Мудрый Экономист

Москва: торговый сбор в действии

"Практический бухгалтерский учет", 2015, N 7

Законодательным органам трех субъектов Российской Федерации - городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю - п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" была предоставлена возможность ввести на их территориях с 1 июля 2015 г. торговый сбор. Депутаты Московской городской думы такой возможностью воспользовались, приняв Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", согласно которому с указанной даты на территории г. Москвы установлен торговый сбор в соответствии с гл. 33 НК РФ (ст. 1 Закона N 62).

Напомним, что Налоговый кодекс РФ с 1 января текущего года п. 30 ст. 2 упомянутого Закона N 382-ФЗ дополнен гл. 33 "Торговый сбор". Торговый сбор согласно п. 1 ст. 410 НК РФ устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (либо законами указанных субъектов РФ) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (субъектов РФ).

Для корректности введения гл. 33 НК РФ потребовалось внесение изменений в четыре статьи части первой НК РФ (ст. 1 Закона N 382-ФЗ).

Под сбором теперь согласно дополнению, внесенному в п. 2 ст. 8 НК РФ, также понимается обязательный взнос, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой он введен, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Пункт 4 ст. 12 НК РФ, которым раскрывается понятие местного налога и определяются полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов, изложен в новой редакции.

В число местных налогов согласно новой редакции ст. 15 НК РФ с 1 января 2015 г. входит и торговый сбор.

Дополнен также и п. 1 ст. 102 НК РФ, в котором перечислены сведения, не относящиеся к налоговой тайне. К таковым с начала текущего года отнесены и сведения, предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, подаваемой плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

Законодательные основы

Плательщиками торгового сбора согласно п. 1 ст. 411 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами указанных городов федерального значения) установлен рассматриваемый сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на указанной территории.

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).

Датой возникновения объекта обложения сбором признается дата начала использования объекта торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор. Датой же прекращения объекта обложения сбором признается дата прекращения использования объекта торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор (пп. 1 и 2 п. 2 ст. 412 НК РФ).

Сбор устанавливается в отношении торговой деятельности на объектах ее осуществления. В целях гл. 33 НК РФ к торговой деятельности относится торговля:

а также приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

Под торговой деятельностью согласно п. 4 ст. 413 НК РФ понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Под объектами осуществления торговли (далее - объект торговли) в соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 413 НК РФ понимаются здания, сооружения, помещения, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Под организацией розничных рынков в силу пп. 3 п. 4 ст. 413 НК РФ понимается деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Расшифровка понятий "стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы", "стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов", "нестационарная торговая сеть", "развозная торговля", "розничная торговля", "разносная торговля" имеется в п. 3 ст. 346.43 НК РФ (пп. 1, 2, 7, 10, 11, 12). Но она дается в целях пп. 45 - 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, в которых указаны рассматриваемые виды торговой деятельности.

Конечно, можно придерживаться данных расшифровок, но корректнее было бы их наличие непосредственно в гл. 33 НК РФ или же наличие ссылки на указанные подпункты п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Ведь понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах в силу п. 3 ст. 11 НК РФ должны браться из соответствующих глав НК РФ.

Приводя в Письме от 01.04.2015 N 03-11-06/18129 расшифровку понятий "торговая деятельность", "оптовая торговля", "розничная торговля", Минфин России сослался на ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Из вышеизложенного следует, что:

Довольно часто экономические субъекты осуществляют торговую деятельность на арендованных площадях в торговых комплексах и центрах. Такая торговля на основании п. 1 ст. 412 и пп. 3 п. 2 ст. 413 НК РФ влечет возникновение объекта обложения торговым сбором. Объект обложения торговым сбором в силу упомянутого п. 1 ст. 412 НК РФ возникает при использовании объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления приведенных выше видов торговли. При этом из нормы не следует, что в целях возникновения объекта обложения сбором объект движимого или недвижимого имущества должен являться собственностью субъекта. Исходя из этого торговый сбор уплачивается экономическим субъектом, который осуществляет торговую деятельность независимо от того, принадлежит ли ему используемый для торговли объект движимого или недвижимого имущества на праве собственности или он его арендует.

Регистрация в налоговом органе

Организации и индивидуальные предприниматели, которые на 1 июля 2015 г. осуществляют в Москве торговую деятельность с использованием приведенных выше объектов, должны уведомить налоговиков о такой деятельности не позднее 7 июля 2015 г.

