Мудрый Экономист

Организация контроля на предварительной стадии строительной деятельности, финансируемой из различных источников

"Международный бухгалтерский учет", 2015, N 9

Предмет/тема. Необходимость привлечения больших объемов финансирования в строительство из различных источников делает строительные организации зависимыми от инвесторов. Некоторые негативные факты, свойственные строительной отрасли, такие как хищения, злоупотребления должностных лиц, нерациональное использование ресурсов, мошенничество и т.п., подрывают доверие инвесторов и свидетельствуют о необходимости осуществления регулярного системного контроля за расходами и использованием ресурсов. На основании того, что источники финансирования строительства могут быть различными и каждая категория инвесторов имеет свои требования и критерии, необходимо разработать модель контроля с учетом этих предпосылок.

Цели/задачи. Цель - разработать модель контроля на предварительной стадии инвестиционно-строительной деятельности, учитывающую специфические требования и критерии различных категорий источников финансирования строительства.

Методология. В статье представлена характеристика различных источников финансирования инвестиционно-строительной деятельности с учетом выполняемых функций. Для каждого из источников определены объекты контроля на предварительной стадии и направления его осуществления, что позволяет получить объективную информацию об объекте инвестиций и генеральном подрядчике и тем самым снизить риски инвестиционной деятельности.

Результаты. Сформирована модель организации внутреннего контроля на предварительной стадии строительной деятельности, предполагающая использование различных источников финансирования, учитывающая функции, выполняемые инвесторами, и цели участников инвестиционно-строительной деятельности, в которых аккумулировано несколько блоков: объекты контроля, финансовый, управленческий, налоговый контроль, для которых определены направления его осуществления.

Выводы/значимость. При выборе источника инвестиций строительные организации должны проанализировать возможные проблемы финансирования, возникающие вследствие различных интересов участников строительной деятельности, провести подготовительную работу, чтобы удовлетворить требования инвестора, кредитора, заказчика и пользователя. Практическое использование представленной модели позволяет получить строительной организации необходимый объем информации для выбора источника финансирования, а инвестору - принять обоснованное управленческое решение относительно объекта инвестиций и дать объективную оценку генеральному подрядчику.

Осуществление строительной деятельности требует привлечения большого количества участников, выполняющих различные функции (см. рисунок). Для осуществления своих функций участники могут использовать как собственные, так и привлеченные ресурсы. Важная специфическая особенность строительной отрасли состоит в необходимости привлечения больших объемов финансирования. В качестве финансовых ресурсов могут быть использованы средства различных организаций и физических лиц. От того, какие цели преследует организация и какие функции она выполняет, зависит правильное понимание видов осуществляемой деятельности (финансовой, инвестиционной, текущей) и осуществляемых вложений (капитальных вложений, капитального строительства). Обеспечение финансовыми ресурсами должно быть основано на принципах плановости, целевой направленности средств, безвозвратности, экономичности.

Основные участники строительства

-- - - - - - - - - - - - - ¬    -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
------------------------¬ ---------------------------------------¬
¦¦Участники строительства¦ ¦ ¦ ¦ Выполняемые функции ¦¦
L------------------------ L---------------------------------------
¦ -------------------¬ ¦ ¦ ---------------------------------------¬¦
¦ Инвестор +--------->¦ Вкладывает денежные средства ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в реализацию проекта ¦¦
L--------TT--------- L---------------------------------------
¦ -L/ ¦ ¦ ¦
/
¦ -------------------¬ ¦ ¦ ---------------------------------------¬¦
¦ Застройщик +--------->¦Имеет право собственности на земельный¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участок ¦¦
L--------TT--------- L---------------------------------------
¦ -L/ ¦ ¦ ¦
/
¦ -------------------¬ ¦ ¦ ---------------------------------------¬¦
¦ Заказчик +--------->¦ Организует строительство и управляет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительством по поручению ¦¦
L--------TT--------- ¦ застройщика ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ L---------------------------------------¦
-L/
¦ / ¦ ¦ ¦
-------------------¬ ---------------------------------------¬
¦ ¦ Генподрядчик +---+----+>¦ Осуществляет строительство ¦¦
L--------TT--------- L---------------------------------------
¦ -L/ ¦ ¦ ¦
/
¦ -------------------¬ ¦ ¦ ---------------------------------------¬¦
¦ Подрядчики +--------->¦ Выполняет отдельный вид работ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ или комплекс работ ¦¦
L------------------- L---------------------------------------
L- - - - - - - - - - - - - - L- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
-------------------¬ ---------------------------------------¬
¦ Пользователь ¦--------->¦Использует объект для собственных нужд¦
L------------------- L---------------------------------------

