Мудрый Экономист

Методические аспекты экономического анализа деятельности бюджетных организаций

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2015, N 10

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В этой связи существенное значение имеет комплексный экономический анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета [1].

Достаточно широкая база теоретических и практических разработок по исследованию направлений экономического развития организаций бюджетной сферы не отменяет требований к совершенствованию их методического сопровождения. Более того, возникновение новых экономических условий и необходимость повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений требуют изменений в системе учетно-аналитической работы, включая развитие новых направлений экономического анализа, поиск необходимой информации и методов ее обработки [4]. Рассмотрение этих и многих других вопросов актуализирует заявленное научное направление.

Цель исследования заключается в обосновании направлений и методических приемов экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.

В данной публикации представлены отдельные методические аспекты по проведению экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетной организации. Предлагается выделять этапы и направления исследования, характеризующие особенности развития бюджетных учреждений, а также использовать методические приемы оценки тенденций изменения показателей в динамике, формирования аналитического бухгалтерского баланса, детерминированного факторного анализа.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут служить базой для дальнейших исследований методического обеспечения анализа бухгалтерской отчетности бюджетных организаций. Результаты научных исследований автора использованы при проведении мониторинга деятельности Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области. В настоящее время внедряются методические разработки по повышению эффективности деятельности бюджетных учреждений.

Развитие методики анализа деятельности бюджетного учреждения возможно путем уточнения определения понятия, выделения конкретной группы или системы аналитических показателей, упорядочивания этапов анализа в соответствии с этапами бюджетного процесса, а также расширения информационной базы исследования [4].

По мнению автора, в целях поддержания системности и иерархичности экономический анализ следует проводить поэтапно [2, 3], выделяя при этом следующие ключевые направления: организационно-экономическую характеристику, оценку имущественного и финансового положения, анализ финансовых результатов, анализ изменения бюджетных расходов и др.

Проведем анализ хозяйственной деятельности на примере Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области (УГСНиЖИ).

Организационно-экономическая характеристика бюджетного учреждения. Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области является органом исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченное в сфере государственного строительного надзора, контроля и надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также государственного контроля и надзора в области долевого строительства.

Управление в подведомственной сфере деятельности реализует на территории области единую государственную политику, а также осуществляет следующие полномочия:

Ведение бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета осуществляется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и другими нормативными актами РФ, регулирующими порядок ведения бюджетного учета.

Оценка имущественного положения. Ключевой целью экономического анализа деятельности бюджетного учреждения является получение определенного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику имущественного положения предприятия.

Анализируя сравнительный аналитический бухгалтерский баланс бюджетной организации, целесообразно обратить внимание на динамические изменения нефинансовых и финансовых активов, обязательств, а также на структуру рассматриваемых показателей (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный аналитический бухгалтерский баланс УГСНиЖИ Орловской области

Показатели

Абсолютные величины, тыс. руб.

В % к итогу

Темп роста (снижения), %

2012 г.

2013 г.

2013 г. в сравнении с 2012 г.

2012 г.

2013 г.

Актив

I. Нефинансовые активы

84,48

416,20

+331,72

83,36

92,04

в 4,9 раза

Основные средства

84,48

416,20

+331,72

83,36

92,04

в 4,9 раза

II. Финансовые активы

16,87

35,99

+19,12

16,64

7,96

в 2,13 раза

Денежные средства учреждения

4,67

5,52

+0,85

4,61

1,22

118,2

Расчеты по выданным авансам

11,77

28,85

+17,08

11,61

6,38

в 2,45 раза

Расчеты с подотчетными лицами

0,43

1,62

+1,19

0,42

0,36

в 3,76 раза

Баланс

101,34

452,19

+350,85

100

100

в 4,46 раза

Пассив

III. Обязательства

3,19

8,09

4,90

3,15

1,79

в 2,54 раза

Расчеты по принятым обязательствам

3,19

-1,53

-4,72

3,15

-0,34

Расчеты по платежам в бюджет

9,62

+9,62

2,13

IV. Финансовый результат

98,15

444,08

+345,93

96,85

98,21

в 4,52 раза

Финансовый результат учреждения

98,15

444,08

+345,93

96,85

98,21

в 4,52 раза

Баланс

101,34

452,19

+350,83

100

100

в 4,46 раза

Отчетные данные Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области показывают, что валюта бухгалтерского баланса за анализируемый период времени увеличилась в 4,46 раза; темпы роста нефинансовых активов превышают темпы изменения финансовых. Наибольший удельный вес в активе баланса занимают нефинансовые активы (83,36% в 2012 г., 92,04% в 2013 г.). Финансовый результат бюджетной организации за анализируемый период времени увеличился в 4,52 раза.

Анализ изменения бюджетных расходов. На следующем этапе анализа осуществляется оценка изменений бюджетных расходов за ряд лет с проведением факторного анализа и использования показателей абсолютных и относительных разниц. При этом рассматривают изменение кассовых расходов, а также расходов по смете и фактических расходов. Анализ динамики расходов позволяет определить изменения величины расходов в рассматриваемом периоде. Это позволяет узнать причину изменения объема расходов и выявить взаимосвязь различных факторов, способных повлиять на них [4].