Примечание. Если организация или предприниматель подпадает под уплату торгового сбора, то данный субъект должен встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика этого сбора. Для этого ему необходимо подать в налоговую инспекцию уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора. И осуществить ему это надлежит не позднее пяти рабочих дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. п. 1, 2 ст. 416 НК РФ).

В уведомлении ими должна быть указана информация об объекте обложения сбором:

Форму уведомления, а также порядок и состав сведений, указываемых в документе, законодатель поручил разработать и утвердить ФНС России (п. 5 ст. 416 НК РФ).

Такое уведомление плательщику сбора можно подать либо на бумажном носителе, либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 6 ст. 416 НК РФ).

После получения уведомления фискалы должны поставить заявителя на учет как плательщика торгового сбора, направив при этом ему соответствующее свидетельство не позднее пяти дней с даты постановки (п. 3 ст. 416 НК РФ).

Если торговый сбор уплачивается по деятельности, связанной с объектом недвижимого имущества, то постановка на учет осуществляется в налоговой инспекции по месту нахождения недвижимости. В противном случае встать на учет необходимо по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) (п. 7 ст. 416 НК РФ).

При наличии у организации (предпринимателя) нескольких объектов, подпадающих под уплату торгового сбора в городе федерального значения (одном муниципальном образовании), находящихся на территории, подведомственной разным налоговым инспекциям, постановка на учет плательщика сбора осуществляется фискалами по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах (абз. 4 п. 7 ст. 416 НК РФ).

Если уведомление о постановке на учет не будет направлено налоговикам, а экономический субъект все-таки займется торговлей, подпадающей под уплату рассматриваемого сбора, данное деяние налоговики приравняют к деятельности без постановки на учет в налоговой инспекции (п. 2 ст. 416 НК РФ). Ведение же деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, квалифицируется как налоговое правонарушение, за которое в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ предусмотрены штрафные санкции в размере 10% от суммы доходов, полученных в результате такой деятельности. Сумма штрафа при этом не может быть менее 40 000 руб.

Должностных же лиц могут прилечь к административной ответственности в виде штрафа от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

При прекращении плательщиком сбора деятельности, подпадающей под уплату сбора, ему согласно п. 4 ст. 416 НК РФ надлежит представить в налоговую инспекцию соответствующее уведомление. Датой снятия его с учета в качестве плательщика сбора является дата прекращения того вида деятельности, который был указан в уведомлении.

Налоговые органы могут осуществить постановку на учет плательщика сбора самостоятельно на основании информации, представленной органом, осуществляющим полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором.

Орган, осуществляющий такие функции, в силу п. 2 ст. 418 НК РФ определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в Москве осуществляет департамент экономической политики и развития города (ст. 4 Закона N 62).

При выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых:

департамент экономической политики в течение пяти дней составит:

и направит соответствующую информацию налоговикам.

О направлении такой информации фискалам уполномоченный орган должен информировать плательщика сбора в течение пяти дней с даты направления данных в налоговую инспекцию, прикладывая при этом оформленный акт.

Получив информацию уполномоченного органа о выявленных объектах обложения сбором, на которые не подано уведомление, налоговики направят плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня ее поступления. Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений уполномоченного органа, представленных фискалам (п. 3 ст. 417 НК РФ).

Исчисление и уплата сбора

Сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором. Исчисляется она как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 417 НК РФ).

Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ). При этом нормативными правовыми актами (законом) могут устанавливаться дифференцированные ставки сбора в зависимости (п. 6 ст. 415 НК РФ):

При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Статьей 2 Закона N 62 установлены ставки сбора:

а также для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, нестационарной торговой сети (п. 1) и торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (п. 3).

При этом ставки сбора для торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети установлены дифференцированно в зависимости от места их нахождения в Москве. Вся территория Москвы поделена на три зоны (распределение территории города по зонам приведено в указанном Законе N 62):

В части торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, осуществлено разделение также на объекты, площадь которых не превышает и превышает 50 кв. м. Площадь же торгового зала в целях гл. 33 НК РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ (п. 5 ст. 415 НК РФ).

Напомним, что согласно указанному пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Минфин России в Письме от 29.04.2015 N 03-11-06/24876 разъяснил, что площадь проходов для покупателей, которые ведут к торговому залу, а не находятся внутри него (лестницы, тамбуры, коридоры и т.п.), в площадь торгового зала не включается.

