Мудрый Экономист

Что будет, если отказаться от круглой печати

"Зарплата", 2015, N 6

Еще совсем недавно каждая компания должна была иметь круглую печать. На ней указывалось ее полное наименование и место нахождения. Обходиться без печати могли индивидуальные предприниматели, у которых не было наемных работников.

С 7 апреля 2015 г. и для некоторых юридических лиц круглая печать стала необязательной (ст. ст. 2 и 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ, далее - Закон N 82-ФЗ). Она потребуется, только если соответствующее указание будет в законе, ином правовом акте или договоре.

Кого коснулись изменения

Право не использовать в своей деятельности круглую печать получили компании, которые созданы в форме (п. 4 ст. 66 ГК РФ):

Для остальных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств и производственных кооперативов (п. 2 ст. 50 ГК РФ) круглая печать не отменена. Они продолжают использовать печать в порядке, утвержденном ГОСТ Р 6.30-2003.

Могут ли АО и ООО и дальше использовать круглую печать

Закон не запрещает использование круглой печати, а делает его необязательным.

Если руководство компании решит, что печать необходима, ее можно использовать и дальше. Но при условии, что сведения о наличии печати есть в уставе организации (ст. ст. 2 и 6 Закона N 82-ФЗ).

Это также касается компаний, которые созданы после 7 апреля 2015 г. - они вправе, но не обязаны иметь печать.

Если ваша компания использует печать, но в уставе упоминания о ней нет, внесите соответствующее дополнение в устав:

Примечание. О порядке внесения изменений в устав читайте на с. 101.

Печать - это один из способов идентификации юридического лица (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 N 08АП-4278/2014).

Логично отразить факт наличия печати в разделе устава компании "Правовой статус общества". Пример формулировки пункта устава о печати приведен ниже.

Образец 1

Запись в уставе компании о печати

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ <...> ¦
¦ ¦
¦ "Пункт 2.7. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное¦
¦фирменное наименование на русском языке и указание на его место¦
¦нахождения. ¦
¦ Печать содержит также фирменное наименование общества на русском¦
¦и/или иностранном языке". ¦
¦ ¦
¦ <...> ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Чем можно заменить печать

Отмена круглой печати преследовала цель - заменить ее более актуальными и качественными способами подтверждения достоверности документов. Например, электронной цифровой подписью.

Во-первых, это логично, ведь многие компании переходят на электронный документооборот. А во-вторых, в бумажном обороте печать совершенно не гарантирует подлинность документа.

В пояснительной записке к Закону N 82-ФЗ предлагается использовать вместо круглой печати специальные бланки, голографические печати и т.п. Но законодательной базы для этого пока нет.

Как быть с договорами, больничными и другими документами

Скрепление договоров печатью считается дополнительным требованием к их форме (ч. 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ). Поэтому можно не ставить печать на договор, если:

Но так как при заключении договоров компании уже давно используют печати, отказываться от них сразу нецелесообразно. Тем более не спешите их уничтожать.

Не исключено, что налоговая инспекция или внебюджетные фонды могут потребовать проставить печать на документах за те периоды, в которых печать должна была быть у всех компаний.

То же самое можно сказать и о листках нетрудоспособности, в которых предусмотрено отдельное поле для печати работодателя.

Вероятно, по этому поводу в ближайшее время появятся разъяснения чиновников различных ведомств. Но в любом случае, отказываясь от проставления печати на каком-нибудь документе, убедитесь, что он не требует обязательного заверения печатью. Как, впрочем, и документы ваших контрагентов.

Где круглая печать еще потребуется

Компании должны продолжать проставлять круглую печать на тех документах, где этого требует законодательство. Самые распространенные случаи, с которыми могут столкнуться бухгалтеры и кадровики, перечислены в табл. 1 на с. 99.

Таблица 1

На каких документах пока еще нужно ставить печать

Вид документа

Нормативный акт

Документы по учету кассовых операций

Кассовая книга

Методические указания, утвержденные Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н

Квитанция к приходно-кассовому ордеру (форма КО-1)

Абзац 5 п. 5.1 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У

Расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49)

Абзац 3 п. 6.5 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У

Платежная ведомость (форма N Т-53)

Расчетные документы, по которым компания перечисляет деньги

Платежное поручение (требование)

Приложение 1 к Положению, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П

Аккредитивы

Чеки

Инкассовое поручение

Бланки строгой отчетности

БСО, приравненные к кассовому чеку

Пункты 3 и 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359

Кадровые документы

Трудовая книжка (печать проставляется на первой странице и после записи об увольнении)

Пункт 2.2 Инструкции, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.

