Мудрый Экономист

Служба внутреннего аудита: права, полномочия, координация с центрами финансовой ответственности страховщика

"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3

Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ в Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 4015-1) внесена ст. 28.2 "Внутренний аудит". В ней определены цели, права и полномочия внутреннего аудита в страховых организациях.

Страховая организация представляет собой сложный организационно-экономический и технологический механизм, имеющий определенную специфику, которая отражается в бизнес-процессах обособленных структурных подразделений (служб). Каждое структурное подразделение как центр финансовой ответственности требует специфического подхода к формированию и координации направлений взаимодействия со службой внутреннего аудита при проведении проверки в соответствии с определенной программой (планом).

Рассмотрим подробно организацию службы внутреннего аудита страховой организации.

Цель внутреннего аудита в страховых организациях

Цель внутреннего аудита - обеспечить надлежащий уровень контроля, оценку его эффективности, проверку соответствия деятельности страховщика законодательству РФ, страховому законодательству, например правилам, стандартам, квотам, оговоркам. Страховщик назначает должностное лицо (далее - внутренний аудитор) или создает структурное подразделение (служба внутреннего аудита - СВА). Утверждается положение о внутреннем аудите, в котором содержатся следующие обязательные разделы:

Права, обязанности и полномочия службы внутреннего аудита

Положение о внутреннем аудите утверждается советом директоров или наблюдательным советом страховой организации. В таблице 1 представлены полномочия, права и обязанности службы внутреннего аудита.

Таблица 1

Права, обязанности и полномочия СВА в страховой организации

Полномочия

Права и обязанности

Проверка соответствия деятельности законодательству РФ, представленному в стандартах, учредительных документах, внутренних организационно-распорядительных документах;

определение достоверности, объективности отчетности или иной запрашиваемой информации, своевременности ее представления структурными подразделениями (службами);

анализ выявленных по результатам проверок причин нарушений, недостатков в деятельности служб страховщика;

предложение рекомендаций по предупреждению нарушений и недостатков;

оценка рисков и эффективности управления рисками;

проверка обеспечения сохранности активов;

участие в проведении анализа финансового состояния, в разработке мер по предупреждению банкротства;

составление отчета о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности

Права:

проверка по направлениям деятельности, включая филиалы, иные обособленные подразделения, любой службы страховщика как центра финансовой ответственности;

получение от руководителей служб документов, материалов, информации для осуществления своих полномочий;

доступ к документации, информации без права внесения в них изменений.

Обязанности:

обеспечение сохранности, возврата полученных от других служб документов, информации; соблюдение конфиденциальности информации при проведении проверки;

информирование о нарушениях и недостатках по результатам проверок единоличного исполнительного органа страховщика, руководителя службы, в которой выявлены нарушения и недостатки;

осуществление контроля за принятием мер по выявленным нарушениям и недостаткам, соблюдение рекомендованных мер внутренним аудитом

В целях обоснования бюджетирования страховой организации службы объединяются в центры финансовой ответственности (ЦФО), в том числе центр затрат, профит-центр, венчур-центр, центр консолидации. Каждый центр несет ответственность за формирование и выполнение отдельных бюджетов, который проверяется службой внутреннего аудита. В таблице 2 представлены базовые составляющие при бюджетировании финансовой деятельности страховой организации, где отражены основные бизнес-процессы и функции, ответственные структурные подразделения и виды бюджета.

Таблица 2

Базовые составляющие бюджетирования финансовой деятельности страховой организации

Бизнес-процессы

Бизнес-функции

Ответственное структурное подразделение

Вид ЦФО

Вид бюджета

Страхование

Заключение договоров страхования, создание и участие в страховых пулах

Отделы по различным видам страховых услуг

ЦД

ОБ

Заключение договоров перестрахования

Отдел перестрахования

ЦД

Выплаты по договорам страхования

Отдел выплат и урегулирования убытков

ЦЗ

ОБ

Экономика и право

Экономическое обеспечение

Отдел бизнес-планирования

ВЦ

ОБ

Нормативно-правовое обеспечение

Юридический отдел

ЦЗ

ОБ

Маркетинг

Продвижение страхового продукта

Отдел маркетинга

ЦЗ

ОБ

Рекламное обеспечение

Отдел рекламы

ЦЗ

ОБ

Формирование страхового продукта

Отдел методологии страхования

ЦЗ

ОБ

Ценообразование страховых продуктов

Отдел актуарных расчетов

ЦЗ

ОБ

Учет

Ведение учета и составление отчетности

Бухгалтерия

ФБ

Администрирование

Прием на работу и увольнение персонала

Отдел кадров

ЦЗ

ОБ

Мотивация и стимулирование труда

Отдел труда и заработной платы

ЦЗ

ОБ

Профессиональное обучение

Отдел дополнительного обучения

ЦЗ

ОБ

Программно-техничекое обеспечение



Информационный отдел

ЦЗ

ОБ

Хозяйственное обеспечение

Хозяйственная часть

ЦЗ

ОБ



Контроль за работой филиалов в регионах

Отдел регионального развития

ЦЗ

ОБ

Текущее руководство, контроль

Группа менеджеров

ЦЗ



ОБ

Финансовая деятельность

Инвестирование в финансовые инструменты

Отдел инвестиций

ПЦ

ИБ



Бюджетирование финансовой деятельности

Отдел бюджетирования

ЦК

СБ

Финансовый анализ

Финансово-аналитический отдел

ЦЗ



ФБ

Примечание: центры финансовой ответственности - ЦФО, в том числе:

