Мудрый Экономист

Придирки инспекторов к расходам на услуги дизайнера в большинстве случаев напрасны

"Российский налоговый курьер", 2015, N 10

Когда затраты на дизайн интерьера можно списать единовременно.

Суды единогласны: дизайн логотипа компании - это реклама.

Как учесть расходы, если дизайнер оказал услуги устно.

Практика показывает, что популярность услуг дизайнера в настоящее время прямо пропорциональна налоговым рискам, возникающим при их использовании. Налоговики неохотно соглашаются то с экономической обоснованностью таких затрат, то с порядком их отражения в налоговом учете, то с правильностью документального оформления.

Все дело в том, что дизайн - дело творческое. И, по сути, красиво оформить кабинет или сделать перестановку в офисе может любой нестандартно мыслящий человек. Или сотрудник, который увлекается оформлением интерьера и декором.

Но как оказалось, при возникновении споров суды поддерживают налогоплательщиков. Нам не удалось найти за последние три года ни одного решения в пользу контролеров.

Судам приходится напоминать налоговикам, что определить срок полезного использования дизайна невозможно

Практика показывает, что контролеры не упустят возможности замедлить срок списания расходов в налоговом учете. Речь идет об отражении затрат через механизм налоговой амортизации или же путем их единовременного признания. Оказалось, такой спор может затронуть и расходы на оплату услуг дизайна.

Так, в одном из дел инспекторы заявили, что проверяемая компания неправомерно учла в налоговых расходах сумму в размере 25 000 руб., которая была потрачена на оплату услуг по графическому дизайну пластиковых кредитных карт. По мнению проверяющих, такие услуги формируют стоимость нематериального актива, которая погашается путем начисления амортизации (п. 5 ст. 258 НК РФ).

Однако ФАС Уральского округа с таким выводом проверяющих не согласился и указал следующее. Разработка графического дизайна пластиковых карт и внедрение специальных расчетов с клиентами с использованием пластиковых карт - операции сами по себе не тождественные. Определить срок полезного использования дизайна в принципе невозможно. В связи с чем оснований для списания спорных затрат через механизм амортизации нет (Постановление от 15.12.2009 N Ф09-9912/09-С3).

Затраты на дизайн логотипа компании учитываются в составе расходов на рекламу

Тот факт, что создание логотипа непосредственно связано с рекламой, сомнений не вызывает. Минфин России в Письме от 12.09.2014 N 03-03-06/1/45762 рассуждает следующим образом. Логотип - это оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования организации или ее товаров. Он разрабатывается с целью привлечения внимания к компании. Фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания являются результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации (п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

При этом реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон N 38-ФЗ).

Таким образом, финансовое ведомство приходит к выводу, что логотип организации показывает ее индивидуальность, а также является объектом ее рекламирования. Поэтому затраты на его создание организация вправе учесть в составе расходов на рекламу (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

С логикой Минфина России поспорить сложно, но инспекторы на местах придумывают другие поводы для отказа в учете затрат на услуги дизайнера.

Налоговики снимают расходы на дизайн логотипа, если он не зарегистрирован в Роспатенте

Суды вряд ли примут такой аргумент. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 пришел к выводу, что спорные затраты экономически обоснованны, так как компания не обязана регистрировать логотип:

"Разработанный в соответствии с договором логотип, в отличие от товарного знака, имеет совершенно иную правовую природу. Логотип - это не зарегистрированное в патентном ведомстве Российской Федерации оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарами услугам. При этом для обладания правами на логотип достаточно заключения договора на его создание, следовательно, организация вправе использовать его без соответствующей регистрации".

В результате суд пришел к выводу, что логотип нельзя признать нематериальным активом, а расходы на его создание можно учесть в составе расходов на рекламу (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Контролеры пытаются доказать, что логотип - не реклама, а обычная информация о компании

Практика показывает, что и такие попытки контролеров напрасны. Например, в одном из дел инспекторы заявили, что объемный логотип с неоновой подсветкой не отвечает признакам рекламной продукции. Якобы такой логотип не способен вызывать интерес к налогоплательщику и его продукции, а выполняет лишь информативную функцию о компании, не требуя при этом согласования уполномоченных органов для размещения.

Но ФАС Московского округа не принял такой довод. Рекламу можно распространять, в частности, в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (п. 1 ст. 14 Закона N 38-ФЗ). Объемный логотип - техническое средство, которое информирует неопределенный круг лиц с целью поддержания интереса к компании.

