Мудрый Экономист

О платежах операторов, которые не стоит игнорировать

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3

К названной теме редакция решила обратиться в связи с непрекращающимися судебными решениями по взысканию с операторов таких неналоговых платежей, как отчисления в резерв универсального обслуживания и плата за использование радиочастотного спектра. Чем же это грозит операторам и как подготовиться бухгалтеру к отражению в учете последствий подобных нарушений?

Отчисления в резерв универсального обслуживания

В Законе о связи универсальным услугам посвящена отдельная глава, в которой сказано о резерве универсального обслуживания и об источниках его формирования. Причем нужно помнить, что резерв используется не только для финансирования универсальных услуг, но и для функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров. Значит, отчисления в него не стоит игнорировать. Тем более что отчисления операторов, которые оказывают услуги в сети связи общего пользования, и расходы средств резерва учитываются при оценке доходов и расходов федерального бюджета.

В целях контроля отчислений в резерв универсального обслуживания операторы представляют отчетность. В Письме Россвязи от 26.06.2014 N РШ-П33-2958 сказано о необходимости своевременного представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей). Порядок и сроки представления сведений определены Приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41.

Выделим наиболее важное. Представление сведений оператором связи является лицензионным условием и производится ежеквартально не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи. В такой же срок производятся и сами отчисления по реквизитам, размещенным на официальном сайте Россвязи <1>.

<1> www.rossvyaz.ru/activity/uus/p166/.

Россвязь и Роскомнадзор подписали Межведомственный регламент взаимодействия при осуществлении контроля и надзора за исполнением:

В рамках Регламента Россвязь направляет в Роскомнадзор материалы для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении операторов связи, не представивших сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей). Кроме того, Россвязь проводит претензионную работу по взысканию задолженности по отчислениям в резерв универсального обслуживания в судебном порядке. По многим исковым заявлениям Россвязи суды приняли решения об удовлетворении предъявляемых чиновниками требований.

Заметим: мониторинг правильности и своевременности осуществления операторами, которые оказывают услуги в сети связи общего пользования, обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания поименован в списке функций Россвязи, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции <2>. Однако список судебных дел свидетельствует о том, что чиновники беспристрастно контролируют правильность и своевременность данных отчислений (неналоговых платежей).

<2> Перечень утвержден руководителем Россвязи 13.01.2015.

На заметку. Закон о связи не предусматривает возможность начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторов сети связи общего пользования (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 N 10АП-12976/2014).

Какие только аргументы не приводят операторы в свою защиту, но все тщетно. Так, в Постановлении АС ВВО от 09.12.2014 N Ф01-4772/2014 описана ситуация, когда оператор посчитал, что Россвязь является ненадлежащим истцом по делу, поскольку не наделена полномочиями по взысканию обязательных платежей и представлению интересов Российской Федерации при разрешении споров о принудительном взыскании обязательных платежей в доход государства. Но эта позиция противоречит закону.

Уполномочена ли Россвязь на контроль и сбор отчислений?

В случае если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском об их взыскании (п. 6 ст. 60 Закона о связи).

Россвязь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи. На это ведомство возложены функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций (п. п. 1, 5.14 Положения о Федеральном агентстве связи <3>).

<3> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 320.

Россвязь является главным администратором доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания, что следует из ежегодных законов о федеральном бюджете, последний из которых - Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ.

В силу норм ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета взыскивает задолженность по платежам в бюджет, пени и штрафы. Таким образом, Россвязь имеет право обратиться в судебные органы с иском о взыскании с операторов сети связи общего пользования обязательных отчислений в резерв, ведь мониторинг правильности и своевременности осуществления операторами связи обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв тоже производится данным ведомством (п. 9 Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания <4>).

<4> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 N 243.

Получается, что у Россвязи достаточно полномочий не только чтобы следить за своевременностью отчислений, но и чтобы взыскивать с неплательщиков их задолженности, что подтверждается выводами Постановления АС ПО от 20.01.2015 N Ф06-18186/2013. Единственное, на чем может "сыграть" оператор-неплательщик - пропуск исковой давности в части взыскания платежей за прошлые периоды (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 09АП-24496/2014-ГК). Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу о соответствующем нарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 N 09АП-7698/2015).

