Мудрый Экономист

Классификация имущества для целей налогообложения

"Международный бухгалтерский учет", 2015, N 14

Предмет. В статье рассматриваются новации имущественного налогообложения, реализуемые Правительством РФ в последние годы, проблемы и перспективные направления его развития. Основное внимание уделено классификации имущества для целей налогообложения.

Тема. Для правильного методического обеспечения имущественного налогообложения необходима полная и понятная для участников налоговых правоотношений классификация имущественных объектов, единого варианта которой пока нет, что подтверждает актуальность выбранной темы.

Цели. Проанализировать действующую систему имущественного налогообложения в России, обозначить проблемные вопросы и разработать пути их решения.

Задачи. Разработка авторских вариантов классификации имущества для целей налогообложения и комплекса предложений по улучшению действующей системы законодательства в области имущественного налогообложения в России.

Методы исследования. На основе глубокого изучения законодательства и специальной литературы авторами проведен комплексный теоретический анализ текущей ситуации в имущественном налогообложении. Кроме того, в статье широко применяются дедуктивные и индуктивные методы исследования.

Результаты. Предложены два авторских варианта классификации имущества, которые можно применять как по отдельности, так и вместе, для улучшения методического обеспечения в данной области, а также рекомендовано внесение соответствующих изменений в законодательство в целях устранения концептуальных ошибок и двусмысленных формулировок.

Область применения результатов. Разработанные авторами варианты классификации имущества могут использоваться как налогоплательщиками, так и налоговыми органами в процессе определения элементов налогообложения по имущественным налогам, а внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, на взгляд авторов, необходимо для совершенствования законодательной базы имущественного налогообложения в России.

Выводы. Классификация имущества в настоящее время напрямую влияет на элементы налогообложения по имущественным налогам и в связи с этим приобретает все большую важность, поэтому авторами были предложены два варианта собственной разработки. Ошибки и размытые формулировки в нормативно-правовых актах сдерживают развитие самой системы имущественного налогообложения в России, поэтому определенные изменения в законодательстве необходимы, а их авторское видение представлено в статье.

Вопросы имущественного налогообложения обсуждаются, совершенствуются и реформируются в течение длительного периода развития рыночной экономики <1>. Важность этой темы заключается в масштабности возможного влияния тех или иных изменений в законодательстве на экономику страны <2>. В 2013 г. была проведена налоговая реформа в области налогообложения имущества организаций. Основными ее задачами являются: инновационное развитие экономики, снижение налоговой нагрузки на бизнес и разработка и внедрение нового методического обеспечения в области корпоративного имущественного налогообложения <3>. Пополнение списка движимого имущества, ранее включавшего лишь автотранспорт, станками и оборудованием и освобождение движимого имущества от уплаты налога на имущество организаций стали ее основными реализованными на практике положениями. Предполагается, что данные преобразования запустили процесс замещения устаревших производственных мощностей инновационными <4>. Реформированию подверглось и имущественное налогообложение физических лиц, которое в ближайшие годы будет интенсивно развиваться <5>. В связи с важностью уже действующих и планирующихся изменений приобрела особую важность классификация имущества для целей налогообложения, так как она напрямую влияет на элементы налогообложения по различным имущественным налогам. Общей же классификации имущества в Российской Федерации для целей налогообложения, учитывающей последние новации, пока нет <6>. Один из последних вариантов классификации имущества представлен Д. Шайхутдиновой в 2012 г. в статье "Понятие и классификация имущества в системе имущественного налогообложения" <7>. Он имеет некоторые плюсы, но нуждается в доработке. Прокомментируем данную классификацию и выскажем собственную точку зрения по спорным вопросам. Имущество, по мнению Д. Шайхутдиновой, делится по степени материальности на вещи и другие объекты гражданских прав. Степень материальности в нашем понимании предполагает наличие каких-либо промежуточных категорий (например, на 25% материальной и на 75% нематериальной). Эти категории у Д. Шайхутдиновой не приведены, в то время как определение материальности имущества для целей налогообложения может быть, на взгляд авторов, только однозначным. Выявить ее можно по единственному и вполне достаточному критерию - возможности непосредственного физического контакта с объектом (это означает, что к объекту можно прикоснуться). В анализируемой классификации деление имущественных объектов на недвижимые и движимые по признаку "возможность перемещения объекта без несоразмерного его назначению ущерба" не является чем-то новым. Более того, она, по мнению авторов, сложна для понимания. Классификация имущества Д. Шайхутдиновой, на взгляд авторов, по функциональной роли с выделением групп оборотных, внеоборотных, финансовых и нематериальных активов (НМА) не совсем понятна. Финансовые активы являются частью либо группы внеоборотных, либо оборотных активов в зависимости от их срочности (например, долгосрочные финансовые вложения и краткосрочные финансовые вложения), поэтому выделять их отдельно, по мнению авторов, нецелесообразно. Нематериальные активы являются частью внеоборотных активов и по той же причине не должны рассматриваться отдельно от них. Разделение же объектов на подлежащие и не подлежащие налогообложению со ссылкой на ст. 374 гл. 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации справедливо, но лишь отчасти, ввиду того что имущественные налоги не ограничиваются только налогом на имущество организаций. Критерий "степень принадлежности", представленный в исследуемой классификации, фактически является частью более широкого понятия "формы собственности", и рассматривать его обособленно, на взгляд авторов, нецелесообразно. Последний классификационный признак - способ использования имущества - с некоторой доработкой может быть применен в дальнейшем.