Следовательно, он отвечает всем признакам рекламы. В результате суд пришел к выводу, что затраты на дизайн логотипа компания правомерно отразила в составе расходов на рекламу (Постановление от 15.02.2010 N КА-А40/190-10).

В другом деле суд этого же округа указал следующее (Постановление от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09):

"Узнаваемость компании напрямую связана с объемом оказываемых ею услуг. Кроме того, деятельность коммерческой организации направлена на получение дохода, значит, затраты, связанные с этой деятельностью, экономически оправданны. Разработанный логотип (бренд) Общество использует в своей деятельности: на бланках, конвертах, в рекламных роликах. Также используется сувенирная продукция с логотипом компании - раздается как потенциальным клиентам, так и безадресно на специализированных выставках".

Таким образом, суды единогласно приходят к выводу о том, что затраты на дизайн логотипа компании компания вправе учесть в составе расходов на рекламу. Главное, что они были экономически обоснованны и непосредственно связаны с деятельностью организации.

Стоимость дизайн-проекта интерьера выставочного места компании не является нематериальным активом и списывается в расходы единовременно

Если компания принимает участие в выставках с целью рекламы своей продукции, то зачастую заказывает дизайн-проект для оформления своего выставочного места. Налоговики против учета таких расходов при налогообложении прибыли, поскольку результат таких услуг сложно проверить.

Дело в том, что сотрудник компании может и сам оформить стенд, не прибегая к услугам дизайнера. Чтобы не рисковать в налоговом плане, важно обосновать необходимость в услугах сторонних фирм, а также грамотно составить документы по сделке между компанией и дизайн-студией (подробнее читайте ниже).

Примечание. Договор по созданию дизайн-проекта является смешанным

Разработанный дизайн-проект в качестве произведения искусства является в первую очередь результатом интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью). Кроме того, дизайн-проект можно отнести к объекту авторских прав (пп. 1 п. 1 ст. 1225 и п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Автор или иной правообладатель вправе передать принадлежащее ему исключительное право на данное произведение в полном объеме по договору об отчуждении исключительного права на произведение (ст. ст. 1229 и 1285 ГК РФ).

Дизайн-студия (исполнитель) по заданию компании (заказчика) выполняет работы по созданию дизайн-проекта интерьера выставочного зала и передает исключительные права на созданное произведение заказчику.

Такой договор является смешанным и должен содержать существенные условия, установленные для договора подряда (ст. 729 ГК РФ) и для договора об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 ГК РФ).

Важно помнить, что компания приобретает исключительные права на дизайн-проект интерьера для разового участия в выставке. Соответственно, такие затраты не образуют нематериальный актив в целях налогообложения прибыли. Ведь срок полезного использования приобретенного дизайн-проекта в любом случае меньше 12 месяцев (п. 1 ст. 256 и п. 3 ст. 257 НК РФ). Поэтому стоимость услуг дизайнера организация вправе учесть в составе расходов на рекламу (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Устная консультация дизайнера увеличит налоговые расходы при условии, что он предоставит компании хоть какие-то эскизы или зарисовки

На практике распространена ситуация, когда в процессе оказания услуг дизайнерский проект не составляется. Например, дизайнер устно консультирует о том, как лучше расставить мебель или куда повесить вывеску. В этом случае доказать правомерность учета расходов будет крайне сложно. Чтобы избежать потерь по налогу на прибыль, компании нужно заранее позаботиться о получении от дизайнера других бумаг. В частности, это могут быть эскизы, черновики визуализаций, коллажей, зарисовки, скетчи и т.п.

Кроме того, важно понимать, что в данном случае основание для учета расходов изменится. Это уже будут не расходы на рекламу, а затраты на консультационные услуги дизайнера (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). Экономическое обоснование в данной ситуации может быть таким. Например, консультация дизайнера необходима для оформления здания, которое планируют использовать по новому назначению. Это позволит извлечь доходы от оказания других услуг.

При этом бухгалтеру все-таки безопаснее заручиться актом на оказание консультационных услуг. Этот документ, по мнению судов, подтверждает "устные" расходы (Письмо Минфина России от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33 и Постановление ФАС Центрального округа от 06.09.2010 N А62-249/2010).

Р.Лахман

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

Д.Околелов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3-го класса