Финансовая деятельность связана с изменением величины и состава собственного капитала организации.

Инвестиционная деятельность связана с осуществлением собственного строительства. Текущая деятельность направлена на получение прибыли в соответствии с предметом и целями организации. Таким образом, строительная организация, осуществляющая строительство объектов (основных средств) для собственных нужд, квалифицирует эту деятельность как инвестиционную. Если организация оказывает строительные услуги или производит и продает строительные материалы (квартиры), то это относится к текущей деятельности.

К проблемам строительной деятельности следует отнести случаи хищений, злоупотребление должностными лицами своим положением, нерациональное использование ресурсов, факты мошенничества (продажу квартир в строящихся домах нескольким покупателям), что порождает некоторое недоверие к участникам строительства. Большое количество участников деятельности требует слаженной и четко организованной работы всего механизма строительства. Небольшой сбой в работе может привести к "снежному кому" проблем. Все это свидетельствует о необходимости осуществления регулярного системного контроля за расходами и использованием ресурсов.

В условиях российской экономики роль контроля значительно возрастает, поскольку его результаты направлены на оптимизацию затрат хозяйствующего субъекта, способствуют определению современных методов формирования себестоимости, которые влияют на ценовую политику в части повышения финансового результата от продажи продукции и эффективности деятельности предприятий в целом. В связи с тем что источники финансирования строительства могут быть различными и каждая категория инвесторов имеет свои требования и критерии, необходимо разработать модель контроля с учетом требований каждой категории.

Проблемами формирования теоретических и практических положений внутреннего контроля занимались многие авторы: О.А. Алексеева [1]. О.В. Баженов [2], В.Б. Бельских [3], О.Г. Вандина [4], И.А. Варпаева [5], Е.И. Дорогавцева [6], Л.А. Зимакова, И.А. Серебренникова [7], Р.А. Митрофанов [12], Л.А. Музафарова [13] и др.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в обязанность экономического субъекта входят организация и осуществление внутреннего контроля за совершаемыми фактами в хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19), а среди задач выделяются задачи по предотвращению отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявлению внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости [15]. Предварительный контроль предполагает проведение экспертизы будущих результатов, поэтому он имеет очень важное значение [10].

Модель организации контроля на предварительной стадии строительной деятельности, финансируемой из различных источников, представлена в таблице.

Модель организации контроля на предварительной стадии строительной деятельности, финансируемой из различных источников

Характеристики источников финансирования

Собственные средства

Кредитные ресурсы

Бюджетные средства

Средства юридических лиц

Средства физических лиц

Совместная деятельность

Договоры займа

Долевое строительство

Функции участника

Инвестор, заказчик, пользователь

Кредитор

Заказчик, пользователь

Инвестор

Кредитор

Пользователь

Цель

Прибыль. Качественный объект

Проценты по кредиту.

Своевременный возврат средств

Эффективность использования средств

Прибыль

Проценты по займу, возврат средств

Экономическая эффективность

Пользователи

Внутренние

Внешние

Объекты контроля

Сметы, оценка инвестиционного проекта, график строительства, бюджетирование

Участие в СРО, график погашения, рентабельность, кредитоспособность, платежеспособность

Участие в СРО, проект, цена проекта

Участие в СРО, привлекательная рыночная цена проекта, благоприятная деловая репутация, наличие опыта реализации подобных объектов

Финансовый контроль

Комплексный мониторинг финансового состояния, экономическая реализуемость. Финансовая реализуемость. Прямая экономическая оценка

Деловая репутация.

