Мудрый Экономист

Транспортная накладная

"Аудит", 2015, N 5

В данной статье, продолжающей рассмотрение темы, поднятой автором в предыдущей публикации, исследуются документы, назначение и роль которых, на наш взгляд, не до конца осознаны специалистами.

В статье используются следующие сокращенные обозначения:

ТЖН - транспортная железнодорожная накладная (перевозочные документы на перевозку грузов железнодорожным транспортом);

ТАН - транспортная накладная, предусмотренная Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, Приложение N 4);

ТН - ТЖН и ТАН.

Основной акцент сделан на исследовании ТАН.

Приведем краткий перечень вопросов, на которые мы попытались дать ответы в нашей статье.

Какую операцию удостоверяет ТН?

Что представляет собой процесс сдачи-приемки товарно-материальных ценностей от грузоотправителя к автомобильному перевозчику?

В каких случаях представитель перевозчика, принимая груз к перевозке, должен проверить, соответствуют ли масса груза и количество грузовых мест данным, указанным в ТАН?

Может ли ТАН служить основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей?

Какой надо составить дополнительный к ТАН документ, чтобы эта накладная могла быть основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей?

Документ, содержащий конкретизированный перечень товарно-материальных ценностей, принятых к перевозке, - это товарная накладная или опись этих ценностей за подписью грузоотправителя?

Какой первичный учетный документ служит основанием для принятия на учет (оприходования) товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете грузополучателя?

Какие еще изменения надо внести в ТАН и в порядок ее заполнения, чтобы сделать эту накладную полноценным первичным учетным документом, удостоверяющим приемку-передачу груза?

Уполномоченное лицо грузоотправителя в разд. 6 ТАН и уполномоченное лицо грузоотправителя (грузовладельца) в разд. 16 ТАН - это одно и то же лицо?

ТАН - это прежде всего накладная или документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза?

Чем отличается транспортная накладная от товарной накладной?

Какие изменения надо внести в товарную накладную (форма N ТОРГ-12), чтобы она стала соответствовать своему названию?

Исследование любого первичного учетного документа, как нам представляется, должно начинаться с ответа на вопрос: какие факты хозяйственной жизни удостоверяет этот документ?

Прежде всего ТН, как и любая другая накладная, удостоверяет приемку-передачу товарно-материальных ценностей от одного лица к другому лицу. Но, в отличие от приемки-передачи, удостоверяемой товарной накладной, в ходе указанной операции, которую можно назвать "сдача-приемка груза к перевозке", происходит погрузка ценностей на транспортное средство для дальнейшей их транспортировки.

Данная операция часто не предусматривает, что представитель перевозчика проводит визуальный осмотр принимаемых к перевозке товарно-материальных ценностей с целью проверки их на предмет соответствия данным, указанным в ТН. Так, в ряде случаев визуальный осмотр провести невозможно, поскольку, по сути, к перевозке принимается не груз, а опломбированные груженые вагоны и контейнеры. В такой ситуации визуальному осмотру подвергается не груз, а транспортные средства (п. 23.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утверждены Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28).

Если же такая проверка и проводится, то она не предполагает вскрытие тары, упаковки. В ТН относительно тарных и штучных грузов указывается только количество грузовых мест, соответственно, в ходе визуального осмотра представитель перевозчика осматривает, считает коробки, мешки и прочие подобные предметы. В ТН также указывается масса всего груза (которая может быть определена расчетным способом). Для отдельных видов товарно-материальных ценностей единицы массы (кг, тонны и т.п.) являются также единицами измерения товаров, поставляемых по договору купли-продажи, но и в отношении такого рода грузов не предусмотрена обязательная проверка перевозчиком его массы. Железная дорога имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в ТЖН (ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; далее - Устав железнодорожного транспорта), но делается это с целью выявления:

И все же в определенных ситуациях представитель железнодорожного перевозчика должен провести визуальный осмотр груза на наличие признаков его утраты, недостачи или повреждения. В соответствии с п. 23.2 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом это следует сделать в случае приема к перевозке грузов в вагонах открытого типа (за исключением контейнеров). При выполнении этого требования перевозчик должен проявить разумную осмотрительность и предотвратить факт приемки груза, масса которого значительно отличается от массы груза, указанного в ТЖН; в противном случае он рискует понести гражданско-правовую ответственность за недогруз.

