Мудрый Экономист

Анализ проекта профессионального стандарта аудитора

"Аудиторские ведомости", 2015, N 4

Проведен анализ проекта профессионального стандарта аудитора, разработаны предложения по совершенствованию и конкретизации его положений с целью обеспечения повышения качества требований к знаниям и умениям аудитора, а также практической применимости проекта стандарта с учетом реалий современной действительности.

Введение

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству Российской Федерации было поручено утвердить план разработки профессиональных стандартов, разработать и утвердить не менее 800 таких стандартов, а также внести в Государственную Думу проект федерального закона, вносящего изменения в действующее законодательство в части разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов [1].

Во исполнение данных поручений:

Процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов на данный момент находится в центре внимания и государственных органов, и профессиональных сообществ, и объединений работодателей, и иных заинтересованных лиц, поскольку сфера их применения весьма широка. В соответствии с п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, [4] такие стандарты применяются (будут применяться):

Таким образом, от качества содержания профессиональных стандартов будет зависеть не только качество управления персоналом, но и качество подготовки будущих специалистов и четкое понимание ими своих трудовых функций.

В настоящее время на стадии разработки и профессионально-общественного обсуждения находится профессиональный стандарт аудитора, структура и содержание которого базируются на требованиях Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н, а также Макета профессионального стандарта, являющегося приложением к ним [5]. В связи с этим актуальны вопросы сбалансированности содержания положений указанного проекта профессионального стандарта, повышенные требования к формальной определенности его содержания, а также реальная применимость данного стандарта в условиях современной российской действительности. Но прежде чем приступить к рассмотрению предложений по совершенствованию и конкретизации положений профессионального стандарта аудитора, необходимо провести общий анализ данных положений.

Общий анализ проекта профессионального стандарта

Первое, что определено в проекте профессионального стандарта, - это основные цели профессиональной деятельности аудитора, в числе которых названы:

Таким образом, цели профессиональной деятельности аудитора в проекте профессионального стандарта сформулированы идентично целям аудита и сопутствующих аудиту услуг, закрепленным действующим законодательством Российской Федерации и Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Для целей описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников в соответствии с Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н [8], каждая трудовая функция, предусмотренная проектом профессионального стандарта аудитора, соотнесена с соответствующим уровнем (подуровнем) квалификации от 5.1 до 7.3 (основные показатели каждого уровня квалификации и пути достижения соответствующего уровня содержатся в указанном Приказе).

В контексте разделения трудовых функций и их систематизации применительно к видам должностей проект профессионального стандарта выделяет следующие наименования обобщенных трудовых функций с выделением отдельных трудовых функций, а также возможных наименований должностей:

выполнение отдельных поручений руководителя задания для целей выполнения задания (подуровень квалификации 5.1);

выполнение аудиторских процедур (действий) низкой степени сложности или отдельных операций при оказании сопутствующих аудиту услуг под надзором уполномоченного лица (подуровень квалификации 5.2);

выполнение аудиторских процедур (действий) повышенной сложности и оказание сопутствующих аудиту услуг под надзором уполномоченного лица (подуровень квалификации 6.1);

организацию работы и надзор за участниками аудиторской группы (подуровень квалификации 6.2);

контроль соблюдения аудиторской организацией и ее работниками независимости и принципов этики;

консультирование работников аудиторской организации по сложным и спорным вопросам;

мониторинг системы контроля качества услуг аудиторской организации;

разработку и актуализацию внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность (подуровень квалификации 7.2);

разъяснение работникам аудиторской организации законодательства об аудиторской деятельности и его практического применения (подуровень квалификации 7.2);

организацию обучения и постоянного повышения квалификации работников аудиторской организации (подуровень квалификации 7.2);

Что касается требований к уровню образования, обучению и опыту практической работы, проект профессионального стандарта предусматривает:

для помощника (ассистента) аудитора, специалиста - среднее общее образование;

для аудитора, супервайзера, менеджера проекта - высшее профессиональное образование (бакалавриат);

для иных уровней - высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура);

для помощника (ассистента) аудитора, специалиста - дополнительное обучение с учетом требований к необходимому уровню знаний в областях "аудит", "бухгалтерский учет", "право", "налоги" и "финансы";

для иных уровней - дополнительное обучение в областях знаний, необходимых для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора;

первый критерий - опыт работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

второй критерий - опыт работы в аудиторской организации (см. таблицу);

дополнительный критерий - наличие опыта работы, включающей выполнение функций руководителя задания, применим только для методолога, аудитора-методолога, старшего (ведущего) методолога при выполнении ими трудовой функции подуровня квалификации 7.2.

