заканчивается 1 июля 2015 г., после названной даты малые предприятия будут участвовать в приватизации на общих основаниях.

<11> Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Сходная ситуация складывается с договорами аренды государственного и муниципального имущества. Также на срок до 1 июля 2015 г. Федеральным законом N 135-ФЗ <12> была предоставлена возможность продлить действие договоров аренды без проведения конкурсов и аукционов. После этого срока малые предприятия обозначенной возможности будут лишены.

<12> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Что же остается на сегодняшний день? Обратимся к Постановлению Правительства РФ от 21.08.2010 N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества". Этим документом Росимущество уполномочено формировать перечни имущества для предоставления в пользование на долгосрочной основе субъектам малого предпринимательства, определять размер арендной платы и заключать договоры на льготных условиях по внесению платы за аренду (40% в первый год, 60% во второй год, 80% в третий год). Но и в этом документе есть оговорка об исполнении полномочий - они ограничены объемом бюджетных ассигнований на реализацию этой программы. Так что сейчас фактически субъекты малого предпринимательства не имеют льгот при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества.

Посмотрим, как обстоит дело с госзакупками. В силу Федерального закона N 44-ФЗ <13> заказчики обязаны производить не менее 15% общегодового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций. Закупки проводятся по конкурсу, в котором может участвовать только эта категория компаний, что отражается в извещении о закупке (ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ). В извещении может быть дополнительно указано, что поставщик обязан привлечь малые предприятия к участию в исполнении контракта в качестве соисполнителя. Контроль за соблюдением этого порядка заключается в размещении ежегодного отчета об объеме закупок у таких субъектов в Единой информационной системе до 1 апреля следующего за отчетным года.

<13> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

* * *

Нужны ли льготы малому бизнесу? Одно из крупнейших в России рекрутинговых агентств провело опрос на эту тему в конце 2014 г. Большинство россиян ответило положительно. Ведь развитие мелких и средних предприятий выгодно всем: государству в виде роста экономической активности, населению в виде расширения ассортимента товаров и услуг. Поддержка и внимание к этому сектору экономики - общемировая практика, и было бы здорово, если бы в нашей стране хорошие проекты в этом направлении превращались в реально работающие механизмы.

Е.И.Горбачева

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"