Денежный поток.

Дополнительное обеспечение.

Доля собственного капитала

Переложен на СРО.

Обеспечение контракта

Деловая репутация.

Общая оценка финансового и имущественного состояния.

Оценка эффективности работы организации

Управленческий контроль

Проверка норм расхода ресурсов.

Обеспеченность основными ресурсами.

Анализ использования ресурсного потенциала.

Специальный контроль

Опыт реализации проектов.

Наличие штата квалифицированных кадров

Переложен на СРО

Опыт в реализации проектов.

Функциональная сбалансированность

Стратегический контроль

Собственность, стоимость компании

Оценка окупаемости проекта

-

Стоимость компании

Собственность

Налоговый контроль

Система налогообложения, региональные особенности

Отсутствие задолженности

Система налогообложения

Своевременность уплаты налогов

Вид деятельности

Инвестиционная, текущая

Текущая

Бюджетная

Инвестиционная

Финансовая

Инвестиционная

Форма аудита

Внутренний: функциональный, технологический

Внешний: финансовый, технологический

Экспертиза

Внешний финансовый и технологический

Собственные средства. Традиционным и самым доступным источником финансирования строительства являются собственные средства строительной организации, которые могут быть направлены на финансирование строительства или могут быть представлены чистой прибылью компании.

Если организация выступает в качестве инвестора, используя собственные средства, то ее целью может быть получение прибыли:

Затраты, производимые заказчиком-застройщиком, независимо от источника финансирования должны отражаться на сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы". Организация в данном случае выступает и в роли инвестора, и в роли пользователя (она получит финансовый результат через определенный промежуток времени за счет эксплуатации основного средства). Аналогичного мнения придерживается Министерство финансов РФ [17]. В связи с этим в отчете о движении денежных средств данные суммы должны отражаться в разделе "Движение денежных средств по инвестиционной деятельности".

Если же организация в качестве основного вида деятельности осуществляет строительную деятельность, то она трактуется как текущая, а организация-инвестор получит прибыль в момент продажи созданных активов (квартир, офисных помещений) или оказания услуг. Затраты на возведение объектов строительства, предназначенных для продажи, или на оказание строительно-монтажных работ отражаются на сч. 20 "Основное производство".

Цель организации инвестора и пользователя заключается в определении коммерческой эффективности от продажи или от использования активов. В связи с этим и подходы к оценке на предварительной стадии будут разные.

Финансовый контроль осуществляется внутренними пользователями по следующим направлениям:

При финансировании строительства из собственных средств строительная организация, как правило, сталкивается с их жесткой ограниченностью. Ввиду этого еще на этапе планирования строительства в качестве средств предварительного контроля могут быть использованы следующие меры:

Все эти меры позволяют строительной организации объективно оценить инвестиционную привлекательность и успешность проекта, а также скоординировать свои финансовые потоки в целях своевременного обеспечения проекта необходимым количеством финансовых, трудовых, материальных и иных ресурсов.

Таким образом, застройщик на основе исследования внешних факторов осуществляет оценку своего внутреннего потенциала. Вместе с тем объектами контроля выступают сметы, оценка инвестиционного проекта, график строительства, бюджетирование.

Сохранение или увеличение уровня рентабельности строительства объекта, заложенного на стадии планирования, свидетельствует о стабильном финансовом состоянии организации в целом [21].

Строительные организации при осуществлении строительства за счет собственных средств в качестве индикатора контроля, как правило, используют уровень финансового результата от реализации проекта. В данном случае главным индикатором эффективности использования собственных средств является соответствие фактической рентабельности реализации проекта его прогнозируемой величине. Если уровень фактической рентабельности проекта равен или превосходит уровень прогнозируемой рентабельности проекта, то можно говорить о высоком качестве проведенных контрольных мероприятий. Если же ситуация обратная, то либо качество и/или количество проведенных контрольных мероприятий не позволило выявить отклонения фактического уровня затрат от планируемого, либо отклонения были выявлены, но принятые управленческие решения не позволили их устранить.

