Мудрый Экономист

Нарушения в области охраны труда

"Отдел кадров коммерческой организации", 2015, NN 6, 7

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. И работодатель должен выстроить эту систему, обеспечить ее работу путем издания локальных нормативных актов, приказов и назначения ответственных за ту или иную обязанность в этой сфере. Обязанности работодателя в сфере труда достаточно подробно регламентированы разд. X "Охрана труда" ТК РФ. Однако довольно часто работодатели игнорируют требования трудового законодательства. Результат - привлечение к административной ответственности. Сегодня расскажем о наиболее распространенных нарушениях законодательства в области охраны труда.

Нормативная база

Согласно ст. 211 ТК РФ государство путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов субъектов РФ устанавливает правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Такие государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Конечно же, основным нормативным актом является Трудовой кодекс. Помимо него, работодателю стоит получше изучить:

Конечно, это далеко не все нормативные акты, затрагивающие тему охраны труда, но работодателю, изучив их и применив в своей организации, удастся избежать довольно много проблем с контролирующими органами. Итак, перейдем к распространенным ошибкам.

Нарушения работодателей

Все нарушения в области охраны труда выявляются инспекторами государственной инспекции труда (иными органами, например прокуратурой) в ходе контрольно-надзорных мероприятий или в результате несчастного случая в организации. Причем крайне редко работодатели не соблюдают одну или две нормы, в основном встречается комплекс нарушений.

Отметим, что с 01.01.2015 вступила в силу новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Например, за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение работодателю грозит предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 80 000 руб. (в зависимости от того, кто виновен в нарушении - должностное лицо или юридическое). А если выяснится, что работодатель допустил работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров или при наличии медицинских противопоказаний, сумма штрафа уже посущественнее: он может достичь 130 000 руб. Более подробно о нарушениях и ответственности поговорим дальше.

Отсутствие службы охраны труда или штатного специалиста

На основании ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель вправе не создавать службу и не вводить должность специалиста по охране труда. При принятии такого решения необходимо учитывать специфику своей деятельности. В случае отсутствия службы или штатного специалиста их функции осуществляют:

Обратите внимание! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14.

Многие работодатели неверно толкуют ст. 217 ТК РФ и считают, что если они ничего не производят (ведь в статье сказано про работодателей, осуществляющих производственную деятельность), а, например, торгуют или оказывают консультационные услуги, то и исполнять норму не нужно. Однако это не так.

Согласно ст. 209 ТК РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. То есть служба охраны труда или специалист по охране труда обязательны не только в цехах и производствах, но и при оказании услуг - туристических, юридических и пр.

Конечно, на это обращают внимание ГИТ при проверке. Так, постановлением ООО "Санто-холдинг" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа - за то, что в нарушение требований ч. 2 ст. 217 ТК РФ работодатель на момент проверки не принял решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. Решением судьи Хамовнического районного суда г. Москвы и Московского городского суда от 22.12.2014 по делу N 7-9921 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не проводятся обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверка знаний требований охраны труда

Все работники, в том числе руководители организаций, работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в Порядке, утвержденном Постановлением N 1/29.

На основании ч. 2 ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для переводимых на другую работу работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Виды инструктажа представим в виде таблицы.

Вид инструктажа

Кто проводит и с кем

Вводный

Проводит специалист по охране труда со всеми принимаемыми на работу лицами, с командированными в организацию и студентами, проходящими в организации производственную практику

Первичный на рабочем месте

Проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. До начала самостоятельной работы инструктируемым. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от такого инструктажа, утверждается работодателем

Повторный

Проходят все работники не реже одного раза в шесть месяцев

Внеплановый

Проводят при введении инструкций по охране труда, изменении технологических процессов, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда, при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев)

Целевой

Проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий

Все инструктажи проводятся по специальным программам, разработанным и утвержденным работодателем.

После любого инструктажа лицо, проводившее инструктаж, должно проверять приобретенные знания и навыки безопасных приемов работы и фиксировать в соответствующих журналах. Их формы установлены ГОСТ 12.0.004-90. Журналы должны быть прошиты и пронумерованы.

Кроме этого, в силу п. 2.2.1 Порядка обучения по охране труда, утвержденного Постановлением N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. При этом порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Наиболее частыми нарушениями при обучении работников в области охраны труда считаются:

Инспекторы ГИТ довольно часто штрафуют работодателей за необучение сотрудников охране труда (Решения Московского городского суда от 16.02.2015 по делу N 7-1248/15, от 28.10.2014 по делу N 7-4430/2014, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 26.11.2014 N 33-3725 и пр.).

Отсутствие инструкций по охране труда

Повторим, что для создания системы охраны труда в организации работодателю придется разработать и ввести в действие не один и даже не два документа, а целый пакет из локальных нормативных актов, приказов, инструкций и пр.

К наиболее важным документам относится инструкция по охране труда. Требования о разработке данного документа содержатся в ст. 212 ТК РФ.