Пример из судебной практики (дело N А55-18646/2012): недостача груза, выявленная на станции назначения, составила 63,96 процента от массы груза, указанной в ТЖН. При таких больших отклонениях железная дорога даже не пыталась использовать в качестве своей защиты аргумент, что недостача явилась следствием недогруза.

Процесс сдачи-приемки товарно-материальных ценностей от грузоотправителя к автомобильному перевозчику происходит в следующей последовательности:

  1. предоставление транспортных средств, контейнеров для перевозки грузов;
  2. предъявление представителем грузоотправителя представителю перевозчика груза для перевозки;
  3. погрузка груза в транспортное средство;
  4. прием представителем перевозчика груза к перевозке (подписание разд. 6 ТАН).

Ни Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ; далее - Устав автомобильного транспорта), ни Правила перевозок грузов автомобильным транспортом не содержат прямых указаний относительно того, в каких случаях представитель перевозчика, принимая груз к перевозке, должен проверить, соответствуют ли масса груза и количество грузовых мест данным, указанным в ТАН.

В силу п. 26 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом водитель по завершении погрузки подписывает ТАН и в случае необходимости указывает в разд. 12 накладной свои замечания и оговорки при приеме груза. В ТАН (как это следует из ее формы и п. 53 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом) должна быть указана следующая информация в отношении груза:

Согласно п. 53 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом информация в отношении грузовых мест указывается в ТАН "при перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов". Обратите внимание! В ТАН количество грузовых мест указывается и в разд. 3 "Наименование груза", и в разд. 6 "Прием груза". Но что подтверждает своей подписью представитель перевозчика в разд. 6, если он визуально не осматривал груз, не пересчитывал тарные места? По аналогии с железнодорожными перевозками представитель автомобильного перевозчика может принять к перевозке, по сути, не груз, а опломбированное загруженное транспортное средство или контейнер, и в этом случае визуальному осмотру подвергается не груз, а транспортное средство (контейнер).

В Уставе автомобильного транспорта есть общая норма (ч. 7 ст. 15): "Порядок проверки массы груза и количества грузовых мест при выдаче груза грузополучателю в пункте назначения должен соответствовать порядку проверки массы груза и количества грузовых мест при приемке груза от грузоотправителя в пункте отправления".

А из ч. 8 ст. 15 этого Устава следует, что: "Выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест". Из приведенных положений можно сделать вывод, что если груз предполагается перевозить в опломбированных транспортных средствах (контейнерах), то приемка груза представителем перевозчика от представителя грузоотправителя в пункте отправления должна производиться без проверки (указанных в ТАН) массы, состояния грузов, количества грузовых мест. Как бы там ни было, можно со всей очевидностью утверждать, что подпись представителя перевозчика в ТАН не во всех случаях удостоверяет факт приемки им груза по количеству тарных мест или по весу.

Для перевозчика принимаемые его представителем товарно-материальные ценности - это груз, например коробка определенного веса (брутто, нетто), размера, а для продавца и покупателя - это товары, предусмотренные договором, например определенное количество штук конкретных французских колготок. В ТЖН грузоотправитель укажет в качестве наименования груза: "изделия трикотажные". В ТАН, скорее всего, также будет указано не конкретное наименование перевозимых ценностей, а их обобщенное название (отгрузочное наименование груза). В бухгалтерском учете грузоотправителя за материально ответственным (подотчетным) лицом числятся конкретные колготки, а не коробки с трикотажными изделиями. По вполне понятным причинам ТЖН и ТАН сами по себе не могут служить основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей. Необходим еще документ, где будут указаны конкретные наименования и количество принятых к перевозке товарно-материальных ценностей.