Управленческий контроль включает:

При осуществлении предварительного контроля за затратами можно прибегнуть к внешним источникам. Внешними источниками информации в данном случае могут быть статистические данные о средней рентабельности по строительной отрасли в конкретном регионе. Однако при этом необходимо заметить, что фактическая рентабельность строительства может значительно отличаться от среднестатистической, ввиду того что в целях оптимизации налогообложения некоторые строительные организации ее преднамеренно занижают.

Помимо этого к внешним источникам информации можно отнести результаты аудиторской проверки. Ведь именно такая проверка позволяет оценить уровень и состав затрат.

В кибернетическом смысле под регулированием понимают процесс, обеспечивающий требуемые значения переменных, существенных для функционирования управляемого объекта, т.е. управляющее воздействие в системе измеряется таким образом, чтобы регулируемая величина соответствовала заданию. Контроль и регулирование основываются на информации обратной связи, полученной в ходе повседневного оперативного учета и вытекающего из него управленческого бухгалтерского учета [9].

Стратегический контроль имеет особое значение для развития организации и направлен на формирование баланса между перспективными целями и текущими задачами. Он сопряжен со значительной неопределенностью из-за влияния неконтролируемой внешней среды.

В стратегическом управлении в большей степени необходим стратегический контроль, ориентированный на прогнозную оценку достижения целей организации посредством реализации выбранной стратегии. Такой контроль должен заключаться в систематической деятельности руководства по проверке реализации заданных стратегических целей и становиться повседневной задачей для сотрудников организации [19].

Результатом деятельности любого хозяйствующего субъекта является приращение стоимости, поэтому внутренний стратегический контроль прежде всего должен быть направлен:

Особое внимание следует уделять также налоговому контролю, который включает в себя:

Достаточно часто при реализации строительного проекта возникает ситуация, когда строительная площадка, на которой непосредственно происходит строительство, находится за пределами административно-территориальной единицы регистрации самой организации в качестве налогоплательщика. В этом случае (согласно нормам действующего налогового законодательства (п. 2 ст. 11 НК РФ)) строительная организация должна открыть обособленное подразделение, которое необходимо зарегистрировать в месячный срок со дня создания на строительной площадке стационарных рабочих мест [14]. В связи с этим строительство каждого такого территориально обособленного объекта будет осуществляться соответствующим обособленным подразделением строительной организации. Данный факт не может не отразиться на особенностях организации налогового учета затрат. В этом случае налоговый учет затрат должен быть организован в разрезе обособленных подразделений, а также в разрезе строительных объектов и калькуляционных статей. Организация налогового учета затрат в разрезе обособленных подразделений позволяет осуществлять контроль за затратами каждого обособленного подразделения, а это, в свою очередь, позволяет учитывать влияние территориального фактора на уровень затрат.

Правильно организованная система бухгалтерского учета затрат на строительство объекта дает основную информацию, которая позволяет управленческому персоналу отслеживать уровень фактических затрат на строительство конкретного объекта в разрезе статей затрат и способов строительства.

В проведении контрольных мероприятий может быть задействована служба внутреннего аудита, которая должна проводить функциональный и технологический аудит.

Кредитные ресурсы. Необходимо отметить, что в связи с недостатком собственных средств строительные организации вынуждены привлекать инвестиции со стороны. Одним из наиболее распространенных и доступных источников внешнего финансирования является получение банковских кредитов. Банковские кредиты могут быть предоставлены строительным организациям на самых разных условиях, но при этом требования различных банков к строительным фирмам имеют общий характер. Кредитная организация в данном случае выступает в качестве кредитора, а не инвестора, и ориентируется на четко определенный доход - получение процентов по кредиту в качестве фиксированной прибыли и своевременный возврат средств (поэтому подходы к предварительному контролю будут несколько иные). Кредитор ориентируется на анализ первых лет реализации проекта.