К сведению. Инструкция разрабатывается и утверждается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Минтруд в 2004 г. утвердил несколько Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда для работников. Основные утверждены 13.05.2004, для работников, занятых бытовым обслуживанием населения, - 18.05.2004, мебельного производства - 11.05.2004.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Работодатель обязан следить за ее актуальностью и пересматривать инструкции не реже раза в пять лет. Причем если в течение срока действия такой инструкции условия труда работника не изменились, то ее действие может быть продлено на следующий срок.

Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, перечень этих инструкций хранятся у руководителя подразделения.

Примечание. Необходимо завести журналы учета инструкций по охране труда и учета выдачи инструкций.

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах или участках. Или же они хранятся в ином месте, доступном для работников.

Непроведение специальной оценки условий труда

На основании Закона N 426-ФЗ специальной оценкой условий труда является единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3). Итоги спецоценки применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом.

Примечание. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Спецоценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто трудится у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Коротко опишем порядок осуществления спецоценки. Она проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей требованиям, установленным ст. 19 Закона N 426-ФЗ, не реже чем один раз в пять лет (ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Для организации и проведения такой оценки работодатель образует комиссию по ее проведению (число членов комиссии должно быть нечетным), а также утверждает график ее проведения. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом.

По результатам спецоценки организация, ее проводящая, составляет отчет, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом N 33н.

Примечание. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом N 33н.

Отметим, что работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

Вопрос: В какие сроки необходимо провести спецоценку, если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда в сентябре 2012 г.?

Согласно ст. 27 Закона N 426-ФЗ, если до дня вступления в силу данного Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ:

Таким образом, если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда в сентябре 2012 г. и с 01.01.2014 у него не возникло обстоятельств, названных выше, специальную оценку он может провести через пять лет после окончания аттестации, то есть в октябре 2017 г.

Можно ли воспользоваться пятилетней отсрочкой работодателям, которые не проводили аттестацию рабочих мест? Нет, такие работодатели обязаны провести специальную оценку как можно скорее.

Действительно, некоторые работодатели, прочитав ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, сделали вывод, что если в их организации нет рабочих мест, названных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ (рабочих мест, на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочих мест лиц, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и пр.), то специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Однако такой вывод противоречит Закону N 426-ФЗ. Если аттестация рабочих мест проведена не была, то пятилетний срок, на который может быть отложена спецоценка, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, применению не подлежат. Такое мнение поддерживают и суды (Апелляционные определения Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-5865/15, Челябинского областного суда от 26.02.2015 по делу N 11-2249/2015 и пр.).

Необеспечение средствами защиты

Статья 221 ТК РФ обязывает работодателя за счет своих средств обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

К сведению. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и на основании результатов спецоценки условий труда.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ. Для этого заводится личная карточка учета выдачи СИЗ (форма приведена в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н).

Кроме личных карточек, подтверждением выполнения обязанности по обеспечению работников СИЗ будут договоры на покупку последних, ремонт, стирку, сушку и сертификаты соответствия на СИЗ.

Непроведение медицинских осмотров

Лица, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе подземных), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таково требование ст. 213 ТК РФ. Причем осмотры осуществляются за счет работодателя. Однако не все организации готовы оплачивать медосмотры, что чревато мерами административной ответственности.

Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения таких осмотров (обследований) утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

К сведению. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к ней) сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 76 ТК РФ).

Также работодатель обязан организовать для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), для работающих в условиях повышенной опасности обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695. В связи с наличием такой обязанности рекомендуем работодателю вести журнал учета прохождения работниками медосмотров. Конечно, требования об этом журнале в законодательстве нет, но исходя из смысла ст. ст. 69, 213 ТК РФ его нужно вести для отслеживания и учета прохождения работниками медицинских осмотров - как при приеме на работу, так и периодических. В этом журнале фиксируются основание для направления работника на медицинский осмотр, фамилия, имя, отчество работника, структурное подразделение, в котором он работает, должность, а также дата прохождения осмотра.

Не выдается молоко или профилактическое питание

На основании ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты. Нормы и условия их выдачи определены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н).

По общему правилу выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости во вредных условиях труда, если на рабочих местах присутствуют вредные производственные факторы (Перечень которых приведен в Приложении 3 к Приказу N 45н).

Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену независимо от продолжительности смены.

Обратите внимание! Выдача по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или равноценных продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Порядок осуществления компенсационной выплаты определен Приказом N 45н.

Казалось бы, ну не выдал работодатель молоко, и что? Но поскольку работники у нас сейчас образованные, грамотные, знают свои права, не стоит игнорировать их требования: это может выйти боком. Например, городской суд рассматривал дело по иску К. к ООО о взыскании заработной платы, компенсации за молоко, компенсации морального вреда. Изучив материалы дела, суд отказал К. в удовлетворении требований. Однако ВС Республики Карелия отменил это решение и удовлетворил требования К., установив, что в материалах дела не имеется каких-либо доказательств выдачи молока истцу в период с 01.06.2013 по 15.07.2013. При этом представленные ООО непронумерованные и без указания дат четыре страницы с перечнем фамилий работников, указанием их должностей и подписями не свидетельствуют о принадлежности этих страниц к журналу выдачи молока работникам ООО (Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 18.11.2014 по делу N 33-4337/2014).