Не относится к площади торгового зала и площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей.

Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Давая в Письме от 27.03.2015 N N 03-11-06/3/17199, 03-11-06/3/17214 разъяснения по вопросу о порядке определения площади торгового зала арендованного помещения в целях исчисления и уплаты торгового сбора, Минфин России обратил внимание, что при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли через арендованные объекты торговли следует учитывать положения ст. 607 ГК РФ. Согласно указанной норме в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Следовательно, площадь торгового зала арендованного помещения должна быть указана в договоре аренды.

Размеры установленных ставок приведены в таблице.

Месторасположение

СТСбТЗ и НСТС

Стационарная торговая сеть с торговым залом площадью

до 50 кв. м

свыше 50 кв. м

Первая зона

81 000

60 000

1200 руб. за каждый метр площади ТЗ в пределах 50 кв. м + 50 руб. за каждый кв. м площади свыше 50 кв. м

Вторая зона

40 500

30 000

600 руб. за каждый метр площади ТЗ в пределах 50 кв. м + 50 руб. за каждый кв. м площади свыше 50 кв. м

Третья зона

28 350

21 000

420 руб. за каждый метр площади ТЗ в пределах 50 кв. м + 50 руб. за каждый кв. м площади свыше 50 кв. м

Поскольку Законом N 62 ставка сбора при торговле со склада не установлена, то пока торговый сбор с этого вида торговой деятельности в Москве взиматься не будет.

Отметим, что абз. 2 п. 1 ст. 415 НК РФ введено ограничение по максимальному размеру ставки сбора. Она не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

Пунктом же 3 указанной ст. 415 НК РФ уточнено ограничение по ставке для торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы. Ставка сбора по торговле через указанные объекты с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому объекту торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, определяемая в расчете на 1 кв. м площади торгового зала, не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.

В части же деятельности по организации розничных рынков ставка сбора не может превышать 550 руб. на 1 квадратный метр площади розничного рынка.

Законом г. Москвы от 31.10.2012 N 53 "О патентной системе налогообложения" для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, потенциально возможный к получению годовой доход по каждому объекту торговли с 1 января 2015 г. установлен также дифференцированно в зависимости от места его нахождения (п. 62 ст. 1 Закона N 53 в редакции Закона от 19.11.2014 N 52):

Стоимость патента индивидуального предпринимателя, имеющего расположенный во второй зоне магазин площадью не более 50 кв. м, в год составит 120 000 руб. (2 000 000 руб. x 6%), на три же месяца его стоимость - 30 000 руб. (120 000 руб. : 12 мес. x 3 мес.).

Следовательно, ставка торгового сбора за квартал при розничной торговле через СТС с площадью торгового зала не более 50 кв. м не должна будет превышать 30 000 руб.

Ставка налога за каждый дополнительный 1 кв. м площади не может превышать 600 руб/кв. м (30 000 руб. : 50 кв. м).

Если по объекту стационарной торговой сети с площадью до 50 кв. м включительно установлена максимальная ставка торгового сбора, то в части площади, превышающей указанные 50 "квадратов", размер ставки более чем на порядок меньше предельной ее величины.

Уплату сбора плательщику надлежит произвести не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ). Период же обложения торговым сбором установлен как квартал (ст. 414 НК РФ). Поэтому уплату сбора необходимо осуществить до 25-го числа месяца, следующего за окончившимся кварталом.

Первый раз в Москве суммы торгового сбора должны пополнить бюджет города не позднее 26 октября 2015 г. (25 октября - воскресенье, в силу п. 7 ст. 6.1 НК РФ последним днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).

Пример 1. Организация применяет УСН и занимается розничной торговлей. Магазин площадью 73 кв. м, через который ведется торговая деятельность, расположен в Северном административном округе г. Москвы, в пределах МКАД. 3 июля 2015 г. организацией направлено в инспекцию по месту нахождения торгового магазина уведомление о постановке на налоговый учет в качестве плательщика торгового сбора.

Для объектов стационарной торговой сети с торговым залом площадью свыше 50 кв. м Законом N 62 предусмотрены следующие ставки торгового сбора:

Сумма торгового сбора за III квартал 2015 г. составит 31 150 руб. (600 руб/кв. м x 50 кв. м + 50 руб/кв. м x 23 кв. м).