Виды бюджетов, в том числе:

Особенность координации работы страхового внутреннего аудита с другими службами - центрами финансовой ответственности

Эффективность деятельности службы внутреннего аудита зависит от правильного взаимодействия с другими подразделениями и службами страховой организации. Насколько тесно работают внутренние аудиторы со специалистами других подразделений и служб, регулярно и доброжелательно раскрывают выявленные недостатки, настолько эффективны результаты работы службы внутреннего аудита. Рассмотрим направление взаимодействия СВА с различными службами и подразделениями, объединенными в центры финансовой ответственности.

Места формирования затраты средств (МФЗ) - это структурные подразделения (службы), которые ассоциируются с определенными доходами и расходами. На схеме представлена соподчиненность (координация) службы страхового внутреннего аудита с другими службами страховой организации, объединенными в ЦФО по видам бюджетов.

               ------------------------------¬  --------------------------¬
¦ Виды аудиторских заданий ¦ ¦ Соподчиненность с ¦
¦ ¦ ¦ другими службами ¦
L------------------------------ L--------------------------
------------¬ ------------------------------¬
¦ ¦ ¦Обеспечение контроля и оценка¦ --------------------------¬
¦ +->¦соблюдения нормативных актов,+->¦ Юридическая служба ¦
¦ ¦ ¦ внутренних положений, правил¦ L--------------------------
¦ ¦ ¦ договорных обязательств ¦
¦ ¦ L------------------------------
¦ ¦ ------------------------------¬
¦ ¦ ¦Обеспечение контроля и оценка¦
¦ ¦ ¦ расчетно-платежной ¦ --------------------------¬
¦ +->¦ дисциплины, современность +->¦ Бухгалтерия ¦
¦ ¦ ¦ расчетов с бюджетными и ¦ L--------------------------
¦ ¦ ¦ внебюджетными фондами ¦
¦ ¦ L------------------------------
¦ ¦ ------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Проверка правильности ¦
¦ ¦ ¦ начисления и уплаты налогов,¦
¦ ¦ ¦ оценка оптимального режима ¦ --------------------------¬
¦ +->¦налогообложения и разработке +->¦ Финансовая служба ¦
¦ ¦ ¦ мер минимизации ¦ L--------------------------
¦ ¦ ¦ налогообложения ¦
¦Взаимосвязь¦ L------------------------------
¦аудиторских¦ ------------------------------¬
¦заданий СВА¦ ¦ Проверка обоснованности ¦ --------------------------¬
¦ с другими +->¦ каналов продвижения, +->¦ Служба риск-менеджмента,¦
¦ службами ¦ ¦ оформление прайс-листов, ¦ ¦ андеррайтинга ¦
¦ страховой ¦ ¦ правил предоставления скидок¦ L--------------------------
¦организации¦ L------------------------------
¦ ¦ ------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Проверка правильности оценки¦ --------------------------¬
¦ +->¦ управления рисками в +->¦ Служба урегулирования ¦
¦ ¦ ¦ страховой и инвестиционной ¦ ¦ убытков ¦
¦ ¦ ¦ деятельности ¦ L--------------------------
¦ ¦ L------------------------------
¦ ¦ ------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Проверка правильности ¦ --------------------------¬
¦ +->¦ обозначения политики +->¦Служба продаж, маркетинга¦
¦ ¦ ¦ ценообразования на страховую¦ L--------------------------
¦ ¦ ¦ продукцию ¦
¦ ¦ L------------------------------
¦ ¦ ------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Проверка полноты отражения ¦
¦ ¦ ¦ выручки от продажи страховых¦ --------------------------¬
¦ +->¦продуктов, проверка полноты и+->¦ Служба актуариев ¦
¦ ¦ ¦ своевременности ¦ L--------------------------
¦ ¦ ¦ урегулирования убытков по ¦
¦ ¦ ¦ страховым случаям ¦
L------------ L------------------------------

Прокомментируем некоторые взаимосвязи СВА с ЦФО.

С руководством - аудиторы получают для исполнения приказы, распоряжения, указания, выдают результаты проверок, анализ оценки деятельности, рекомендации.