Требования к опыту практической работы аудитора

Возможное наименование должности

Первый критерий (кол-во лет)

Второй критерий (кол-во лет)

Помощник (ассистент) аудитора, специалист (подуровень квалификации 5.1)

Помощник (ассистент) аудитора, специалист (подуровень квалификации 5.2)

Аудитор, супервайзер, менеджер проекта

Старший аудитор, ведущий аудитор, руководитель проекта, партнер

Контролер качества, аудитор-контролер, старший (ведущий) контролер, специалист по управлению рисками, менеджер по управлению рисками

Методолог, аудитор-методолог, старший (ведущий) методолог

Начальник отдела (подразделения, департамента), партнер

Директор, генеральный директор, управляющий (исполнительный) директор (партнер)

Кроме того, начиная с подуровня квалификации 6.2, на аудитора, супервайзера, менеджера проекта возложено собственно выполнение задания, особыми условиями допуска к работе в соответствии с положениями законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, названы наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов, а для контролера качества, аудитора-контролера, старшего (ведущего) контролера, специалиста по управлению рисками, менеджера по управлению рисками, методолога, аудитора-методолога, старшего (ведущего) методолога - альтернативное условие допуска к работе в виде наличия международной профессиональной квалификации.

В целом требования к уровню образования, обучению и опыту практической работы представляются реальными (достижимыми) и адекватными (достаточными).

Предложения по конкретизации и совершенствованию положений проекта профессионального стандарта

Если исходить из дефиниции профессионального стандарта, представленной в ст. 195.1 ТК РФ, профессиональный стандарт есть характеристика тех знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, которые необходимы работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [9]. Следовательно, профессиональный стандарт - это система минимальных требований к работнику, отвечая которым он может квалифицированно выполнять свои трудовые функции.

Отсюда вытекает неразрывная связь трудовых функций работника с требованиями, предъявляемыми к нему. Иными словами, профессиональный стандарт должен предъявлять к работнику только такие требования к необходимому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыту работы, которые действительно необходимы для выполнения им своих трудовых функций.

Формальный подход к определению профессиональных компетенций может привести к ситуации, когда для целей выполнения определенной трудовой функции будут предъявлены требования, которые либо будут недостаточны, либо избыточны. Рассмотрим самый общий пример из проекта профессионального стандарта аудитора.

В работе каждого аудитора практически любого уровня имеет значение уровень владения компьютером и оргтехникой, специализированными программами. Владение данными компетенциями позволяет существенно повысить производительность труда и автоматизировать отдельные операции.

В проекте профессионального стандарта аудитора среди необходимых умений всех должностей названы владение навыками работы с компьютером и офисной оргтехникой, с компьютерными программами, применяемыми в бухгалтерском учете и аудите. Однако владение навыками работы с компьютером и офисной оргтехникой - это в наше время, скорее, не столько профессиональная компетенция, сколько общее умение наряду с умениями писать и читать, пользоваться телефоном и факсом. Поэтому целесообразно было бы с учетом современных реалий исключить данные умения из перечня профессиональных компетенций.

Вместе с тем в своей повседневной работе аудитор работает не только с программами, применяемыми в бухгалтерском учете и аудите, но и со справочными правовыми системами (причем зачастую от уровня помощника аудитора до руководителя аудиторской организации). Это вызвано тем, что работа аудитора неразрывно связана с анализом большого массива нормативных правовых актов, практики их применения. Исходя из этого, на наш взгляд, было бы разумно включить в число профессиональных умений владение навыками работы со справочными правовыми системами.

Кроме того, поскольку при работе с компьютерной техникой и информационно-телекоммуникационными сетями имманентно встает вопрос соблюдения элементарных правил компьютерной безопасности в целях сохранения аудиторской, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, можно было бы рассмотреть и вопрос дополнения профессиональных знаний основами информационной безопасности и безопасной работы в информационно-телекоммуникационных сетях в целях защиты охраняемой законом информации.

Формальный подход не допустим не только при определении профессиональных знаний, умений и навыков, но и трудовых действий. Так, например, в числе трудовых действий методолога, аудитора-методолога, старшего (ведущего) методолога названо "доведение до сведения работников аудиторской организации требований нормативных правовых актов по аудиторской деятельности".

Однако реалии жизни таковы, что по факту таких изменений вносится очень много. Для доступности понимания сути таких изменений их доведение до работников аудиторской организации должно иметь вид некой системы. Например, изменения, внесенные в Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании", без их системного анализа и доступного изложения труднопонимаемы. При этом доведение до сведения работников таких изменений просто в форме распечатки соответствующего закона - малопродуктивное действие.

Другое дело - если соответствующие изменения донесены в форме системного анализа, как, например, это сделано в Информационном сообщении Минфина России от 03.12.2014, где соответствующие изменения даны в системе, с пояснениями их сути [10].

В связи с этим целесообразно было не просто закрепить трудовые действия методолога, аудитора-методолога, старшего (ведущего) методолога как доведение до сведения работников аудиторской организации требований нормативных правовых актов по аудиторской деятельности, но и конкретизировать, что должна доводиться еще и информация об изменении данных требований в системном виде с разъяснением сути данных изменений. Иначе суть трудового действия методолога будет нивелирована: работник аудиторской организации может сам найти и распечатать соответствующий нормативный правовой акт, вносящий изменения. При этом понять суть и смысл данных изменений, их системное значение - это именно поле для работы методолога.

