Мудрый Экономист

Принимаются

"Главная книга", 2015, N 11

Расширение перечня случаев досрочного использования средств МСК

Проект закона N 752376-6. Одобрен Советом Федерации 20.05.2015

Со дня опубликования Закона расширятся возможности семей, желающих улучшить свои жилищные условия за счет средств материнского (семейного) капитала (МСК). Они смогут использовать эти деньги досрочно, то есть до истечения 3 лет с момента рождения ребенка, не только на погашение основного долга и процентов по жилищным кредитам, но и на уплату первоначального взноса по этим кредитам (см. журнал "Главная книга", 2015, N 10, с. 92). Таким образом, новое жилье для семей с двумя и более детьми должно стать еще более доступным.

Продление срока действия национальных водительских прав

Проект закона N 759101-6. Одобрен Советом Федерации 20.05.2015

С 1 июня 2015 г. на 1 июня 2017 г. переносится дата вступления в силу запрета на управление автомобилем водителями с иностранными национальными или международными водительскими правами <1>. Поэтому еще 2 года можно будет допускать таких водителей к работе. А вот потом заниматься деятельностью, связанной с управлением автомобилем, смогут лишь водители с российскими правами соответствующей категории.

В первую очередь поправки направлены на поддержку крымчан с украинскими водительскими удостоверениями, которые из-за указанного запрета не смогут работать в других регионах РФ.

<1> Часть 2.1 ст. 3 Закона от 07.05.2013 N 92-ФЗ.

Установление пределов добросовестности налогоплательщиков

Проект закона N 529775-6. Принят Госдумой 15.05.2015 в I чтении

В НК РФ собираются прописать дополнительные основания для отказа в вычете НДС и признании налоговых расходов с учетом судебной практики, выработанной при рассмотрении споров об обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды (см. журнал "Главная книга", 2014, N 12, с. 94). В частности, это случаи, когда счет-фактура и первичка подписаны:

Но к следующему чтению депутаты хотят обсудить возможность дополнения этих положений обязанностью налоговых органов учитывать обстоятельства проявления налогоплательщиками должной осмотрительности и осторожности. Это необходимо для того, чтобы вопрос вычета и признания расходов не зависел от соблюдения лишь формальных требований к счету-фактуре и первичке.

Уточнение понятия контролируемой задолженности по займам

Проект закона N 724609-6. Принят Госдумой 19.05.2015 в I чтении

В определение контролируемой задолженности внесут изменения, а именно:

То есть поправки, с одной стороны, направлены на пресечение налоговых схем, при которых иностранным компаниям под видом процентов по займу фактически выплачиваются дивиденды. А с другой - ограничивают перечень долговых обязательств, по которым налоговики могут переквалифицировать процентные доходы в дивиденды. Подобные поправки уже рассматривались в Думе, но до статуса закона не дошли (соответствующий проект был принят без них) (см. журнал "Главная книга", 2015, N 4, с. 93).

<2> Пункт 2 ст. 269 НК РФ.

Право родителей детей-инвалидов на внеочередной отпуск

Проект закона N 313495-6. Принят Госдумой 13.05.2015 в I чтении

Родители (опекуны, попечители) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет будут иметь право уйти в ежегодный оплачиваемый отпуск в любое удобное для них время (см. журнал "Главная книга", 2013, N 16, с. 94).

Так они смогут без проблем взять отпуск именно тогда, когда ребенка отправляют на санаторно-курортное лечение в рамках его индивидуальной программы реабилитации, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы. Когда именно направят ребенка на такое лечение, заранее не известно, поэтому родителям сейчас сложно спланировать отпуск.

Укрепление платежной дисциплины налогоплательщиков

Проект закона N 788729-6. Внесен в Госдуму 08.05.2015 депутатом фракции "Единая Россия" И.И. Гильмутдиновым

Предлагается усовершенствовать порядок взимания налоговых санкций - как пени, так и штрафов:

<3> Пункт 4 ст. 75 НК РФ.
<4> Пункт 3 ст. 114 НК РФ.

Изменение размера не облагаемых НДФЛ процентов

Проект закона N 797173-6. Внесен в Госдуму 20.05.2015 депутатами фракции ЛДПР

Для целей применения освобождения от обложения НДФЛ размер доходов в виде процентов по рублевым банковским вкладам предлагается определять исходя из ключевой ставки Банка России, а не ставки рефинансирования, как сейчас <5>. То есть не облагать такие проценты в пределах суммы, рассчитанной исходя из ключевой ставки, увеличенной на 5 процентных пунктов.

Как указали авторы проекта, ставка рефинансирования давно не менялась, в то время как ключевая ставка только за один 2014 г. изменилась уже семь раз, и это не предел. Поэтому, по их мнению, вместо того чтобы каждый раз при серьезных скачках курса рубля "вручную" корректировать НК РФ, следует привязать расчет необлагаемой величины к ставке, более эффективно отражающей экономическую ситуацию.

<5> Пункт 27 ст. 217 НК РФ.

Защита прав застройщиков и граждан-дольщиков

Проекты законов N N 783596-6, 793716-6. Внесены в Госдуму в апреле - мае членами Совета Федерации и депутатом фракции "Единая Россия" М.М. Абасовым

Сейчас гарантии на случай банкротства застройщика действуют для граждан - участников долевого строительства лишь в отношении жилых помещений. Требования же дольщиков о передаче нежилых помещений в реестр требований кредиторов не включаются. Первый проект устраняет этот недочет и уравнивает дольщиков обеих категорий в правах.

Второй проект, напротив, разработан в поддержку застройщиков для предотвращения случаев "потребительского экстремизма" - злоупотребления дольщиками их правом на взыскание санкций с застройщика. То есть когда дольщики в законном порядке взыскивают значительные суммы в качестве неустойки, но эти суммы не соответствуют их реальным потерям от нарушения их прав. Так, при нарушении срока передачи гражданину объекта долевого строительства застройщик должен уплатить ему пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от общей цены договора за каждый день просрочки <6>. Поэтому в проекте предусматривается право суда снизить размер взыскиваемой неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.

<6> Часть 2 ст. 6 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.

Закон об апостиле

Проект закона N 796968-6. Внесен в Госдуму 20.05.2015 Правительством

Наконец-то будут законодательно урегулированы вопросы проставления апостиля на российских официальных документах, которые гражданину или организации требуется представить за границей. Напомним, что такой штамп придает юридическую силу документу с тем, чтобы он и отраженные в нем юридические факты признавались в другом государстве, которое, так же как и РФ, является участником Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование о легализации иностранных официальных документов.

К числу официальных документов будут отнесены бумаги, выдаваемые государственными и муниципальными органами и учреждениями, прокуратурой, судами (мировыми судьями), нотариусами, образовательными организациями. А перечень компетентных органов, уполномоченных проставлять на этих бумагах апостиль, будет утверждаться Правительством.