Уплатить их организация должна до 26 октября 2015 г. включительно.

От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор, освобождаются (п. 2 ст. 411 НК РФ):

в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 410 НК РФ). Упомянутым Законом N 62 в Москве от уплаты торгового сбора освобождены как отдельные виды деятельности (п. 1 ст. 3 Закона N 62):

так и отдельные юридические лица: организации федеральной почтовой связи, автономные, бюджетные и казенные учреждения (п. 2 ст. 3 Закона N 62).

Учет суммы сбора

В связи с введением гл. 33 НК РФ в гл. 23, 25 и 26.2 НК РФ были внесены поправки, позволяющие учитывать сумму торгового сбора при различных налоговых режимах.

В гл. 25 НК РФ изменения затронули две статьи: 270 и 286 НК РФ (п. п. 19 и 20 ст. 2 Закона N 382-ФЗ).

Согласно первой поправке организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, не вправе включать сумму уплаченного торгового сбора в расходы при исчислении налоговой базы, поскольку она отнесена к неучитываемым расходам (п. 19 ст. 270 НК РФ).



Введенный в ст. 286 НК РФ п. 10 позволяет налогоплательщику в случае осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Вероятно, именно с таким возможным уменьшением авансового платежа (налога на прибыль) и установлена дата уплаты сбора - 25-е число, ведь она наступает ранее даты уплаты авансового платежа по налогу на прибыль - 28-го числа месяца, следующего за окончанием первого, второго и третьего кварталов. И это позволяет учесть сумму сбора при исчислении авансового платежа по налогу (налога на прибыль) за тот же отчетный (налоговый) период.

Если сумма сбора за квартал превысит величину исчисленного за отчетный период авансового платежа по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, тогда на оставшуюся величину сбора в совокупности с суммой сбора за следующий квартал можно будет уменьшить сумму авансового платежа за следующий отчетный период или налог на прибыль за год.

Возможность учета разницы между суммами торгового сбора и исчисленного по итогам отчетного периода авансового платежа по налогу на прибыль при исчислении суммы соответствующего авансового платежа по итогам следующего отчетного периода или налога на прибыль за налоговый период Минфин России подтвердил в Письме от 20.03.2015 N 03-03-06/1/15560.

При получении в налоговом учете убытка по итогам отчетного (налогового) периода никакого уменьшения не происходит, поскольку авансовый платеж (налог на прибыль) платить не следует. Поскольку же торговый сбор в местный бюджет добросовестный налогоплательщик однозначно уплатит, то его налоговая нагрузка возрастет.

Данное уменьшение невозможно, если налогоплательщиком не было своевременно представлено в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомление о постановке его на учет в качестве плательщика торгового сбора (абз. 2 п. 10 ст. 286 НК РФ).

В гл. 23 НК РФ ст. 225 дополнена п. 5 (п. 14 ст. 2 Закона N 382-ФЗ). Согласно введенной норме индивидуальный предприниматель, осуществляющий в субъекте РФ по месту своего учета вид предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, вправе уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13%, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.



Так же как и при налоге на прибыль, рассматриваемое уменьшение невозможно, если предпринимателем не было своевременно представлено в налоговый орган уведомление о постановке его на учет в качестве плательщика торгового сбора в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор.

В гл. 26.2 НК РФ ст. 346.21 дополнена п. 8 (п. 24 ст. 2 Закона N 382-ФЗ). "Упрощенцы" в случае осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, в дополнение к суммам уменьшения, установленным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Казалась бы, формулировка приведенной нормы незначительно отличается от формулировок приведенных выше положений, касающихся налога на прибыль и НДФЛ. И у всех "упрощенцев" не должны возникать трудности в части использования приведенной нормы.

Но ссылка во введенном дополнении на п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ означает, что новой нормой могут воспользоваться только "упрощенцы", выбравшие объектом обложения доходы.

Напомним, что положения из указанного п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ позволяют указанным "упрощенцам" уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с использованием УСН (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы:

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в настоящем пункте расходов более чем на 50%.

Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.



Поскольку во введенном п. 8 ст. 346.21 НК РФ использована формулировка "...в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1...", то надо полагать, что "упрощенцы" могут уменьшить остающуюся после уменьшения на расходы, перечисленные в п. 3.1, часть налога (авансового платежа по налогу) на сумму торгового сбора вплоть до нуля.

