Мудрый Экономист

О квоте для инвалидов и другой отчетности о занятости

"Бухгалтер Крыма", 2015, N 3

Перед различными государственными органами поставлены разнообразные цели. Для их выполнения им, конечно, нужна соответствующая информация.

Налогоплательщики РФ уже давно не делают отчислений в фонд занятости и не сдают отчетность по платежам в него. Однако это не значит, что отсутствует необходимость вообще сдавать в него какую-либо отчетность, связанную с его основной задачей - контролировать и регулировать уровень занятости населения в стране.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

Конкретный порядок предоставления таких сведений устанавливается нормативными актами субъектов РФ. В частности, в Крыму необходимо руководствоваться Законом Республики Крым от 02.07.2014 N 24-ЗРК "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" (далее - Закон N 24-ЗРК). Этот Закон вступил в силу с 01.01.2015.

А вот в Севастополе такой закон еще не принят, на дату выхода номера из печати он не прошел еще даже первого чтения в законодательном собрании города (проект N 19/45). Отметим, что его текст почти аналогичен Закону N 24-ЗРК. Некоторые расхождения выглядят техническими и будут, видимо, поправлены в окончательной редакции.

Так, из крымского документа легко понять, что он распространяется на всех работодателей, включая индивидуальных предпринимателей. А вот севастопольский проект, приводя понятие квоты, определенно указывает, что оно относится только к предприятиям, учреждениям, организациям. Впрочем, из дальнейшего текста проекта видно, что все его требования должны выполнять также индивидуальные предприниматели, то есть, очевидно, понятие квоты будет уточнено.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 24-ЗРК квота представляет собой количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов и граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Работодатель обязан принять на работу определенное таким образом количество граждан указанных категорий. В их число входят инвалиды и граждане, особо нуждающиеся в социальной защите, не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда и в связи с этим испытывающие трудности в поиске работы, к которым относятся:

Отметим, что федеральное законодательство прямо устанавливает для работодателей необходимость соблюдения квоты приема только в отношении инвалидов, однако в отношении других категорий нуждающихся предоставляет субъектам РФ принимать на их усмотрение необходимые меры по решению проблем с их трудоустройством, в рамках которых допускается также установление квот.

Размеры квоты для приема инвалидов следующие:

Власти Крыма использовали максимальные ставки квот, которые допускает устанавливать в данном случае ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При этом, как и предусмотрено названным Законом, если среднесписочная численность работодателя менее 35 человек, то для него квота не устанавливается.

Квота для других категорий нуждающихся в трудоустройстве предусмотрена лишь в отношении работодателей, чья среднесписочная численность превышает 100 человек. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 24-ЗРК величина обозначенной квоты составляет 1%, то есть на каждые 100 работников - 1 человек.

Обратите внимание! Если у работодателя уже работают инвалиды, он может зачесть их количество в счет выполнения установленной ему квоты.

Квота устанавливается на срок не менее одного календарного года (п. 5 ст. 2 Закона N 24-ЗРК).

Важной обязанностью работодателей, связанной прежде всего с необходимостью контроля за соблюдением ими указанных квот, является предоставление отчетности в фонд занятости. Делается это в разные сроки, например, ежемесячно:

Данная обязанность вытекает из пп. 3 п. 2 ст. 5 Закона N 24-ЗРК и полностью соответствует установленной п. 3 ст. 25 Закона о занятости.

Сведения о выполнении квоты для приема на работу иных категорий граждан крымским работодателям следует предоставлять ежеквартально.

Также при увольнении работника, занимавшего рабочее место в рамках квотирования, необходимо сообщить о высвобождении соответствующего рабочего места в течение 10 дней со дня увольнения.

Формы для предоставления этих сведений установлены Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 23.01.2015 N 17.

Отметим, что законодательством предусмотрена ответственность лишь за несоблюдение установленной квоты, причем только в отношении инвалидов, но не за непредоставление перечисленной выше информации. Согласно п. 1 ст. 5.42 КоАП РФ именно неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

Сказанное подтверждается Постановлением ВС РФ от 08.04.2014 N 32-АД14-2, где содержится вывод, что исходя из буквального толкования диспозиции ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ непредоставление в службу занятости населения ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест (должностей) на квотируемые рабочие места не влечет наступление административной ответственности по этой норме.

Работодатели должны понимать, что и в этом случае они освобождаются от самой обязанности соблюдения установленной для них квоты, ее согласования с фондом занятости.

Уточним, что административная ответственность за непредоставление указанных сведений может быть установлена в законодательстве субъекта РФ, но на дату написания статьи мы не имели сведений о том, что такая ответственность предусмотрена в Республике Крым.

* * *

Итак, несмотря на возможность в определенной степени избежать ответственности за непредоставление отчетов в фонд занятости, существует обязанность по сдаче указанных отчетов. Она относится главным образом к тем работодателям, которым установлены квоты по приему определенных категорий работников. Названные квоты необходимо согласовать с местными органами занятости, прежде всего квоту на прием инвалидов. Игнорировать эту обязанность не рекомендуется.

М.В.Подкопаев

Редактор журнала "Бухгалтер Крыма"