Пункт 35 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225

Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору (форма N Т-73)

Место для печати предусмотрено в бланке документа

Командировочное удостоверение (форма N Т-10), если компания его использует

Раздел 1 Указаний, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1

Справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующие году прекращения работы

Пункт 7 Порядка, утвержденного Приложением N 2 к Приказу Минтруда России от 30.04.2013 N 182н

Отчетность

Форма 2-НДФЛ

Раздел II Рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@

Налоговая декларация (печать проставляется там, где это предусмотрено порядком заполнения)

Письмо Минфина России от 01.02.2013 N 03-02-07/1/2031

Форма РСВ-1 ПФР

Пункт 24 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н

Форма 4 - ФСС

Порядок, утвержденный Приложением N 2 к Приказу ФСС РФ от 26.02.2015 N 59

Обратите внимание: не ставить печать на документах компании могут, если ни в самих формах, ни в указаниях по их заполнению такого требования нет.

Например, не обязательно ставить печать:

На каких документах печать точно больше не нужна

Перечень документов, на которых не нужно ставить печать, можно составить исходя из положений Закона N 82-ФЗ.

Акт о несчастном случае на производстве

Акт о несчастном случае составляют по форме N Н-1, утвержденной Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. Раньше его нужно было заверить печатью компании (ч. 5 ст. 230 ТК РФ).

С 7 апреля 2015 г. это правило продолжает действовать, если компания не отказалась от использования круглой печати (ст. 9 Закона N 82-ФЗ). Если печать решено не использовать, на акте достаточно подписей всех участников комиссии по расследованию.

Доверенность для суда

На доверенности для представительства компании в суде печать ставить не обязательно.

Раньше печать на доверенности была обязательным реквизитом (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ). Теперь такое требование исключено (ст. ст. 10 и 11 Закона N 82-ФЗ).

Доверенность на участие в исполнительном производстве

Компания может участвовать во взыскании задолженности через своих представителей (ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, далее - Закон N 229-ФЗ).

Одним из документов, подтверждающих полномочия представителей, является доверенность. В ней указывается наименование компании-взыскателя. Доверенность подписывает ее руководитель (ч. 1 и 2 ст. 54 Закона N 229-ФЗ).

До 7 апреля 2015 г. на доверенность нужно было ставить печать. Теперь это необязательно. Доверенность скрепляется печатью, только если она у общества есть (ст. 12 Закона N 82-ФЗ).

Журнал учета проверок

Компанию могут проверить налоговая служба, фонды, инспекция труда, полиция, противопожарная служба и др.

План проверок на 2015 г. размещен на сайте Генпрокуратуры РФ http://genproc.gov.ru/plan2015/.

Все сведения о проведенных в компании проверках вносятся в журнал учета проверок (форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141). Такой журнал должен быть прошит и пронумерован. А вот удостоверять его печатью нужно, только если она у компании есть (ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, ст. 13 Закона N 82-ФЗ).

Что делать, если компания захочет отказаться от печати

Сведения о печати содержатся в уставе общества (п. 7 ст. 2 Закона N 208-ФЗ, п. 5 ст. 2 Закона N 14-ФЗ). Если компания решит отказаться от печати, нужно будет внести изменения в устав.

Обратите внимание: компания обязана использовать печать до момента регистрации изменений в ЕГРЮЛ (пп. "з" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Какие действия нужно совершить для внесения изменений в устав, см. в табл. 2 на с. 102. В частности, следует оформить протокол решения участников (п. 2 табл. 2). Его фрагмент смотрите ниже.

Образец 2

Фрагмент протокола общего собрания

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ <...> ¦
¦ "По вопросу N 2 повестки дня общего собрания участников общества¦
¦решили исключить из устава ООО "Алеф" п. 2.7, содержащий сведения о¦
¦наличии у общества круглой печати. ¦
¦ Устав ООО "Алеф" в новой редакции (с указанными изменениями)¦
¦прилагается". ¦
¦ <...> ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Таблица 2

Порядок внесения изменений в устав общества

N п/п

Наименование

Уточнение

Нормативный акт

Проведите общее собрание участников (акционеров) общества

На собрании участники (акционеры) принимают решение о внесении изменений в устав

Пункт 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ, п. 1 ст. 12 Закона N 208-ФЗ

Оформите протоколом решение участников (акционеров) о внесении изменений в устав

В протоколе отразите суть вносимых изменений

Пункт 4.29 Положения, утвержденного Приказом ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/ПЗ-Н, пп. 8 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ

Зарегистрируйте внесенные изменения в налоговой инспекции

Подайте в налоговую инспекцию:

  • заявление о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы (форма N Р13001);
  • протокол общего собрания о внесении изменений в устав;
  • новый устав или изменения к старому;
  • документ об уплате госпошлины в размере 800 руб. за регистрацию изменений, вносимых в устав

Пункт 1 ст. 17, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.



Подпункт 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ

Получите в налоговой инспекции документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ

Через 6 рабочих дней

Пункт 1 ст. 8, п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ

Как уничтожить старую печать

Если компания продолжает использовать печать, но, например, сменила организационно-правовую форму, наименование или юридический адрес, старую печать придется уничтожить.

Компания может сделать это сама, составив акт об уничтожении, либо прибегнуть к помощи специализированной фирмы. Например, можно обратиться в штемпельную мастерскую, где изготавливалась печать.

Порядок уничтожения нужно закрепить во внутреннем документе компании.



О.В.Негребецкая

Эксперт журнала "Зарплата"