Так, Е.А. Толмачев и Б.Е. Монахов отмечают, что кредитные учреждения оценивают потенциальных заемщиков исходя из четырех "Д": деловой репутации, денежного потока, дополнительного обеспечения, доли собственного капитала [18].

Банки, как правило, определяют возможность кредитования той или иной строительной фирмы с помощью следующих финансовых показателей:

При положительной оценке ранее указанных показателей банки готовы предоставить кредит строительной организации, однако даже в этом случае максимальная сумма кредита не будет превышать 70% от стоимости реализации всего проекта.

Управленческий контроль включает:

Стратегический контроль заключается в оценке проекта только в пределах срока возврата средств путем независимой оценки окупаемости проекта.

Налоговый контроль заключается в том, что банк на предварительной стадии делает запрос в налоговые органы.

Объекты контроля: участие в саморегулируемой организации, график погашения, оценка общей рентабельности и кредитоспособности хозяйствующего субъекта, отсутствие просроченной задолженности.

Для подтверждения эффективности проекта может проводиться внешний финансовый аудит организации в целом, а также технологический аудит проекта. Результаты внешнего технологического аудита позволяют строительной организации взглянуть на реализуемый проект со стороны, определить его слабые стороны и возможности их устранения.

Бюджетные средства. Бюджетное финансирование строительства предполагает выделение средств на осуществление строительства из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и бюджета органов местного самоуправления в зависимости от конкретного проекта строительства. Так как бюджетная система является строго-структурированной, то при финансировании строительства за счет бюджетных средств сумма денежных средств, выделенных на конкретный объект строительства, является фиксированной и не может быть увеличена в процессе выполнения работ.

Бюджетное финансирование может осуществляться на безвозвратной или возвратной основе.

Безвозвратная основа предполагает осуществление строительства для нужд организаций, финансируемых за счет соответствующих бюджетов. Таким образом, организация выступает не в роли инвестора, а в роли заказчика.

В современных условиях важным оценочным критерием использования бюджетных средств является эффективность использования ресурсов.

Так, Т.В. Шубина отмечает, что "на высоком уровне абстрагирования экономический результат использования бюджетных средств выражается в величине предотвращаемого ими расчетного экономического ущерба от невыполнения задач по направлениям использования", а на микроуровне отдельно оценивается каждое конкретное мероприятие на предмет его экономической эффективности в соответствии с плановыми показателями [20].

Необходимо отметить, что строительные организации получают данное финансирование посредством участия в конкурсах. Проблема состоит в том, что на этапе конкурсного отбора заказчик не вступает во взаимоотношения с участником отбора и имеет доступ только к учредительным документам, т.е. может осуществить только юридическую проверку. Так, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предполагает предварительный отбор участников конкурсов. Проблема состоит в неосведомленности заказчика о финансовом положении и имущественном состоянии участников конкурса. С точки зрения оценки возможности исполнения обязательств эта информация является важной. Тем более что она представлена в финансовой отчетности, которую составляют все юридические лица, независимо от системы налогообложения.

Однако следует учесть, что организации, получившие средства целевого финансирования, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет об их целевом использовании [12].

Объектами контроля являются участие в саморегулируемой организации, грамотно разработанный план реализации проекта и грамотное обоснование цены проекта. Таким образом, все основные контрольные функции переложены на саморегулируемые организации строительной отрасли и на внутренний контроль.

Основные требования к участникам саморегулируемой организации строительной отрасли:

В качестве контрольного мероприятия может быть запрошена независимая экспертиза проекта.

