Мудрый Экономист

Российский технический регламент по молоку отменен

"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6

Российский Технический регламент о безопасности молока и молочной продукции, утвержденный в 2008 г., доживает последние месяцы. С 1 января 2016 г. производителям и переработчикам молока при производстве и выпуске в обращение продукции, произведенной на его основе, следует руководствоваться положениями ТС 033/2013 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции" <1> (далее - Технический регламент). В оставшиеся месяцы хозяйствующим субъектам необходимо привести разрешительную документацию на выпускаемую продукцию в соответствие с требованиями Технического регламента.

<1> Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67.

Законодательные изменения

В начале мая Президент РФ подписал Закон N 126-ФЗ <2>. Его положения сухи и лаконичны. С 1 января 2016 г. признаются утратившими силу два российских нормативных акта:

<2> Федеральный закон от 02.05.2015 N 126-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Принятие Закона N 126-ФЗ обусловлено вступлением в силу с 1 мая 2014 г. Технического регламента.

Переходный период

Порядок введения в действие Технического регламента утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 297 (далее - Решение N 297). В данном документе был определен так называемый переходный период и названа дата его окончания - 31 декабря 2015 г.

Кроме того, положениями Решения N 297 оговорено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу ТС и Единого экономического пространства, или законодательством государства - члена ТС и Единого экономического пространства, выданные или принятые в отношении молока и молочной продукции до 1 мая 2014 г., действительны до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2015 г.

Только до обозначенной даты разрешены производство и выпуск в обращение молока и молочной продукции, документы об оценке (подтверждении) соответствия которой были выданы по российским правилам до 1 мая 2014 г. Далее срок действия подобной разрешительной документации признается истекшим вне зависимости от даты, указанной непосредственно в них.

К сведению. Обращение самой продукции, выпущенной в оборот на таможенной территории ТС на основании подобных документов, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства-члена.

Требования Технического регламента К обеспечению безопасности

Оценка (подтверждение) соответствия молока и молочной продукции производится в следующих формах.

  1. Декларирование соответствия, осуществляемое путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны, по одной из пяти схем, предусмотренных положениями п. 106 Технического регламента.

В качестве доказательственных материалов, являющихся основанием для принятия декларации о соответствии, используются:

Комплекты документов, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии, подлежат хранению:

  1. Государственная регистрация согласно требованиям ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880:
  1. Ветеринарно-санитарная экспертиза сырого молока, сырого обезжиренного молока и сырых сливок, поставляемых на предприятия для дальнейшей переработки. Указанной экспертизе не подлежат:

Обратите внимание! Для продукции, указанной в п. п. 2 - 3 и прошедшей оценку (подтверждение) соответствия требованиям ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции", принятие декларации о соответствии не требуется.

О маркировке обращающейся продукции

Молоко и молочная продукция, отвечающая требованиям Технического регламента и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС.

Единый знак обращения продукции наносится на упаковку любым способом, обеспечивающим его четкое и ясное изображение в течение всего срока годности молока и молочной продукции. Для молока в транспортной упаковке, в том числе в цистернах, допускается нанесение единого знака в сопроводительных документах.

Маркировка единым знаком неупакованных сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, реализуемых ЮЛ и ИП для переработки, наносится на товаросопроводительную документацию.

Об ответственности за выпуск в обращение продукции с нарушениями требований о безопасности

Нарушение изготовителем (исполнителем, продавцом) требований технических регламентов является основанием для привлечения его к ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ. Положениями названной статьи установлены следующие составы административных правонарушений и соответствующие им размеры штрафных санкций:

Норма

Состав правонарушений

Размер санкций:

Часть 1

Нарушение требований технических регламентов или других обязательных требований к продукции либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям

На должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб.;

на ИП - от 20 до 30 тыс. руб.;

на ЮЛ - от 100 до 300 тыс. руб.

Часть 2

Действия, предусмотренные ч. 1, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений

На должностных лиц - от 20 до 30 тыс. руб.;

на ИП - от 30 до 40 тыс. руб. с конфискацией предметов правонарушения либо без таковой;

на ЮЛ - от 300 до 600 тыс. руб. с конфискацией предметов правонарушения либо без таковой

Часть 3

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2

На должностных лиц - от 30 до 40 тыс. руб.;

на ИП - от 40 до 50 тыс. руб. с конфискацией предметов правонарушения либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов правонарушения;

на ЮЛ - от 700 до 1000 тыс. руб. с конфискацией предметов правонарушения либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов правонарушения

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обратите внимание! В силу ст. ст. 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходим состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект; объективную сторону; субъект; субъективную сторону. Наличие указанных элементов устанавливается на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям ст. 26.2 КоАП РФ (см. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.01.2015 N 02АП-10029/2014 по делу N А28-10091/2014).

Т.М.Медведева

Эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"