Этот документ следует определить как сопроводительный документ на груз. К сопроводительным относятся также документы, удостоверяющие качество товарно-материальных ценностей, принятых к перевозке (сертификаты, паспорта качества, свидетельства), и другие документы, которые продавец должен передать покупателю одновременно с передачей товаров (п. 2 ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).

Но какой же сопроводительный документ необходимо оформить к ТЖН или ТАН, чтобы они могли служить основанием для списания товарно-материальных ценностей, принятых к перевозке? По этому вопросу в отношении ТАН в специальной литературе наблюдается полное единодушие - таким документом должна выступать товарная накладная (N N ТОРГ-12, М-15, акты приема-передачи и тому подобные документы). Почему мы имеем такое единодушие? Виной тому, по всей видимости, является п. 7 Инструкции Министерства финансов СССР N 156, Государственного банка СССР N 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР N 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (далее - Инструкция):

"В тех случаях, когда в товарно-транспортной накладной в разделе "Сведения о грузе" нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, в качестве товарного раздела к товарно-транспортной накладной должны прилагаться как неотъемлемая ее часть специализированные формы (товарная накладная или другие формы), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет.

В этих случаях в товарно-транспортной накладной указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой товарно-транспортная накладная считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю".

Документ, который составляется в настоящий момент (в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом), называется транспортной накладной. Из самого названия этого документа следует, что он не содержит так называемый товарный раздел. Документ, прилагаемый к ТАН, где перечислены все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей (документ, содержащий конкретизированный перечень товарно-материальных ценностей), нельзя определить в качестве неотъемлемой части ТАН, в качестве товарного раздела к ней. Появление новой формы ТАН заставило специалистов иначе взглянуть на этот документ: пришло осознание того, что он является сопроводительным к транспортной накладной, а не ее неотъемлемой частью. К сожалению, дальше дело не пошло, и документ, содержащий конкретизированный перечень товарно-материальных ценностей, остался в сознании специалистов в виде товарной накладной.

Но товарная накладная - это документ, удостоверяющий приемку-передачу товарно-материальных ценностей от одного лица к другому лицу. Данная операция предусматривает визуальный осмотр ценностей участниками операции (главным образом приемщиком) на предмет определения их количественных и качественных характеристик (приемку по количеству и качеству). А ведь представитель перевозчика не производит приемку товарно-материальных ценностей по количеству и качеству.

Согласно § 6 разд. 6 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971):

"Грузоотправитель не вправе требовать, чтобы шофер осуществлял прием груза по каким-либо другим документам, кроме товарно-транспортной накладной, в том числе по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификатам, удостоверениям, свидетельствам и т.д.).

При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификатов, удостоверений, свидетельств и т.д.), шофер обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю. При этом грузополучатель не вправе требовать сдачи груза по этим документам".

Мы привели выдержку из этого нормативного документа, потому что именно в нем имеется ссылка на Инструкцию. Требования Инструкции в части товарного раздела накладной, на наш взгляд, противоречат приведенным выше положениям. Товарная накладная, как и документы, определяющие качество груза, - это документы, имеющие отношение к поставщику и покупателю, а не к поставщику (грузоотправителю) и перевозчику.

Товарная накладная, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, не является документом, по которому производится оприходование товарно-материальных ценностей и ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет у грузополучателя (как это указано в Инструкции).

Оприходование товарно-материальных ценностей у получателя груза производится не на основании товарного раздела транспортной накладной. Подпись представителя грузополучателя в товарно-транспортной накладной удостоверяет факт приемки груза от перевозчика. Если груз прибыл в опломбированных транспортных средствах (контейнерах), то его приемка сводится к проверке исправности пломб отправителя, отсутствия следов доступа в транспортное средство (контейнер) в пути следования, технического состояния транспортных средств (контейнеров) и т.д. Если груз выдается перевозчиком по количеству тарных (упакованных) мест, то в таком случае при его приемке эти места проверяются на предмет отсутствия в них повреждений и соответствия их характеристик данным товарно-транспортной накладной. Проверка массы, состояния груза, находящегося в таре или упаковке, проводится только в отношении груза, находящегося в поврежденной таре или упаковке (ч. 10 ст. 15 Устава автомобильного транспорта).