<1> Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография для магистрантов, обучающихся по программам направления "Финансы и кредит" / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 375 с. (серия Magister).
<2> Мишустин М.В. Администрирование имущественного налогообложения в России. Стратегия развития. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 258 с.
<3> Основные направления налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: одобрены Правительством РФ от 01.07.2014. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126727/.
<4> Слепов В.А. Финансы: Учебник / В.А. Слепов, А.Ф. Арсланов, В.К. Бурлачков и др. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2015. 336 с.
<5> Налоговые льготы. Теория и практика применения: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 486 с.
<6> Налоговые системы. Методология развития: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 463 с.
<7> Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Секция "Финансы и кредит". 42. N 6/2012. С. 6, 7. URL: http://www.uecs.ru/logistika/item/1414-2012-06-19-05-14-3.

Классифицировать имущество можно и на основе действующего законодательства. Важно отметить, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации находятся во взаимодействии с нормами гражданского законодательства при определении понятий движимости или недвижимости объекта имущества. Эти понятия применимы лишь к вещам в соответствии со ст. ст. 128 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации <8>, поэтому имущественными налогами все объекты, к ним не относящиеся, не облагаются. Имущественными налогами облагаются только основные средства и потенциальные основные средства, не используемые в данном статусе (например, автомобиль, находящийся в личной собственности). Характеристика и состав основных средств содержатся в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 <9>. Имущественные налоги, представленные в Налоговом кодексе Российской Федерации, разделены по видам с упоминанием глав и статей, в которых указаны перечни налогооблагаемого и освобождаемого от налогообложения имущества. Налог на имущество физических лиц представлен отдельно. В 2015 г. вступила в силу гл. 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ. Составленный авторами вариант классификации представлен на рис. 1.

<8> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
<9> Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".

