Мудрый Экономист

Муниципальный финансовый контроль: проблемы реализации и перспективы развития

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2015, N 10

Кризисные явления в мировой экономике предопределили необходимость экономного и рационального использования финансовых ресурсов государства. Значительность денежных средств, направляемых из федерального бюджета на покрытие расходов муниципальных образований, делает необходимым организацию эффективного контроля за их использованием. Исследование современной нормативно-правовой базы и теоретико-методологических основ функционирования контроля как глобальной экономической категории позволило предложить направления совершенствования отдельных элементов системы муниципального финансового контроля и обосновать его роль и значение при реализации функций государственного финансового контроля.

Негативное влияние мирового финансового кризиса, вызвавшее острую потребность в экономии бюджетных средств, обусловило повышенное внимание к вопросам управления государственными (муниципальными) финансами.

Необходимость дальнейшего развития и совершенствования системы контроля за использованием средств местных бюджетов обусловлена различными факторами: это увеличение количества муниципальных образований, через которые расходуется около половины бюджетных средств субъектов РФ; переход к среднесрочному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, от объектного к проектному управлению; развитие системы муниципальных закупок. А значит, для совершенствования механизма контрольных процедур (с соответствующим методическим обеспечением) существуют вполне объективные предпосылки. Помимо прочего в указанной сфере существует множество пробелов как нормативно-правового, так и методологического и методического характера.

Организация финансового контроля в муниципальных образованиях - одна из первоочередных задач для органов власти, так как именно на местном уровне решаются важнейшие проблемы обеспечения жизнедеятельности граждан: медицинские, образования, жилищно-коммунального и социально-бытового обслуживания, дорожного строительства.

Так как контрольная деятельность в системе местного самоуправления не может быть подменена государственным финансовым контролем, муниципальный финансовый контроль необходим как обязательный элемент единой системы финансового контроля в Российской Федерации и инструмент, обеспечивающий повышение эффективности расходования бюджетных средств на местном уровне, сбалансированность местных бюджетов, усиление ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса муниципального уровня.

Разработка стратегии развития системы муниципального финансового контроля представляется необходимой по ряду причин, важнейшими из которых являются переход на среднесрочное бюджетное планирование и реализация приоритетных национальных проектов. Основные положения стратегического плана должны соответствовать приоритетам долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития территории.

Для реализации стратегии, а также координации действий контрольных органов, по мнению авторов, необходимо ввести стандарты муниципального финансового контроля. Система стандартов должна учитывать положительный международный и российский опыт и включать в себя:

Контрольно-счетными органами применяются в основном две формы контроля:

В то же время Бюджетный кодекс Российской Федерации, определяя эффективность и экономность использования бюджетных средств одним из принципов бюджетной системы, устанавливает обязанность получателей бюджетных средств эффективно их использовать в соответствии с целевым назначением.

Использование бюджетных средств в соответствии с действующими нормативными актами, достоверная отчетность сами по себе не могут свидетельствовать об эффективности их использования. В связи с этим контроль за эффективностью предполагает проверку различных сторон деятельности органов местного самоуправления в целях определения эффективности использования ими бюджетных средств, выделенных для оказания соответствующих муниципальных услуг и выполнения муниципальных программ.

В соответствии с международной практикой аудит эффективности направлен на проверку исполнения, экономичности, продуктивности и результативности (эффективности) управления муниципальными финансовыми ресурсами. Он охватывает не только специфическую финансовую деятельность, но и весь спектр деятельности органов местного самоуправления, в том числе организационную и административную системы.

Аудит эффективности отличается от финансового контроля тем, что главной целью здесь является не выявление нарушений финансового законодательства, а комплексная оценка эффективности деятельности структурных подразделений местных администраций и подведомственных организаций по использованию ими муниципальных ресурсов.

Эффективная система бюджетного контроля и аудита в современных условиях должна включать следующие взаимоувязанные компоненты:

  1. внутренний контроль;
  2. внутренний аудит;
  3. внешний аудит.

Базовым уровнем системы контроля и аудита в органе или организации считается система внутреннего контроля.

Внутренний контроль - это постоянный процесс, который проводится руководством и сотрудниками, при этом исключительная ответственность за его осуществление возлагается на руководителя органа или организации. Именно на систему внутреннего контроля ложится основная нагрузка в части проверки соблюдения законодательства, достоверности бюджетной отчетности, сохранности активов, эффективности использования материальных, человеческих и информационных ресурсов, идентификации и оценки рисков.

Внутренний аудит прежде всего фиксирует адекватность и эффективность системы внутреннего контроля. Кроме того, он позволяет выявить недостатки применяемых процессов, правил, процедур, увидеть в деятельности организации риски, которые могут препятствовать достижению поставленных целей, а также предоставить руководству рекомендации, как работать более эффективно и достигать лучших результатов.