Приемка груза, поступившего в исправной таре, по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного получателя (п. 7 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству; утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 N П-6; далее - Инструкция N П-6). Документом, удостоверяющим эту приемку, является акт приемки продукции по количеству (п. п. 26 - 28 Инструкции N П-6). Данный документ вкупе с актом о приемке продукции по качеству и комплектности (Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству; утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7; далее - Инструкция N П-7) являются документами, по которым производится оприходование товарно-материальных ценностей и ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет у грузополучателя. Только при определенных обстоятельствах таким документом может выступить акт, указанный в п. 79 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, или коммерческий акт (на железной дороге).

В качестве документа, объединяющего акт приемки по количеству и акт приемки по качеству и комплектности, может быть использована унифицированная форма N ТОРГ-1 (утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций"). Этот документ (акт о приемке товаров) согласно указаниям по его заполнению применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Но, скорее всего, организациям (продавцу и покупателю) придется разработать форму акта самостоятельно с учетом специфики поставляемых товарно-материальных ценностей и порядка их приемки, требований нормативных документов, устанавливающих порядок приемки, и других обстоятельств.

Инструкции N N П-6 и П-7 - ненормативные документы и могут применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки (абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки"). Однако, как показывает судебная практика, применение Инструкций N N П-6 и П-7 может рассматриваться и в качестве обычая делового оборота.

Приемка товарно-материальных ценностей по количеству производится по сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) отправителя (п. 12 Инструкции N П-6). Все эти сопроводительные документы можно определить как описи. Опись за подписью представителя грузоотправителя и есть тот самый документ, содержащий конкретизированный перечень товарно-материальных ценностей, принятых к перевозке.

Указанный выше акт о приемке товаров удостоверяет приемку товара по количеству и качеству в соответствии с условиями договоров. В случае если покупатель отказывается от доставленного в его адрес товара (ст. 514 ГК РФ) на том основании, что этот товар не предусмотрен договором (например, согласно сопроводительным документам на груз вместо колготок доставлены носки), то он обязан принять поступившие в его адрес товарно-материальные ценности на ответственное хранение. Но это совсем другая операция, и форма документа, удостоверяющего ее, будет отличаться от акта о приемке товаров.

Товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т; утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов"), представляющая собой по сути две накладные (товарную и транспортную), каждая из которых удостоверяет одни и те же хозяйственные операции (сдачу-приемку груза к перевозке и сдачу-приемку груза перевозчиком получателю), совершаемые одними и теми же лицами, - это глупость. Вся разница между этими двумя накладными в том, как указан в них объект приемки-передачи (груз). В товарной накладной груз указан в разрезе номенклатурных номеров, артикулов и т.п., но в таком виде (как правило) он не может быть объектом приемки-передачи от грузоотправителя к перевозчику и, соответственно, от перевозчика к грузополучателю, ведь передаются не конкретные колготки, а определенные коробки с трикотажными изделиями.

По вполне понятным причинам ТАН не содержит товарного раздела. Но, на наш взгляд, этих изменений недостаточно для того, чтобы сделать эту накладную полноценным первичным учетным документом, удостоверяющим приемку-передачу груза. Необходимо еще внести изменения в разд. 6 "Прием груза" и в порядок его заполнения. В случае если груз принимается представителем перевозчика без проверки его состояния, массы или количества грузовых мест, в разд. 6 нужно указать данное обстоятельство, при этом строка "Количество грузовых мест" не должна заполняться. В этом же разделе следует перечислить фактические действия водителя при приемке груза: проверка исправности пломб, правильности погрузки, крепления; наблюдение за правильностью погрузки, крепления; действия для предотвращения превышения допустимой грузоподъемности транспортного средства (в целях обеспечения безопасности движения и сохранности транспортного средства) и тому подобные действия.