Классификация имущества на основе законодательства РФ

                         --------¬                            --------¬
¦ НК РФ ¦<---------------------------+ ГК РФ ¦
----------------+---T---+--------------¬ L---T----
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
---------+---------¬---------+---------¬--------+-------¬ ----+---¬
¦Транспортный нало㦦Налог на имуществЗемельный налог¦ --+Глава 6+-¬
¦ ¦¦ организаций ¦¦ ¦ ¦/L--------¦/
L--------T----------L--------T----------L-------T-------- --+----¬ -----+-¬
¦/ ¦/ ¦/ --+Статья¦ ¦Статья¦
-----+----¬ -----+----¬ -----+----¬ ¦ ¦ 128 ¦ ¦ 130 ¦
¦ Глава 28¦ ---+ Глава 30¦ ¦ Глава 31+-¬¦ L------- L---T---
L----T----- ¦ L---------- L---------- ¦¦ -------¬ /¦
¦/ ¦ -----------¬ -----------¬ ¦+->¦ Иное ¦ ¦
------+-----¬ +>¦Статья 381+ -¬ --+Статья 395¦<+¦ L------- ¦
¦ Статья 358¦ ¦ L----------- ¦ L----------- ¦¦ ¦
L------------ ¦ -----------¬ ¦ ¦ -----------¬ ¦¦ ¦
. . L>¦Статья 374¦ ----+-+Статья 389¦<-¦ -------¬ ¦
. . L--T---T---- ¦¦ ¦ L-T--------- L->¦ Вещи ¦<----
. . - - - - -- L - ¬ ¦ ¦ ¦ LT----T-
. . -------------+--¦ ¦ ¦ ¦/ ¦/
. ./ ¦/ ¦/ / /¦/ ¦/ ------+-¬ -+-----¬
. -------+---+-¬ --+--+--+---+¬ ¦Недвиж.¦ ¦ Движ.¦
. ¦ Облагаемое ¦ ...>¦Необлагаемое¦ L---T---- L---T---
. L-----T------- . L------T------ /¦ /¦
. /¦ . /¦ -----+---------+---¬
..................... ¦ Основные средства¦
¦ -----------T -- L---------T---------
¦ Статья 4 ¦<------¬ /¦
¦ L----------- ¦ ¦
-----------¬ ¦ ¦
L- -- -- + Статья 2 ¦<------+ ¦
L----------- ¦ ¦
---------------------¬-------------------¬ ¦ ¦
¦Отменен с 01.01.2015¦¦Налог на имущество+--- ¦
L--------------T------¦ физических лиц ¦ ¦
¦ L--------T---------- ¦
¦/ /¦ ¦
--------------+---------------+---------------¬ -------------+----------¬
¦ Закон 1991 г. "О налогах на имущество ¦ ¦ПБУ 6/01 "Учет основных¦
¦ физических лиц" ¦ ¦ средств" ¦
L---------------------------------------------- L------------------------

Рис. 1

Источник: авторская разработка на основании Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и ПБУ 6/01.

Классификация имущества, подготовленная авторами упомянутых статей в соответствии с законодательством, все же недостаточна для отражения целостной картины процессов, происходящих в имущественном налогообложении, поэтому предлагается альтернативный авторский вариант. К его несомненным плюсам можно отнести учет последних изменений в законодательстве и широкий охват практически всех возможных вопросов в области имущественного налогообложения.

Рассмотрим разработанный авторами вариант классификации имущества.

Раздел I. Классификация имущества по общим признакам.

1.1. По однозначному определению материальности.

1.1.1. Вещи.

1.1.2. Иное имущество.

1.2. По возможным последствиям перемещения объекта.

1.2.1. Движимое имущество.

1.2.2. Недвижимое имущество.

1.3. По категорийному распределению имущества.

1.3.1. На основе сущности объекта.

1.3.2. На основе решения законодателя.

1.4. По форме собственности.

1.4.1. Государственная собственность.

1.4.2. Частная собственность.

1.4.3. Корпоративная собственность.

1.4.4. Личная собственность.

Раздел II. Классификация имущества по специальным признакам.

1.5. По принадлежности имущества к основным средствам.

1.5.1. Основные средства.

1.5.2. Другие вещи.

1.6. По дате принятия движимого имущества на учет в составе основных средств.

1.6.1. До 01.01.2013.

1.6.2. После 01.01.2013.

1.7. По стоимости основных средств, руб.

1.7.1. >= 40 000.

1.7.2. < 40 000.

1.8. По направлению использования имущества организацией.

1.8.1. Производство товаров, работ, услуг.

1.8.2. Лизинг.

Обоснование разработанной классификации:

<10> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
<11> Российская бизнес-газета - Налоговое обозрение. 2013. N 890 (12). 2 апреля 2013 г. URL: http://www.rg.ru/2013/04/02/soorujenie.html.
<12> Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
<13> Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2001 N 2689).
<14> Налоговая система Российской Федерации: Хрестоматия; Учебное пособие / Под ред. Н.И. Малис; сост. С.А. Анисимов, И.В. Горский. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014.
<15> Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2001 N 2689).
<16> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01 "О признании объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимого имущества, учтенного на балансе лизингодателя или лизингополучателя в рамках договора финансовой аренды (лизинга) в качестве основных средств".