С бухгалтерией - аудиторы проверяют документы, подтверждающие обоснованность учета и отчетности, расчеты с бюджетными и внебюджетными фондами, дебиторами, кредиторами. Представляют результаты проверок, инвентаризаций, анализа, информируют об изменениях в законодательстве, учете и отчетности.

С финансовой службой - аудиторы проверяют наличие действующих норм, нормативов, отчеты о выполнении плановых заданий по видам деятельности, обоснованность ценообразования и актуарных расчетов на страховые продукты; анализируют обоснованность положений по совершенствованию оплаты труда, штатное расписание и предложения по изменению; информируют о необходимости совершенствования финансовой работы и возможности самофинансирования.

С юридической службой - аудиторы используют документы по результатам судебных рассмотрений по гражданским и уголовным делам, внутренние инструкции, договоры страхования, перестрахования, материалы взыскания дебиторской задолженности, акты для юридической оценки негативных факторов в страховом предпринимательстве.

Каждая страховая организация самостоятельно определяет критерии эффективности деятельности СВА. Общие рекомендации по оценке эффективности работы СВА могут быть следующие:

  1. Состав и целевые значения показателей устанавливают руководители СВА по согласованию с руководством (достаточно двух-трех показателей).
  2. Использование качественных, количественных показателей. Система показателей должна позволить оценить степень удовлетворенности ЦФО выполненной работой и обоснованностью рекомендаций СВА.
  3. Целесообразно выделить несколько категорий показателей.

Первая категория - качественные показатели, в том числе:

Вторая категория - показатели продуктивности, в том числе:

Третья категория - показатели результативности, в том числе:

Наряду с процедурой оценки эффективности службы внутреннего аудита существует программа повышения качества работ. В рамках этой программы к мероприятиям относятся: текущий контроль (мониторинг) качество внутренних аудитов, внутренние оценки, внешние оценки.

Текущий контроль проводят руководитель и специалисты СВА в ходе проведения аудита. Назначение текущего контроля - чтобы деятельность внутренних аудиторов соответствовала бизнес-процессам, бизнес-функциям и регламентам страховщика и самой СВА.

Внутренние оценки проводятся не реже одного раза в год руководителем и ведущими специалистами. Цель - выявление резервов для совершенствования деятельности каждого внутреннего аудитора и службы в целом.

Внешние оценки проводятся не реже одного раза в пять лет лицами или организациями, сторонними по отношению к службе внутреннего аудита. Внешние оценки позволяют получить взгляд со стороны на качество работы внутреннего аудита.

Одной из основных задач службы внутреннего аудита является выявление эффективности деятельности страховщика. При этом используются как предложенные для всех отраслей системы показателей, так и специфические для страховой: объем собранных страховых премий, величина страховых выплат при урегулировании убытков, коэффициент выплат, коэффициент убыточности и др. При исследовании динамических рядов за несколько временных периодов делается вывод о состоянии и тенденциях изменения работы каждого ЦФО по закрепленным показателям. Можно рекомендовать для обоснования выводов о результатах макет документа внутреннего аудита.

Макет документа проверки СВА "N..." центра финансовой ответственности страховой организации

N/п

Наименование показателей по "N" УФО

Временной период

Отклонения фактических данных от бюджета

Комментарий (вывод по каждой строке)

Бюджет на весь временной период

Бюджет в расчете предшествующего периода проверки

Фактический

Итого по "N" ЦФО

* * *

Подведем итоги.

В Закон РФ N 4015-1 внесена ст. 28.2 "Внутренний аудит", в которой определены права, обязанности и полномочия службы внутреннего аудита страховой организации.

Все службы страховой организации в целях обоснованного бюджетирования объединяются в центры финансовой ответственности, каждый из которых несет ответственность, проверяемую СВА, за качество составления расходования бюджетных средств.

Эффективность деятельности СВА зависит от взаимодействия и координации работы с центрами финансовой ответственности.

Каждая страховая организация самостоятельно определяет критерии эффективности деятельности СВА, однако в основе определения этих критериев лежат общие рекомендации с выделением трех категорий показателей: качества, продуктивности, результативности.

Процедура оценки эффективности СВА сочетается с текущим контролем, внутренней и внешней оценкой.

Трудности эффективности работы СВА вызваны рядом обстоятельств: результат не всегда можно измерить количественно; эффективность зависит не только от аудиторов, но и от действий проверяемых организаций, достоверности и полноты предоставленной информации, от своевременности рекомендаций внутренних аудитов.

Н.Н.Никулина

К. э. н.,

доцент

кафедры "Финансы и кредит"

ННГУ им. Н.И.Лобачевского,

академик

финансовой академии "Элита"

Л.Ф.Суходоева

К. э. н.,

доцент

кафедры "Торговое дело"

ННГУ им. Н.И.Лобачевского