Также необходимо дать четкие указания в отношении подписантов ТАН. Беда состоит в том, что во всех нормативных документах ТАН (как, впрочем, и ТЖН) определена как документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, а в качестве подписанта разд. 6 "Прием груза" этого документа указано уполномоченное лицо грузоотправителя. Грузоотправитель в соответствии с Уставом автомобильного транспорта - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в ТАН. Из этого определения действительно нельзя сделать однозначный вывод, что грузоотправителем должна быть организация, с чьего склада отгружены товары. Так, судьи ФАС Центрального округа (Постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2011 по делу N А35-1234/2010) считают, что это может быть и иная организация. Поэтому, чтобы не было путаницы, мы будем использовать термин "организация-погрузчик" (организация, в чьем владении находятся товарно-материальные ценности, загружаемые в транспортное средство).

В товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) под грузоотправителем подразумевалась организация-погрузчик, и в этой накладной были четко указаны удостоверяемые ею действия участников операции: как в товарном разделе ("Отпуск груза произвел", "Груз к перевозке принял"), так и в транспортном ("Указанный груз сдал", "Указанный груз принял"). В ТАН такой четкости не наблюдается.

ТАН - это комплексный документ, разд. 6 - первичный учетный документ, удостоверяющий сдачу-приемку груза. Один из участников этой операции (подписантов этого раздела) указан в накладной достаточно определенно: "водитель, принявший груз для перевозки"; неопределенность существует в отношении лица, которое сдает груз водителю (уполномоченное лицо грузоотправителя). Дело в том, что грузоотправитель (грузовладелец) указан также в разд. 1, а в разд. 16 накладной предусмотрена подпись его уполномоченного лица. Уполномоченное лицо (грузоотправителя) в разд. 6 и уполномоченное лицо грузоотправителя (грузовладельца) в разд. 16 - это разные лица. В разд. 6 речь идет о материально ответственном (подотчетном) лице, которое сдает груз для перевозки. А в разд. 16 уполномоченные представители сторон договора перевозки удостоверяют согласованные условия перевозки. Эти условия формулирует перевозчик (на основании информации, указанной в заказе (заявке) грузоотправителя), заполняя разд. 8 - 11, 13, 15 накладной, после чего подписывает и передает ее грузоотправителю. В Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом не описан порядок подписания сторонами договора разд. 16 накладной, но поскольку речь идет о согласованных условиях, то перевозчику необходимо получить обратно заполненную им накладную с подписью уполномоченного лица грузоотправителя. Таким образом, еще до того, как транспортное средство будет предоставлено под погрузку, у перевозчика и грузоотправителя на руках имеется экземпляр ТАН, подписанной ее представителями (разд. 16), где содержатся все существенные условия договора перевозки, в том числе время и адрес места подачи транспортного средства под погрузку. В накладной также может быть указан размер штрафа за непредоставление транспортного средства для перевозки. Приемка-передача груза к перевозке может не состояться и по вине грузоотправителя в случае непредъявления им груза для перевозки, поэтому в разд. 8 может быть также указан размер штрафа за нарушение этого условия договора перевозки.

Так что же представляет собой ТАН: это прежде всего накладная, удостоверяющая сдачу-приемку груза к перевозке, или ее следует определить как документ, подтверждающий договор перевозки? Здесь можно провести аналогию с кассовым чеком, он тоже имеет "юридическую нагрузку" - удостоверяет заключение договора розничной купли-продажи, но ведь мы же не определяем его в таком качестве, для нас это прежде всего документ, удостоверяющий факт внесения денег в операционную кассу. Но с ТАН ситуация обстоит иначе: приемка груза может и не состояться, и разд. 6 ТАН будет незаполненным, но при этом ТАН останется документом, удостоверяющим договор перевозки, позволяющим сторонам применить друг к другу штрафные санкции за его неисполнение.