Уместно напомнить, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, исчисляется с момента его наступления. А если нарушение не длящееся, то срок давности составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 N 09АП-50442/2014).

Спасет ли от наказания малозначительность нарушения?

Рассмотрим ситуацию: оператор связи по тем или иным причинам несвоевременно представил сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей). Сами отчисления в резерв универсального обслуживания были уплачены вовремя. Формально это нарушение норм Приказа Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41, которое может быть истолковано ревизорами как нарушение лицензионных условий (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ): получивший лицензию оператор обязан оказывать услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, договором об оказании услуг (п. 1 ст. 46 Закона о связи). Однако более действенным аргументом являются условия предоставленной лицензии, согласно которым лицензиат обязан представлять сведения о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

К сведению. Ведение предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение штрафа на должностных лиц - от 3 до 4 тыс. руб., на юридические лица - от 30 до 40 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные на ведение дела о таких нарушениях, могут освободить лицо, совершившее нарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 сказано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам нужно исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность нарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Степень общественной опасности считается оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.

В рассматриваемой ситуации объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с контролем за соблюдением условий лицензии операторами связи. Ненаправление оператором связи в установленные сроки обязательных сведений не позволяет Россвязи осуществлять полномочия по контролю, поскольку в результате этих неправомерных действий отсутствует объект контроля - сведения о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания. Значит, непредставление оператором сведений в Россвязь не может считаться малозначительным правонарушением - отвечать за него придется по всей строгости закона (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 N 09АП-53322/2014).

Плата за использование радиочастотного спектра

Одним из принципов использования радиочастотного спектра является его платность. Для пользователей радиочастотного спектра установлены разовая и (или) ежегодная плата за его применение (п. 4 ст. 23 Закона о связи). Порядок определения размеров разовой и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством РФ исходя из того, что размеры указанной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.

Разовая плата взимается однократно за предоставление права использования радиочастотного спектра и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения. Ежегодная плата подлежит перечислению в утвержденном порядке в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями не позднее 5-го числа 2-го месяца оплачиваемого квартала. Как правило, задолженность образуется не по разовой, а по ежегодной плате. В случае невнесения ежегодной платы разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке (абз. 7 п. 11 ст. 24 Закона о связи). Роскомнадзор, являясь контролирующим органом, имеет право принять подобное решение (Постановление АС МО от 04.03.2015 N Ф05-1249/2015).

Влияет ли период использования спектра на размер платы?

Ответ на этот вопрос следует начать с того, что исчисление первого периода использования радиочастотного спектра, за который взимается ежегодная плата, начинается с даты принятия решения о присвоении радиочастоты. Размер ежегодной платы, вносимой за квартал, в течение которого было принято решение о присвоении радиочастоты, определяется пропорционально количеству календарных дней, оставшихся до истечения квартала, а внесение такой платы осуществляется в течение 30 дней с даты принятия указанного решения (п. 6 Правил установления размеров платы за использование радиочастотного спектра <5>).

<5> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 171.

Практика показывает, что иногда ревизоры перегибают палку и требуют внесения платы за весь квартал независимо от даты прекращения действия разрешения (Постановление АС МО от 25.02.2015 N Ф05-778/2015).

Между тем ни Закон о связи, ни вышеназванные Правила не предусматривают обязанность по внесению платы за весь календарный квартал, в котором прекращено действие решения. Более того, размер ежегодной платы по каждому разрешению рассчитывается по формуле, учитывающей количество дней действия разрешения в течение оплачиваемого квартала, что следует из Методики расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра <6>.

<6> Утверждена Приказом Минкомсвязи России от 30.06.2011 N 164.

Защищает операторов в рассматриваемом вопросе и гражданское законодательство. В частности, ст. 328 ГК РФ, регулирующая встречное исполнение обязательств, предполагает, что ни одна из сторон обязательства, условиями которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать исполнение обязательства, не выполнив его. То есть оператор не должен вносить плату за период, в котором он не использовал радиочастотный спектр. Такую же позицию занял суд (Постановление ФАС УО от 11.02.2014 N Ф09-14487/13).

Нужно ли платить, если РЭС не зарегистрировано?

