Мудрый Экономист

Еще больше сведений о контрагенте компании перестанут быть налоговой тайной

"Российский налоговый курьер", 2015, N 11

Можно будет посмотреть декларации партнера и его средние зарплаты.

Кому налоговики могут рассекретить сведения о запросе физлица.

Почему суды против разглашения сведений о долгах контрагента.

В Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов Минфин России предлагает расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне. Цель таких планов - дать налогоплательщикам возможность больше узнавать от инспекторов о своих потенциальных контрагентах. В ведомстве считают, что доступ к информации об отчетности (факт представления и показатели деклараций), средней численности персонала, средней зарплате, сумме уплаченных налогов поможет компании подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности.

Но пока еще не приняли соответствующие поправки, на практике до сих пор не утихают споры о том, какие сведения составляют налоговую тайну и кому она может быть раскрыта.

Запрос физлица в инспекцию разглашать нельзя, но есть исключение

Любая информация, которую получили налоговики, является налоговой тайной (п. 1 ст. 102 НК РФ). За исключением сведений, являющихся общедоступными, об идентификационном номере налогоплательщика, а также о нарушениях налогового законодательства (см. также врезку ниже). Сведения о налогоплательщике становятся тайной с даты постановки его на налоговый учет (п. 9 ст. 84 НК РФ).

Буква закона. Какие еще сведения не являются налоговой тайной

  1. Информация, предоставляемая налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация.
  2. Сведения, предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
  3. Данные, предоставляемые в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
  4. Информация о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе.
  5. Сведения, предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

При этом к разглашению тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной контролерам (абз. 2 п. 2 ст. 102 НК РФ).

Минфин России считает, что режим неразглашения налоговой тайны распространяется на всех лиц, которые обратились в инспекцию с запросом (Письмо от 13.02.2015 N 03-02-08/6483).

Но здесь есть нюанс. Контролеры раскроют секретные сведения о физлице, если это необходимо в рамках проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции (ст. 7.1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"). Такие сведения инспекторы передадут по запросам руководителей и должностных лиц федеральных госорганов, перечень которых определяет Президент РФ (Письма Минфина России от 25.07.2012 N 03-02-07/2-107 и ФНС России от 31.08.2012 N ЕД-4-3/14509@).

В УФНС России по г. Москве считают, что сведения о налоговых долгах контрагента вовсе не тайна

Московские налоговики в Письме от 03.10.2008 N 09-10/093263 четко дали понять, что сведения о задолженности налогоплательщиков перед бюджетами различных уровней - это отражение налогового правонарушения, и они не составляют налоговую тайну. Несмотря на это, инспекторы на местах часто отказывают компаниям в предоставлении таких данных. Это чревато тем, что впоследствии организациям приходится иными способами доказывать то, что они проявили осторожность и осмотрительность при выборе контрагента.

Отказ контролеров можно обжаловать в суде. Это будет действенным аргументом в пользу того, что инспекторы не захотели помочь компании навести справки о налоговой добросовестности партнера.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговиками сведения о компании, за исключением сведений о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за них (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Большинство судов считают, что такая информация необходима налогоплательщикам в целях соблюдения требования о проявлении должной осмотрительности (Постановления ФАС Уральского от 01.09.2010 N Ф09-6957/10-С3, Западно-Сибирского от 27.07.2010 N А27-25441/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 01.12.2010 N ВАС-16124/10), от 16.07.2010 N А27-25724/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 17.11.2010 N ВАС-15222/10), от 14.12.2007 N Ф04-67/2007(77-А67-32) (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.03.2008 N 4302/08) и от 11.12.2007 N Ф04-8404/2007(40773-А67-32) (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.03.2008 N 4251/08) округов).

Но все же риски того, что контролеры откажут в предоставлении сведений в отношении контрагента (о представленных налоговых декларациях и об уплаченных налогах), есть. Некоторые суды считают, что такая информация может разглашаться только с согласия партнера. А должную осмотрительность можно доказать получением данных о госрегистрации контрагента и постановке его на учет, что налоговой тайной не является (Постановления ФАС Поволжского округа от 24.03.2009 N А57-19198/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.06.2009 N ВАС-7674/09) и от 03.04.2009 N А65-8173/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.07.2009 N ВАС-9416/09).

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов

Часто на запрашиваемые сведения распространяется режим налоговой, коммерческой или иной тайны. Например, компания обращается в инспекцию, чтобы получить дополнительную информацию о потенциальном контрагенте, но получает отказ со ссылкой на налоговую тайну. Инспекторы требуют от компаний предоставить сведения по условиям договоров, на которые распространяется режим конфиденциальности. Третьи лица (органы статистики, антимонопольные органы, акционеры компании и т.д.) также присылают запросы с требованием информации.

Подробнее о том, какие сведения чаще всего вызывают споры по поводу того, можно ли их предоставлять третьим лицам и распространяется ли на них режим налоговой или коммерческой тайны, читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Когда режим коммерческой или налоговой тайны может помешать получить нужную информацию" // РНК, 2012, N 17.

Налоговая не вправе отказать компании в ознакомлении с материалами проверки, если в них содержится налоговая тайна

Некоторые инспекторы на местах не дают компании ознакомиться с материалами проверки. Мол, такой обязанности для них НК РФ прямо не устанавливает. А все, что они собрали в процессе проверки, - налоговая тайна. Но это незаконно.

Компания вправе знакомиться с материалами, затрагивающими ее права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ). В частности, получать копии документов налоговиков, а также участвовать при рассмотрении материалов проверки, в том числе в исследовании документов (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Таким образом, контролеры обязаны обеспечить налогоплательщику возможность защищать свои права, изучая доказательства, представляя объяснения и возражения (Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 10.09.2010 N А33-17361/2009 и от 22.06.2010 N А33-17277/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 04.10.2010 N ВАС-10356/10), Уральского от 31.10.2011 N Ф09-6378/11 и от 04.05.2009 N Ф09-2653/09-С3 округов).

Инспекторы обязаны рассказать о том, применяет ли компания спецрежим

Правило о том, что сведения о применении налогоплательщиком специального налогового режима не являются налоговой тайной, введено Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ. В связи с этим с 2014 г. компания вправе выяснить в инспекции, применяет ли ее контрагент спецрежим.

Поэтому с этой даты отказ налоговиков в предоставлении таких сведений нарушает Закон.

Р.Лахман

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

А.Вишневский

Советник государственной

гражданской службы РФ

3-го класса