Устав автомобильного транспорта (ст. 1) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом. Организации (индивидуальные предприниматели) могут оказывать эти услуги не только в рамках договора перевозки, но и в соответствии с договором фрахтования (договором аренды транспортного средства с экипажем). Часть 1 ст. 18 Устава автомобильного транспорта содержит указания на этот счет:

"Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме".

Эти указания, на наш взгляд, изложены не совсем корректно. В отношении договора фрахтования лучше не использовать термины "перевозка", "груз", "грузовладелец". В соответствии с Уставом автомобильного транспорта (п. 3 ст. 2) груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке. Фрахтовщик не принимает от фрахтователя товарно-материальные ценности для перевозки, поэтому договор фрахтования оформляется не ТАН (где есть разд. 6, удостоверяющий приемку-передачу груза), а заказом-нарядом на предоставление транспортного средства.

Изложим иначе ч. 1 ст. 18:

"Транспортировка товарно-материальных ценностей с сопровождением представителя организации - владельца этих ценностей, транспортировка товарно-материальных ценностей, в отношении которых не ведется учет их движения, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме".

Устав автомобильного транспорта, как мы отмечали выше, регулирует отношения, возникающие при оказании услуг, но транспортировка товарно-материальных ценностей может осуществляться и не на основании договора. Ценности могут, например, перевозиться с одного склада организации на другой ее склад транспортом, принадлежащим ей или арендованным ею (без экипажа). Организация (покупатель) может вывозить со склада поставщика своим (собственным, арендованным) транспортом товар, полученный ее представителем на складе поставщика (ст. 510 ГК РФ). Во всех этих случаях, как и в случае транспортировки ценностей в зафрахтованном транспортном средстве, ТАН не оформляется.

Процедура выборки товаров, как правило, состоит из следующих действий: сдачи-приемки товарно-материальных ценностей на складе продавца (поставщика), погрузки полученных ценностей в транспортное средство покупателя силами и средствами покупателя (самовывоза). В качестве транспортного средства покупателя будет выступать и транспортное средство, предоставленное в соответствии с договором перевозки, заключенным покупателем. В этом случае должна быть составлена ТАН, где покупатель будет выступать в качестве грузоотправителя и грузополучателя. Если покупателю требуется содействие организации, отпускающей ценности, в осуществлении погрузки полученных им ценностей в его транспортное средство, ему необходимо предусмотреть в договоре купли-продажи соответствующие обязанности продавца.

Сдача-приемка товарно-материальных ценностей на складе продавца (поставщика) удостоверяется товарной накладной. В настоящий момент организация может самостоятельно разработать форму этой накладной, но, к сожалению, большинство предпочитает использовать форму N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций"), тогда как эта форма очень далека от совершенства. Товарная накладная отличается от транспортной накладной тем, что она удостоверяет сдачу-приемку товарно-материальных ценностей, которые нельзя классифицировать как груз. Соответственно, в товарной накладной не должно быть грузоотправителей, грузополучателей, груза, водителей и т.п. Так, в форме N ТОРГ-12 организацию-грузоотправителя надо заменить на организацию, отпускающую товарно-материальные ценности, грузополучателя - на получателя, а груз - на товарно-материальные ценности. Набор реквизитов товарной накладной зависит от вида передаваемых ценностей, порядка их передачи и тому подобных обстоятельств. В товарных накладных, удостоверяющих, например, налив нефтепродуктов в автотранспортное средство, должно быть указано это транспортное средство, а в качестве получателя товарно-материальных ценностей может быть указан водитель этого транспортного средства.

Список литературы

  1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272).
  2. Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (утв. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28).
  3. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации // Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ.
  4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 N 14672/13 по делу N А55-18646/2012.
  5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта // Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
  7. Инструкция Министерства финансов СССР N 156, Государственного банка СССР N 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР N 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом".
  8. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971).
  9. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 N П-6).
  10. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7).
  11. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
  12. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки".
  13. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
  14. Постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2011 по делу N А35-1234/2010.
  15. Филиппенков С.И. Первичный учетный документ // Аудит. 2015. N 4. С. 13 - 22.

С.И.Филиппенков

Независимый эксперт