Внешний аудит определяют как выражение независимого мнения о достоверности финансовой или иной отчетности, которое предоставляется заинтересованным пользователям. Задачи внешнего аудита допустимо расширить: к их числу может относиться заключение о том, что системы бухгалтерского учета, отчетности, финансирования и управления организованы правильно и позволяют руководству обеспечивать достижение целей органа или организации, что достижение целей осуществляется наиболее экономичными, эффективными и результативными способами.

Если аудит правильности (финансовый аудит) в Российской Федерации уже имеет свою историю и развитую методологию, учитывающую международные стандарты и многолетние традиции проведения ревизий и проверок, то аудит эффективности возник сравнительно недавно.

Очевидно, что внедрение аудита эффективности неизбежно сопряжено со сложностями и проблемами, обусловленными современной российской практикой управления государственными и муниципальными финансами. Одной из основных проблем является незавершенность реформы бюджетного процесса в части внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на всех уровнях бюджетной системы. Как следствие, во многих случаях для проведения аудита эффективности отсутствует информационная база: отчетность о результатах деятельности, о достижении поставленных целей и задач, сведения о качестве предоставленных государственных и муниципальных услуг. Опыт зарубежных стран показывает, что аудит эффективности становится реальным инструментом только тогда, когда система бюджетирования, ориентированного на результат, уже действует, а в законе о бюджете представлены программы с заданными результатами использования бюджетных средств.

Другой проблемой является отсутствие в Российской Федерации упорядоченной, внутренне непротиворечивой системы правового регулирования муниципального финансового контроля.

Внедрение аудита эффективности в контексте государственных и муниципальных финансов тормозится и в силу фрагментарности методической базы. Для того чтобы аудит эффективности занял надлежащее место в системе государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации, способствовал модернизации бюджетного процесса и повышению качества государственного управления, необходимо соблюдение ряда принципиальных условий для его дальнейшего развития, решения существующих проблем и сближения с лучшей международной практикой.

Прежде всего следует создать адекватную нормативную и методологическую основу для проведения аудита эффективности, в частности разработать концепцию развития государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации и утвердить ее на федеральном уровне. Затем потребуется внести изменения и дополнения в действующее законодательство, главным образом в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Кроме того, нужно разработать и утвердить с учетом лучшей международной практики общие стандарты профессиональной этики аудиторов и контролеров в сфере государственных и муниципальных финансов.

В качестве самостоятельной проблемы необходимо отметить необходимость сохранения внешнего государственного контроля в сфере государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям.

Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные направления развития муниципального финансового контроля:

Развивая положения о необходимости расширения сферы деятельности контрольно-счетных органов (КСО), усиления контрольной деятельности и повышения статуса КСО, представляется необходимым разработать стратегию развития муниципального финансового контроля и муниципальных контрольно-счетных органов (МКСО) в Российской Федерации.

Цель стратегии - содействие дальнейшему повышению экономического потенциала территории муниципального образования посредством проведения качественных контрольно-аналитических мероприятий, направленных на улучшение финансовой дисциплины, обеспечение большей прозрачности и эффективности управления ресурсами и активами муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить:

Основными ожидаемыми результатами от реализации стратегии развития муниципального финансового контроля являются:

Список литературы

  1. Артамонов В.А. Государственный и муниципальный финансовый контроль: старт реформы // Бюджет. 2011. N 1. С. 28 - 31.
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2013).
  3. Васильева М.В. Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: методология, методика, концепция: Монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. 499 с.
  4. Волков В.В. Правовой статус органов внешнего муниципального финансового контроля // Бюджет. 2011. 15 декабря. URL: http://bujet.ru/article/161133.php.
  5. Колесникова Е.Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность? // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. N 21. С. 170 - 173.
  6. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
  7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 25.11.2013).
  8. Овсянников Л.Н. О показателях результатов государственного финансового контроля // Финансы. 2011. N 10. С. 55 - 60.
  9. Степашин С.В. Оздоровление государственных финансов и укрепление устойчивости бюджетной системы // Вестник АКСОР. 2011. N 14. С. 4.
  10. Столяров Н.С. Тончайшее звено бюджетной системы // Вестник АКСОР. 2010. N 2. С. 5.

Е.Н.Хромов

Аспирант

кафедры экономического анализа и учета

Рязанский государственный

радиотехнический университет

Рязань, Российская Федерация

Д.А.Чирков

Аспирант

кафедры экономического анализа и учета

Рязанский государственный

радиотехнический университет

Рязань, Российская Федерация