Классификация имущества по форме собственности

                          ----------------------¬
----------+ Форма собственности +---------¬
¦/ L---------------------- ¦/
----------------+----¬ -----+---------------¬
¦ Государственная ¦ ----------T+ Частная ¦
L--------------T------ ------------------ ¦L---------------------
¦/ ¦/ ¦/
--+---------+---¬ ------+------¬
¦ Корпоративная ¦ ¦ Личная ¦
L---------------- L-------------

Рис. 2

Изменения в имущественном налогообложении, начавшиеся в 2013 г., коснулись как групп, так и отдельных имущественных объектов. В частности, существует особая группа имущественных объектов, находящихся на территории сразу нескольких административно-территориальных образований одновременно, в которую входят магистральные трубопроводы, железнодорожные пути общего пользования, линии электропередач, объекты, тесно связанные с ними, и другое имущество. С 2013 г. часть из них подлежит налогообложению по пониженным ставкам, в связи с чем возникает несколько проблем.

Во-первых, перед налогоплательщиком возникает вопрос, в бюджет какого региона уплачивать налог.

Во-вторых, если предположить, что налог будет уплачиваться пропорционально доле объекта, находящейся в отдельном регионе, вполне вероятна разница в налоговых ставках на различных территориях, что крайне затрудняет налогоплательщику правильное ведение бухгалтерского учета по таким имущественным единицам.

В-третьих, маловероятно, но подобный объект может быть классифицирован одним регионом как движимое имущество, а другим - как недвижимое. Это довольно интересный вариант развития событий, и непонятно, что в таком случае делать налогоплательщикам и налоговым органам. Гипотетически даже самый обычный дом может находиться на границе сразу двух регионов, но такая ситуация из разряда исключительных. Законодателями по данным коллизиям четких разъяснений пока не представлено. Следующая довольно спорная группа имущества - объекты, по своей сути являющиеся движимыми, но перемещение которых возможно только в ограниченном радиусе или на определенной поверхности. Например, различные виды подвижных составов (тепловозы, электровозы и т.д.) могут нормально двигаться только по железнодорожным путям. Определить эти объекты как движимое имущество или же как недвижимое в целях налогообложения по налогу на имущество организаций, пока неясно. Более того, в ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации о железнодорожных составах (поездах) ничего не сказано, поэтому не совсем понятно, облагаются они транспортным налогом или нет. Следующей достаточно крупной дискуссионной группой объектов являются земельные участки и объекты природопользования. По российскому законодательству они якобы не теряют своих полезных свойств на всем протяжении своего использования, т.е. понятия износа и амортизации к ним неприменимы. В то же время такие объекты обладают хорошо заметными изменяющимися полезными свойствами. В частности, они могут по прошествии определенного времени истощаться, что фактически можно считать физическим износом. Понятие морального износа также применимо в этом случае. Тем не менее данные термины, скорее, экономические. В российском же законодательстве применяется понятие "амортизация", однако к природным ресурсам и земле оно не применяется по ряду объективных и субъективных причин. Другая не менее важная группа имущества, вызывающая определенные вопросы, - объекты незавершенного строительства. Они не облагаются налогом на имущество организаций, что может привести к определенным неоднозначным ситуациям. Предприятие может использовать объект незавершенного строительства для определенных целей еще до ввода в эксплуатацию, например сдать часть уже построенных помещений в аренду и при этом в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации налог не платить. В некоторых случаях организация может искусственно затягивать процесс ввода в эксплуатацию объектов. Говорить о злоупотреблениях здесь неуместно, так как организация действует в рамках закона. Вина лежит исключительно на законодателях, которые пока не смогли решить данную проблему. Таким образом, по мнению авторов, спектр проблемных вопросов по отдельным объектам или группам имущества достаточно широк и может быть рассмотрен более внимательно в дальнейших научных исследованиях. Тем не менее стоит сказать, что вместе с коллизиями в законодательстве по конкретным группам имущества существуют и довольно очевидные проблемы более масштабного характера, часть из которых была еще до реформы 2013 г., а часть ею самой была привнесена <17>. На взгляд авторов, они заслуживают отдельного рассмотрения.

<17> Садыков М.А. "Упрощенка": некоторые вопросы применения // Налоговая политика и практика. 2014. N 11.