Окончание примера 1. Дополним условие примера: по итогам 9 месяцев 2015 г. доходы "упрощенца" составили 2 485 600 руб. За этот период им начислено страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в том числе на "травматизм", 165 437 руб., которые полностью уплачены до 30 сентября. Одновременно с уплатой страховых взносов за сентябрь организация перечислила и торговый сбор за третий квартал - 31 150 руб.

Сумма исчисленного авансового платежа по налогу, уплачиваемому при УСН, за девять месяцев исходя из полученных доходов равна 149 136 руб. ((2 485 600 руб. x 6%), где 6% - ставка налога при объекте "доходы"). Ее "упрощенец" вправе уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов, но не более чем на 50% от исчисленной величины авансового платежа. Следовательно, в качестве уменьшаемого берется 74 568 руб. (149 136 руб. x 50%).

Остающаяся же половина (74 568 руб. (149 136 - 74 568)) уменьшается еще и на сумму уплаченного торгового сбора (31 500 руб.). Таким образом, исчисленная к уплате сумма авансового платежа за 9 месяцев 2015 г. составит 43 418 руб. (74 568 - 31 150).

Дополнительной нормы для "упрощенцев", выбравших в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, которые уплатят торговый сбор, в гл. 26.2 НК РФ не появилось. Им остается лишь воспользоваться нормой пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, позволяющей учесть в расходах суммы сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Именно такие рекомендации даны "упрощенцам" с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, Минфином России в Письме от 27.03.2015 N 03-11-11/16902.



Пример 2. Несколько изменим условие примера 1: "упрощенцем" используется объект обложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. По итогам девяти месяцев им получен доход 2 485 600 руб., сумма же расходов составила 1 988 480 руб. без учета исчисленного торгового сбора. 29 сентября организация перечислила в бюджет г. Москвы исчисленную сумму сбора 31 150 руб.

Размер облагаемой базы по авансовому платежу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за рассматриваемый отчетный период без учета суммы торгового сбора - 487 120 руб. (2 485 600 - 1 988 480), откуда сумма исчисленного авансового платежа за девять месяцев - 74 568 руб. ((487 120 руб. x 15%), где 15% - ставка налога при объекте "доходы, уменьшенные на величину расходов").

Следуя рекомендации Минфина России, организация на уплаченную сумму торгового сбора увеличивает свои расходы. Они в таком случае возрастают до 2 019 630 руб. (1 988 480 + 31 150). Размер облагаемой базы, в свою очередь, уменьшается до 465 970 руб. (2 485 600 - 2 019 630), уменьшается при этом и сумма авансового платежа до 69 895,50 руб. (455 970 руб. x 15%).

Таким образом, уменьшение исчисленного авансового платежа в связи с уплатой торгового сбора произошло на 4672,50 руб. (74 568 - 69 885,50), или на 15% от ее величины (4672,50 руб. : 31 150 руб. x 100%).

Из сравнения примеров 1 и 2 видно, что предлагаемое финансистами ставит "упрощенца" с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов" в неравное положение по сравнению со своим коллегой, который выбрал объект в виде доходов, а также с плательщиками налога на прибыль и НДФЛ.

Все перечисленные субъекты уменьшают исчисленную сумму налога при соответствующем режиме налогообложения на всю сумму сбора, "упрощенец" же с объектом "доходы минус расходы" сможет уменьшить налог, уплачиваемый при УСН, лишь на 15% от суммы торгового сбора (в расходы дополнительно включена сумма сбора).

Возникает еще одно неравенство между "упрощенцами" и плательщиками налога на прибыль. Плательщикам налога на прибыль позволено уменьшить исчисленную величину налога (авансового платежа) на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа) (то есть до 28 апреля, 28 июля, 28 октября, 28 марта следующего года). "Упрощенец" же с объектом в виде доходов вправе уменьшить налог (авансовый платеж по налогу) на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода (то есть до 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря).



А поскольку в большинстве случаев "упрощенцы" будут перечислять суммы торгового сбора в месяце, следующем за окончанием квартала, то на уплаченные суммы они смогут уменьшать авансовые платежи, исчисленные за текущий отчетный период.