В общем случае использование радиочастотного спектра предполагает задействование радиоэлектронных средств (РЭС), которые подлежат регистрации. Использование РЭС без регистрации не допускается. Началом использования РЭС является дата оформления пользователем радиочастотного спектра свидетельства о регистрации РЭС в территориальном органе Роскомнадзора. Разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке (срок действия такого разрешения не продлевается) в случае невыполнения пользователем радиочастотного спектра условий, установленных в решении о выделении полосы радиочастот либо о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.

Проще говоря, Роскомнадзор вправе аннулировать разрешение на использование радиочастотного спектра у не зарегистрировавшего РЭС оператора, что, в свою очередь, освобождает оператора от соответствующих платежей. В Постановлении АС МО от 18.12.2014 N Ф05-13983/2014 описана ситуация, когда контролирующие органы пытались доказать обратное, считая отсутствие регистрации РЭС формальностью, не освобождающей оператора от обязательной платы, которая подлежит внесению за радиочастотный спектр, а не за использование РЭС. Но суд посчитал иначе, указав на то, что поскольку возмездное использование радиочастотного спектра без непосредственного использования РЭС невозможно, отсутствие их регистрации предполагает невостребованность выданного разрешения на радиочастотный спектр. Значит, платить за него не надо, так как факты использования/неиспользования РЭС, оказания/неоказания с их помощью услуг связи в данном деле значимы.

Когда еще не нужно платить за использование спектра?

Ответ на этот вопрос есть в Постановлении АС ПО от 24.12.2014 N Ф06-18654/2013. У оператора было не одно, а сразу несколько оснований для невнесения ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. Оператор не являлся пользователем, несмотря на выданное разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Документ не был своевременно получен оператором, то есть РЭС в эксплуатацию не вводились и не регистрировались. Иных доказательств того, что оператор использовал соответствующий спектр радиочастот, при рассмотрении настоящего дела суду представлено не было.

Еще отметим, что Постановлением Правительства РФ от 13.10.2011 N 837 отменен разрешительный порядок использования устройств малого радиуса действия в сетях беспроводной передачи данных внутри закрытых помещений в определенной полосе радиочастот. А поскольку РЭС, указанное в разрешении, подпадает под упомянутые технические параметры, требование Роскомнадзора о внесении платы за пользование радиочастотным спектром в условиях, когда такое пользование может осуществляться свободно и не требует получения разрешения, неправомерно. Аналогичные решения в пользу оператора связи вынесены в Постановлениях ФАС МО от 30.01.2014 N Ф05-17904/2013, ФАС ПО от 26.12.2014 N Ф06-18883/2013.

Несколько слов о бухгалтерском учете и налогообложении

О методологии учета обязательных платежей мы уже рассказывали <7>. Предлагаем рассмотреть методологию учета с позиции неплательщика обязательных платежей. В связи с тем что оператор не представил сведения об отчислениях или не произвел соответствующий расчет, допустимо предположить, что в его учете вообще не отражаются обязательства по платежам в резерв универсального обслуживания. Тогда их нужно отразить, в чем поможет ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы". Бухгалтеру надо показать обязательства только по тем событиям, по которым вероятен исход не в пользу оператора (например, по неплатежам в резерв универсального обслуживания). В части платы за использование радиочастотного спектра ее невнесение может быть обоснованным, из-за чего бухгалтеру не следует спешить с отражением оценочного обязательства, которое возникает при вероятности более 50%. Рассмотренные решения говорят о том, что данное событие может и не наступить. Для целей налогообложения прибыли никакие оценочные обязательства не принимаются, расходы признаются только тогда, когда должник их признал или когда есть решение суда (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

<7> См. статью Ю.А. Васильева "Неафишируемые подсказки международных методологов", N 6, 2014.

* * *

Оператору нужно производить отчисления в резерв универсального обслуживания в соответствии с условиями лицензии на оказание услуг связи. У уполномоченного органа есть достаточно прав, чтобы не только взыскать задолженность через суд, но и оштрафовать неплательщика неналоговых платежей. Что касается платы за использование радиочастотного спектра, она не всегда является безусловным обязательством операторов связи, о чем свидетельствуют рассмотренные судебные решения по данному вопросу.

И.И.Дубовик

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"