При корректировке, дополнении и изменении положений проекта профессионального стандарта необходимо избежать асистемности и фрагментарности. Например, в случае изменения предыдущего трудового действия необходимо будет корректировать (дополнять) и иные трудовые действия методолога, аудитора-методолога, старшего (ведущего) методолога.

Так, трудовое действие по мониторингу изменений нормативных правовых актов по аудиторской деятельности целесообразно будет дополнить действием по их системному анализу, а трудовое действие по разъяснению работникам аудиторской организации практики применения нормативных правовых актов по аудиторской деятельности, консультированию по этим вопросам конкретизировать положением, что такие разъяснение и консультирование проводятся с учетом позиций высших судебных инстанций и контролирующих органов, поскольку системный анализ практики применения соответствующих актов невозможен без учета данных позиций.

В соответствии с этим правомерен вопрос и о конкретизации профессионального умения методолога, аудитора-методолога, старшего (ведущего) методолога по объяснению норм и требований нормативных правовых актов по аудиторской деятельности в части их разъяснения с учетом практики их применения, позиций высших судебных инстанций и контролирующих органов.

Примеров неточных (размытых) и формальных положений проекта профессионального стандарта можно привести немало.

Приведем один из них. Требования к знаниям и соблюдению этики в проекте профессионального стандарта аудитора разделено на "необходимые знания" в части основ этики делового общения, коммуникаций и корпоративной этики и "другие характеристики" в части соблюдения независимости и принципов этики. При этом отсутствует упоминание о профессиональной этике аудитора, соблюдение норм и требований которой напрямую вытекает из п. 1.1 Кодекса профессиональной этики аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2014 г. (протокол N 4) [11].

Исходя из этого разумно было бы дополнить профессиональные знания аудитора принципами, нормами и требованиями профессиональной этики, а иные требования - соблюдением данных принципов, норм и требований.

Проект профессионального стандарта аудитора в настоящее время находится на стадии профессионально-общественного обсуждения, в связи с чем в него еще будут вноситься соответствующие корректировки, дополнения и изменения с учетом интересов и потребностей разных заинтересованных сторон. Надеемся, что данный процесс повысит качество итогового документа, сделает его сбалансированным и жизнеспособным.

Если посмотреть на проект профессионального стандарта аудитора не просто как на документ сегодняшнего дня, содержащий требования к ныне работающим аудиторам, а как на документ завтрашнего дня, на основании которого будут разработаны соответствующие программы профессионального образования, по окончании освоения которых на рынке труда должны появиться квалифицированные и конкурентоспособные кадры (причем конкурентоспособные не только на российском рынке, но и на международном уровне, востребованные в том числе в российских филиалах (представительствах) и дочерних обществах крупнейших иностранных (транснациональных) аудиторских организаций), то качество такого документа должно постоянно повышаться.

Например, со временем может стать правомерным вопрос о необходимости введения в стандарт такой профессиональной компетенции, как знание иностранного языка, умение вести деловую беседу и переписку на иностранном языке (возможно, на начальных этапах - для руководителей аудиторских организаций, а со временем - и для иных должностей аудиторов).

В будущем неизбежна также постановка вопроса о дальнейшей градации должностей аудиторов на основе специализации в отдельной области и установления соответствующих требований к ним.

Еще один момент, который в будущем может повлиять на развитие профессионального стандарта аудитора, - это введение в действующее правовое поле дефиниций различных видов аудита (аудита эффективности, аудита соответствия и т.п.) и, следовательно, выделение финансового аудита.

Заключение

Процесс разработки профессионального стандарта аудитора связан с многочисленными трудностями, которые включают необходимость учета следующих ограничений. Данный стандарт должен:

Именно поэтому на сегодняшний день главной задачей профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта аудитора является учет интересов всех заинтересованных сторон, а именно:

Учет названных факторов и интересов всех названных субъектов при разработке проекта профессионального стандарта - проблема архиважная и архисложная, но вполне достижимая.

Литература

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2334.
  2. Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" // Российская газета. 7 декабря 2012 г. N 283.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р "Об утверждении Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 14. Ст. 1682.
  4. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 4. Ст. 293.
  5. Приказ Минтруда России от 29.04.2013 N 170н "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2013. N 8.
  6. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Российская газета. 31 декабря 2008 г. N 267.
  7. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 39. Ст. 3797.
  8. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении Уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" // Российская газета. 13 июня 2013 г. N 125.
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 31 декабря 2001 г. N 256.
  10. Информационное сообщение Минфина России от 03.12.2014 "Об изменениях Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  11. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол N 4) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

И.Р.Гарипов

Ведущий юрисконсульт

Департамента инициативного аудита и права

ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч"

М.М.Шарамко

Кандидат экономических наук,

докторант

кафедры анализа

хозяйственной деятельности и аудита

Российского экономического университета

им. Г.В.Плеханова