И совсем грустно становится "упрощенцу", который основную деятельность осуществляет в одном субъекте РФ, а торговую деятельность - в другом субъекте РФ, в котором введен торговый сбор. К примеру, не столь уж редки случаи, когда налогоплательщики, зарегистрированные в Московской области, осуществляют торговую деятельность в Москве. Ведение ее после 1 июля приводит к необходимости уплаты торгового сбора по итогам III квартала 2015 г.

Отвечая на вопрос индивидуального предпринимателя, проживающего в Московской области и применяющего УСН, в отношении торговли через объект недвижимости в Москве, Минфин России в Письме от 10.02.2015 N 03-11-11/5522 указал, что предприниматель может уменьшить величину налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение данного налогового (отчетного) периода, при выполнении условий, установленных п. 8 ст. 346.21 НК РФ. На этом чиновники и остановились.

Налог в связи с применением "упрощенки" согласно все тому же п. 8 ст. 346.21 НК РФ можно уменьшать на суммы уплаченного торгового сбора только при условии, что он зачисляется в бюджет г. Москвы.

В рассматриваемой ситуации налог по УСН уплачивается в Московской области. В силу п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ этот налог подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%. Соответственно, данный налог в бюджет г. Москвы не зачисляется. Поэтому правовых оснований для уменьшения налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму торгового сбора (который подлежит уплате, поскольку ведется торговая деятельность в Москве), на наш взгляд, не имеется.

Отметим, что в аналогичном положении оказывается и индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в одном субъекте РФ и ведущий торговую деятельность в другом субъекте РФ, в котором введен торговый сбор. Упомянутый п. 5 ст. 225 НК РФ позволяет ему уменьшить исчисленную по ставке 13% величину НДФЛ на сумму торгового сбора лишь в случае, если рассматриваемая торговая деятельность осуществляется в субъекте РФ по месту его учета.

Плательщики налога на прибыль поставлены в более выгодное положение. Создание рабочих мест на объекте торговли означает наличие обособленного подразделения.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. Определяются же они исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Она же, в свою очередь, исчисляется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Следовательно, хоть на какую-то часть уплаченного торгового сбора (а может быть, и всю сумму) плательщик налога на прибыль сможет уменьшить исчисленную сумму авансового платежа (налога) в субъект РФ, в котором введен торговый сбор.

Не дожидаясь начала действия гл. 33 НК РФ, "упрощенцы" стали обращаться с вопросами в Минфин России по ее использованию. Так, в упомянутом Письме Минфина России от 27.03.2015 N 03-11-11/16902 разъяснен вопрос об учете сумм торгового сбора налогоплательщиком, применяющим УСН, который осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и осуществляющие несколько видов предпринимательской деятельности, на сумму торгового сбора вправе уменьшить только сумму налога, исчисленного с объекта налогообложения по виду деятельности, по которому уплачивается указанный сбор.

Названным "упрощенцам" в целях применения п. 8 ст. 346.21 НК РФ чиновники настоятельно рекомендовали вести раздельный учет доходов и сумм налога, уплачиваемого в связи с применением УСН с этих доходов, по виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор.

Похоже, что финансисты в упомянутой норме п. 8 ст. 346.21 НК РФ сделали упор на выражение "...вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности...".

Если это действительно пожелания законодателя, то вновь видим неравенство в положении "упрощенцев" и плательщиков налога на прибыль и НДФЛ: у последних такого ограничения нет.

Все перечисленные неясности законодательства в части уменьшения исчисленной величины налога на сумму уплаченного торгового сбора не коснутся "упрощенца", который не подаст в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому возникает обязанность уплаты торгового сбора, поскольку право на использование рассматриваемого уменьшения ему не предоставлено (абз. 2 п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Поскольку уплата торгового сбора связана с торговой деятельностью, то его начисление в бухгалтерском учете логично отражать на счете 44 "Расходы на продажу", на котором обобщается информация обо всех издержках обращения, связанных с продажей товаров (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Начисление и перечисление суммы торгового сбора в таком случае сопровождаются следующими записями:

Дебет 44 Кредит 68, субсчет "Расчеты по торговому сбору",

Дебет 68, субсчет "Расчеты по торговому сбору", Кредит 51

При уменьшении же налога на прибыль (налога, уплачиваемого в связи с применением УСН) на сумму уплаченного торгового сбора осуществляется проводка:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ" (субсчет "Расчеты по "упрощенному" налогу"), Кредит 99

В.Малышко

Эксперт "ПБУ"