Средства, привлекаемые для строительства. Указанные средства могут быть получены на основании:

Совместная деятельность предполагает соединение вкладов двух и более лиц (индивидуальных предпринимателей или коммерческих организаций) для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели, единой для всех участников заключенного договора (ст. 1041 гл. 55 ГК РФ). Причем данная деятельность осуществляется в целях получения прибыли и характеризуется как инвестиционная, поэтому в проекте важна коммерческая привлекательность. Указанный вид деятельности может быть рассмотрен как один из вариантов горизонтальной диверсификации деятельности, а также как один из источников получения синергетического эффекта.

Особенностью данных отношений является регулирование отдельным стандартом учета (Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 11 "Совместная деятельность"). Исходя из этого (при заключении соглашения) необходимо четко определить степень контроля каждого из участников за совместной деятельностью и возможности принятия решений при наличии согласия участников. Под действие данного стандарта подпадают совместная операция, совместный хозяйствующий субъект. При этом контролируемыми объектами могут быть права, ответственность, распределение выручки и расходов, гарантии [11].

Цель контроля заключается в определении коммерческой эффективности, выражаемой в получении прибыли, следовательно, оценка проекта должна вестись с точки зрения оценки обычного инвестиционного проекта.

Как правило, участие в реализации строительного проекта других юридических лиц основывается на факте предоставления последними займов. В данном случае строительная компания, желающая привлечь инвестиции такого рода, должна обладать безукоризненной репутацией на строительном рынке, а также хорошими финансовыми показателями своей деятельности. При этом следует учесть, что заимодавец не является инвестором, а является кредитором (в отличие от банков у него гораздо меньше рычагов воздействия на заемщика и иные к нему требования). Все это связано с тем, что кредиты и займы имеют целый ряд отличительных особенностей, хотя с точки зрения бухгалтерского учета они регулируются одним Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008).

Средства на строительство как жилых, так и нежилых объектов могут привлекаться заказчиком-застройщиком в порядке долевого участия от организаций и лиц, которые будут являться инвесторами (соинвесторами). В этом случае деятельность заказчика-застройщика регламентируется нормами, установленными Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". В соответствии с требованиями данного Закона застройщик, прежде чем получить право на привлечение денежных средств дольщиков, должен выполнить определенные условия, а именно:

Необходимо отметить, что в качестве инвесторов строительства часто выступают закрытые паевые инвестиционные фонды.

Юридические лица, вступая во взаимоотношения со строительными организациями, могут самостоятельно осуществлять различного рода оценки даже только на основе финансовой отчетности, т.е. проводить общий анализ финансового и имущественного состояния на основе бухгалтерского баланса и давать оценку эффективности работы по данным отчета о финансовых результатах. При организации совместной деятельности указанный анализ будет проводиться гораздо глубже. В случае если одна из сторон окажется не в состоянии выполнять своих обязательств, то другая сторона будет вынуждена взять на себя эти обязательства, чтобы достроить объект.

Финансовый контроль заключается:

Управленческий контроль заключается:

Стратегический контроль заключается:

Так, В.Г. Когденко отмечает, что контролируемым индикатором в рамках внутреннего стратегического контроля должны становиться фундаментальная стоимость компании, а также факторы, ее определяющие [8].

Налоговый контроль заключается в своевременности уплаты налогов (при совместной деятельности должно контролироваться и налогообложение).

Физические лица. Договор долевого строительства заключается с каждым из дольщиков, условия договоров для разных дольщиков могут быть разные, но это всегда является двухсторонней сделкой. Указанный договор может быть расценен как договор подряда, так как по условиям договора застройщик обязуется выполнить какую-либо работу или изготовить какую-либо вещь.

Цель физического лица, которое является участником строительства, заключается в получении качественного жилого помещения, поэтому это лицо выступает в качестве пользователя. Физические лица теоретически наделены рядом полномочий, но фактически могут оценить строительную организацию по общим критериям (например, по деловой репутации с помощью СМИ или "сарафанного радио"). Если физическое лицо является экономически грамотным, а информация о финансовой отчетности строительной организации общедоступной, то оно может провести оценку финансового и имущественного состояния, а также оценку эффективности работы организации. Никаких дополнительных возможностей осуществить предварительный контроль, а также последующие виды контроля у физического лица нет.