Кроме молока и других равноценных продуктов лицам, выполняющим работы в особо вредных условиях труда, ТК РФ гарантирует предоставление лечебно-профилактического питания.

Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания, Рационы лечебно-профилактического питания, Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правила выдачи такого питания утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.

К сведению. Если работник получает лечебно-профилактическое питание, выдача молока или других равноценных продуктов ему не производится.

Помните еще один момент: если работник имеет право на лечебно-профилактическое питание, но своевременно его не получил, нельзя выплачивать за неполученное питание денежную компенсацию и выдавать двойную норму тоже нельзя, за исключением случаев неполучения такого питания вследствие действий работодателя.

Не обеспечивается санитарно-бытовое обслуживание работников

Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда ч. 1 ст. 223 ТК РФ возлагаются на работодателя. Для этого он должен по установленным нормам:

К сведению. В силу ч. 2 ст. 223 ТК РФ перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет.

Отметим, что не стоит пренебрегать требованиями ст. 223 ТК РФ: даже если аптечки будут недоукомплектованы, возможно привлечение к административной ответственности. В частности, ЗАО было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначили наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. Одним из оснований вывода о нарушении стала именно неукомплектованность аптечки: в нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении Требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" в ней отсутствовали жгут кровоостанавливающий, пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой, салфетки марлевые медицинские стерильные. Решением Московского городского суда от 12.12.2014 по делу N 7-9197 постановление о привлечении к административной ответственности оставлено в силе.

Для своевременного и качественного контроля за санитарно-бытовым обслуживанием работников работодатели должны осуществлять так называемый производственный контроль. Таковы требования СП 1.1.1058-01, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (согласно Письму Роспотребнадзора от 15.02.2012 N 01/1350-12-32 данные СП применяются до вступления в силу соответствующих технических регламентов).

К сведению. Цель производственного контроля - обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Объектами такого контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Программу (план) производственного контроля составляет работодатель до начала деятельности. При изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в программу производственного контроля вносятся изменения и дополнения.

Примечание. Сведения, подлежащие включению в программу производственного контроля, названы в СП 1.1.1058-01.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

Не осуществляется расследование несчастных случаев

Несчастным случаем на производстве считается событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории работодателя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода сотрудника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Согласно ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, - лицами, получающими образование в соответствии с ученическим договором, проходящими производственную практику, привлекаемыми к выполнению общественно полезных работ и т.д.

Расследованию как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшие получили:



Порядок расследования таких происшествий установлен ст. ст. 227 - 230 ТК РФ и Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (далее - Постановление N 73).

Так или иначе, при несчастном случае работодатель обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию, проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ (о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - еще и родственников пострадавшего), создать комиссию по расследованию несчастного случая в составе не менее трех человек.

Примечание. Если несчастный случай не связан с производством, акт должен быть оформлен произвольно.

Если расследование и учет несчастных случаев вести в соответствии с требованиями трудового законодательства, у работодателя будут:

<1> Форма 315/у, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".

Обратите внимание! Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю (его представителю) или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются в установленном порядке по заявлению пострадавшего или его доверенных лиц в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления (п. 20 Положения об особенностях расследования несчастных случаев, утвержденного Постановлением N 73).

Ответственность работодателя

Первым делом хотелось бы напомнить работодателям, что с 2015 г. в КоАП РФ введена ст. 5.27.1, которой установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.

К сведению. Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Такие требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).



Для более удобного восприятия представим нарушения и санкции за них в таблице.

Норма

Нарушение

Ответственность

Часть 2 ст. 5.27.1

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц или индивидуальных предпринимателей от 5000 до 10 000 руб., на юридических лиц от 60 000 до 80 000 руб.

Часть 3 ст. 5.27.1

Допуск к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медосмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний

Штраф на должностных лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 15 000 до 25 000 руб., на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 руб.



Часть 4 ст. 5.27.1

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Штраф на должностных лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 20 000 до 30 000 руб., на юридических лиц - от 130 000 до 150 000 руб.

Часть 1 ст. 5.27.1

Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда

Предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 2000 до 5000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 руб.



Отметим, что совершение нарушений в области охраны труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, в силу ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

Подведем итог

Необходимость охраны труда зачастую игнорируется работодателями, а зря: работники, понимающие, что работодатель старается различными мероприятиями сохранить их жизнь и здоровье, выполняют работу качественнее и быстрее. Кроме этого, соблюдать требования охраны труда в настоящее время "стимулирует" КоАП РФ, которым с 01.01.2015 значительно увеличены штрафы за нарушения в данной сфере (раньше максимальная сумма штрафа составляла 50 000 руб.). Поэтому рекомендуем соблюдать требования законодательства в области охраны труда и привести документацию компании в соответствие с ним.

В.П.Кузнецова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"