Не секрет, что каждое предприятие как субъект экономики так или иначе вносит вклад в ее развитие, поэтому снижение темпов технического и технологического развития отдельного предприятия в той или иной степени оказывает негативное влияние и на экономику в целом. Без замены устаревших основных фондов развитие предприятий невозможно, поэтому государство должно стимулировать организации к разработке, внедрению и использованию инновационных технологий, оборудования и другого имущества. Предполагается, что через налоговую реформу 2013 г. запущен процесс замещения устаревших производственных мощностей инновационными <18>. Тем не менее характеристики имущества, освобожденного с 01.01.2013 от налогообложения, в пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации никак не учитываются. Вместе с этим и имущество, находящееся в лизинге с 2013 г., освобождено от налогообложения. Фактически это означает, что налогоплательщик может использовать различные схемы по переоформлению устаревшего оборудования в качестве нового: бартерный обмен, перепродажу и возвратный лизинг (продажу другой компании имущества с последующим взятием в аренду). Таким образом, стимул к замещению старых производственных мощностей инновационными теряется. Инновацией в соответствии с российскими государственными документами является определенный продукт, обладающий явными качественными преимуществами по сравнению со своими предшественниками, а критерием инновационности называется характеристика, по которой такое превосходство отчетливо видно. Единой системы оценки критериев инновационности пока не существует, поэтому необходимо ее создать.

<18> Вести. Экономика. Налог на движимое имущество: за и против. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/7431.

Дополнительные трудности для реализации технического и технологического развития экономики были созданы Правительством РФ в Концепции налогового маневра 2014 г. <19>. В области корпоративного имущественного налогообложения введена обязательная дооценка по рыночной стоимости самортизированных объектов основных средств, принимаемых на учет. Данное положение концепции подверглось критике на заседании Торгово-промышленной палаты РФ 27.11.2014. Среди возможных отрицательных последствий экспертами выделены следующие: повышение тарифов в электроэнергетике, железнодорожных перевозках, появление дополнительных противоречий бухгалтерского и налогового учета <20> и т.д.

<19> Налоговый маневр - 2014: взгляд бизнеса и власти / Под ред. В. Чубарова. М.: Торгово-промышленная палата РФ. Москва, 2014. 256 с.
<20> Учетная политика предприятий для целей бухгалтерского учета на 2014 год // Налоги и финансовое право. 2014. N 3. 463 с.

Выводы и предложения. Классификация имущества исключительно по законодательству РФ не дает понимания глубинной сути процессов, происходящих в имущественном налогообложении, поэтому предлагаем составленный вариант законодательной классификации и более детализированную его разновидность для применения субъектами налоговых правоотношений.

Формулировка, данная в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, - "по возможности перемещения объекта без соразмерного его назначению ущерба" - крайне сложна для понимания и восприятия. Очевидно, что последствия перемещения имущества могут быть одновременно и негативными, и позитивными. При этом нужно оценивать соотношение положительных и отрицательных сторон перемещения. По мнению авторов, необходимо заменить эту формулировку на формулировку следующего содержания: имущество, по общему правилу, относится к движимому или недвижимому по возможным последствиям перемещения.

По конкретным видам и группам <21> имущества, на взгляд автора, во-первых, необходимо передать налоговое администрирование по объектам, находящимся одновременно на территории сразу нескольких административно-территориальных образований, региону, в котором находится большая их часть, в целях избежания двойного налогообложения <22> и трудностей в бухгалтерском учете.

<21> Пансков В.Г., Федоткин В.В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. СПб.: Интермедия, 2013. 580 с.
<22> Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб. М.: Вузовский учебник; НИЦ "Инфра-М", 2013.

Во-вторых, необходимо определить статус подвижных железнодорожных составов для обложения или освобождения от транспортного налога и налога на имущество организаций. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации по транспортному налогу и в ст. 374 и/или ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на имущество организаций. Определение статуса остается на усмотрение законодателя.

В-третьих, по земельным участкам и объектам природопользования, на взгляд авторов, целесообразно применить понятие "амортизация", а датой ввода объекта в эксплуатацию должен быть момент начала работ определенного вида. Вместе с изменением статуса природных объектов необходим новый подход к имущественному налогообложению в их отношении, а также новая система оценки, разработка которой является предметом отдельного научного исследования.