Представленная модель организации контроля на предварительной стадии строительной деятельности, финансируемой из различных источников, показывает, что контроль зависит прежде всего от функций, выполняемых источником финансирования, а также от целей, которые оно преследует. Указанная модель включает несколько блоков: объекты контроля; финансовый, управленческий, налоговый контроль, для которого определены направления его осуществления. Практическое использование модели позволяет строительной организации при выборе источника финансирования провести подготовительную работу, чтобы удовлетворить требования инвестора, кредитора, заказчика на предварительном этапе строительно-инвестиционной деятельности.

Список литературы

  1. Алексеева О.А. Управленческий учет затрат в строительстве // Аудиторские ведомости. 2007. N 3. С. 39 - 41.
  2. Баженов О.В. Обоснование выбора подрядной организации для выполнения строительно-монтажных работ доступного жилья // Экономический анализ: теория и практика. 2011. N 20. С. 55 - 58.
  3. Бельских В.Б. Значение ключевых показателей в управлении строительной фирмой // Экономический анализ: теория и практика. 2011. N 11. С. 12 - 21.
  4. Вандина О.Г. Теоретическое исследование качественных характеристик в системе внутреннего контроля коммерческой организации // Управленческий учет. 2012. N 3. С. 28 - 33.
  5. Варпаева И.А. Организационные аспекты управленческого учета инвестиционной деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 47. С. 33 - 38.
  6. Дорогавцева Е.И. Создание учетно-аналитической системы себестоимости выполненных работ на предприятиях строительства // Управленческий учет. 2011. N 5. С. 51 - 55.
  7. Зимакова Л.А., Серебренникова И.В. Использование учетной информации для совершенствования системы внутреннего контроля строительной организации // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 38. С. 2 - 11.
  8. Когденко В.Г. Развитие концепции внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 15. С. 41 - 51.
  9. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003. 640 с.
  10. Ларина Л.П. Система внутреннего контроля // Бухгалтерский учет. 2013. N 5. С. 28.
  11. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 "Совместная деятельность": Введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н. URL: http://www.finotchet.ru/standard.html?id=70.
  12. Митрофанов Р.А. Особенности налогообложения и применения для налоговой оптимизации договоров подряда // Финансовый менеджмент. 2011. N 3. С. 126 - 134.
  13. Музафарова Л.А. Организационно-правовые и учетно-аналитические аспекты тендерного получения заказов на оценку земельных участков // Управление экономическими системами. 2011. N 27. URL: http://www.uecs.ru/zemleustroystvo/item/379-2011-04-04-08-47-30.
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 02.01.2014). URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2.
  15. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013). URL: http://base.garant.ru/70103036.
  16. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/1213 8267/#help.
  17. Отражение в бухгалтерском учете расходов, связанных с возведением объектов строительства: Письмо Минфина России от 18.05.2006 N 07-05-03/02. URL: https://www.referent.ru/1/93690.
  18. Толмачев Е.А., Монахов Б.Е. Экономика строительства: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2003. 224 с.
  19. Цыганова И.Ю. Стратегическая управленческая учетно-аналитическая система: строение и необходимость создания // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 40. С. 38 - 44.
  20. Шубина Т.В. Организация планирования и контроля расходования средств строительными организациями на возведение объектов // Финансовый менеджмент. 2013. N 6. С. 14 - 30.
  21. Экономика строительства / Под ред. В.В. Бузырева. 3-е изд. СПб.: Питер, 2009. 416 с.

Л.А.Зимакова

Доктор экономических наук,

профессор

кафедры бухгалтерского учета

Белгородский национальный

исследовательский университет

Белгород, Российская Федерация

С.Н.Цыгулева

Кандидат экономических наук,

доцент

кафедры бухгалтерского учета

Белгородский национальный

исследовательский университет

Белгород, Российская Федерация

И.В.Серебренникова

Старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета

Белгородский национальный

исследовательский университет

Белгород, Российская Федерация