Проведем анализ исполнения сметы расходов Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области за 2013 г. (табл. 2).

Таблица 2

Анализ исполнения сметы расходов УГСНиЖИ Орловской области за 2013 г.

Показатели

Утверждено по смете

Кассовый расход

Фактический расход

Отклонение, %

млн руб.

млн руб.

млн руб.

Кассового расхода от сметы

Фактического расхода от сметы

Расходы бюджета, всего

10,55

100

10,50

100

10,47

100

99,24

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

9,27

87,86

9,22

87,81

9,22

88,04

99,46

99,46

Приобретение работ, услуг

1,14

10,81

1,14

10,83

1,11

10,60

97,37

Расходы по операциям с активами

0,14

1,32

0,14

1,32

0,14

1,32

Прочие расходы

0,004

0,04

0,004

0,04

0,004

0,04

Согласно сметным назначениям по статье "Приобретение работ и услуг" было выделено 1140 тыс. руб., а исполнено 1110 тыс. руб., в результате чего возник незначительный недорасход в размере 30 000 руб., который в конце года будет подлежать возврату в государственный бюджет.

По статье "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" наблюдаются незначительные отклонения удельных весов кассовых и фактических расходов от сметных показателей (99,46%). Такие статьи, как "Расходы по операциям с активами" и "Прочие расходы" в 2012 г., Управлением по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области были исполнены на 100%.

Следовательно, Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области (далее - Управление) рационально и эффективно использует выделяемые ему денежные средства, так как степень соответствия расходов объему выполненных учреждением работ в основном приближена к 100%.

Расходы Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области по приобретению услуг и расходов (Р) состоят из следующих видов [4]:

Расходы по приобретению услуг можно представить в виде следующей формулы:

Р = УС + ТУ + КУ + ИР + ПР.

Определим влияние изменения каждого вида услуг на общий результат в 2013 г. (отчетном году) по сравнению с 2012 г. (базовом году) с помощью детерминированного факторного анализа (способом абсолютных разниц):

- изменение расходов на приобретение работ, услуг за счет услуг связи:

- изменение расходов на приобретение работ, услуг за счет транспортных услуг:

- изменение расходов на приобретение работ, услуг за счет коммунальных услуг:

- изменение расходов на приобретение работ, услуг за счет имущественных расходов:

- изменение расходов на приобретение работ, услуг за счет прочих расходов:

Следовательно, в Управлении изменение расходов на приобретение работ, услуг за счет услуг связи в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составило 977,46 тыс. руб., за счет транспортных услуг - 930,21 тыс. руб., за счет коммунальных услуг - 784,86 тыс. руб., за счет имущественных расходов - 284,60 тыс. руб., за счет прочих расходов - 314,87 тыс. руб. соответственно (см. рисунок).

Общее изменение расходов по приобретению работ и услуг, тыс. руб.

                  T--------------------------------------------------------
+-----------------¬
Прочие работы, ¦ ¦
услуги (ПР) +------------------
+--------------------------------------------------------
+---------------¬
¦ ¦
+----------------
+--------------------------------------------------------
+-------------------------------------------¬
Коммунальные ¦ ¦
услуги связи (КУ) +--------------------------------------------
+--------------------------------------------------------
+--------------------------------------------------¬
¦ ¦
+---------------------------------------------------
+--------------------------------------------------------
+------------------------------------------------------¬
Услуги связи (УС) ¦ ¦
+-------------------------------------------------------
+---------------------------T---------------------------¬
0 500 1000

5 Услуги связи - 977,46 тыс. руб.

4 Транспортные услуги - 930,21 тыс. руб.

3 Коммунальные услуги связи - 784,86 тыс. руб.

2 Работы, услуги - 284,60 тыс. руб.

1 Прочие работы, услуги - 314,87 тыс. руб.

Изменение расходов по приобретению работ, услуг за счет влияния всех перечисленных факторов представим следующим образом:

В 2013 г. по сравнению с 2011 г. общее изменение расходов по приобретению работ и услуг за счет влияния услуг связи, транспортных и коммунальных расходов, а также работ и услуг по содержанию имущества и прочих услуг составило 3292 тыс. руб.

Таким образом, представленные направления, методические приемы экономического анализа позволяют сделать вывод об оптимальности производимых бюджетных расходов и эффективности деятельности учреждения по оказанию государственных услуг.

Аналитическая функция Управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализы информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы [1].

Список литературы

  1. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др. М.: Новое знание, 2003. 409 с.
  2. Сидоренко О.В. Методические направления комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2004. N 18. С. 37 - 39.
  3. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Методические вопросы мониторинга устойчивого развития аграрного сектора региона // Аграрная Россия. 2014. N 4. С. 27 - 32.
  4. Тараскина А.В., Чирикова И.В. Развитие методики анализа деятельности бюджетных учреждений как инструмент повышения эффективности управления государственными финансами // Экономический анализ: теория и практика. 2010. N 28. С. 23 - 33.

О.В.Сидоренко

Кандидат экономических наук,

доцент

кафедры статистики

и экономического анализа

деятельности предприятий

Орловский государственный

аграрный университет

Орел, Российская Федерация