В-четвертых, по объектам незавершенного строительства <23>, используемым до введения в эксплуатацию, необходимо определение крайних сроков ввода на основании анализа дат по схожим объектам имущества. В случае искусственного затягивания процесса введения основных средств в эксплуатацию возможно начисление налога на имущество организаций пропорционально стоимости уже использующейся части объекта. По мнению авторов, целесообразно внести в ст. 374 Налогового кодекса поправки по таким объектам.

<23> Финансовый менеджмент / Под ред. Н.И. Берзона, Т.В. Тепловой. М.: КноРус, 2013.

Для устранения ошибок и недоработок в законодательстве считаем необходимым внести в пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения. По нашему мнению, следует использовать данный вариант: инновационное имущество, принимаемое к учету в составе основных средств с 1 января 2013 г., освобождается от налогообложения <24>. Вместе с этим крайне важно четко определить критерии инновационности и создать их отдельную классификацию. На взгляд авторов, целесообразно выделить три основных критерия: экологичность, безопасность в использовании и повышение производительности труда (улучшение качества жизни или существенное улучшение инфраструктуры в зависимости от специфики отрасли) при использовании определенного объекта.

<24> Налоговый менеджмент. Продвинутый курс: Учебник для магистрантов / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

Подводя итоги, можно сказать, что материал, представленный в статье, может способствовать не только улучшению системы имущественного налогообложения, но и системы бухгалтерского учета имущества в России.

Список литературы

  1. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013. 240 с.
  2. Зозуля В.В. Концепция развития системы налогов и иных обязательных платежей за лесопользование: Монография. М.: Руспечать, 2011. 206 с.
  3. Налоговая система Российской Федерации: Хрестоматия / Под ред. проф. Н.И. Малис. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014. 152 с.
  4. Мишустин М.В. Администрирование имущественного налогообложения в России. Стратегия развития. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 258 с.
  5. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 375 с.
  6. Налоговые льготы. Теория и практика применения: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова, С.В. Антоненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 486 с.
  7. Налоговые системы. Методология развития: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 463 с.
  8. Налоговый маневр - 2014: взгляд бизнеса и власти / Под ред. В. Чубарова. М.: Торгово-промышленная палата РФ, 2014. 258 с.
  9. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс: Учебник для магистрантов / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 559 с.
  10. Налогообложение организаций: Учебник / Под ред. Л.И. Гончаренко. М.: КноРуС, 2014. 512 с.
  11. Пансков В.Г., Федоткин В.В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. СПб.: Интермедия, 2013. 580 с.
  12. Слепов В.А., Арсланов А.Ф., Бурлачков В.К. Финансы: Учебник. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2015. 336 с.
  13. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Н.И. Берзона, Т.В. Тепловой, В.Д. Газмана и др. М.: КноРус, 2013. 656 с.
  14. Садыков М.А. "Упрощенка": некоторые вопросы применения // Налоговая политика и практика. 2014. N 11. С. 42 - 46.
  15. Учетная политика предприятий для целей бухгалтерского учета на 2014 год // Налоги и финансовое право. 2014. N 3. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n=210225.
  16. Вести. Экономика. Налог на движимое имущество: за и против. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/7431.
  17. Российская бизнес-газета - Налоговое обозрение. N 890 от 2 апреля 2013 г. URL: http://www.rg.ru/2013/04/02/soorujenie.html.
  18. Шайхутдинова Д.Р. Понятие и классификация имущества в системе имущественного налогообложения // Управление экономическими системами, секция "Финансы и кредит" (электронный журнал). Дата публикации - 19.06.2012. N 42. С. 6, 7. URL: http://www.uecs.ru/logistika/item/1414-2012-06-19-05-14-3.

В.В.Зозуля

Доктор экономических наук,

профессор

кафедры налогов и налогообложения

Российский экономический университет

им. Г.В.Плеханова

Москва, Российская Федерация

А.В.Зуйков

Аспирант

кафедры налогов и налогообложения

Российский экономический университет

им. Г.В.Плеханова

Москва, Российская Федерация